Если на заводе производятся кабели, значит, это кому-нибудь нужно
У меня в собственности никогда не было кабелей Chord. Единственное моё с ними непосредственное взаимодействие состоялось при попытке приобрести акустический кабель Chord Sarum с прослушиванием перед покупкой. К сожалению, звучание кабеля показалось мне недостаточно эмоциональным и от покупки пришлось отказаться. Тем не менее, я регулярно встречал на форуме пользователей кабелей данного бренда (в основном, правда, младших моделей), да и в магазинах они представлены были неплохо. Именно по этой причине анонс тура кабелей марки Chord вызвал у меня интерес: мне захотелось выяснить, столкнулся ли я с частным случаем или звуковой почерк данного производителя просто мне не подходит.
Дистрибьютор предоставил в тур два кабеля - двухметровый акустический Chord Company Signature XL Speaker и метровую стереопару межблочных Signature Tuned ARAY на разъёмах RCA.
Прослушивание мне удалось провести аж в трёх трактах. Отчасти это связано с попытками в максимальной степени раскрыть кабели и понять, к какому тракту они лучше всего подходят.
Такт 1:
Сетевой транспорт Grimm Audio MU1
ЦАП LessLoss Echo’s End Reference Supreme
Межблочные кабели LessLoss C-MARC RCA Interconnect Entropic Process 1m vs. Chord Company Signature Tuned ARAY RCA 1m
Предварительный усилитель Block Audio LINE & POWER BLOCK SE
Межблочный кабель Way Cables Poetry+ XLR 2m
Два моно усилителя мощности Block Audio MONO BLOCK SE
Акустический кабель LessLoss C-MARC Speaker Cable Spade 2.5m vs. Chord Company Signature XL Speaker 2m
Акустическая система YG Hailey 2.2
Такт 2:
Подготовленный аудио ПК на Windows 10
ЦАП North Star Design Supremo
Межблочный кабель Zonotone 7Nac-Grandio10 1m vs. Chord Company Signature Tuned ARAY RCA 1m
Интегральный усилитель Gryphon Diablo 300
Акустический кабель Goertz MI Alpha-Core Ag2 3.6m vs. Chord Company Signature XL Speaker 2m
Акустическая система Tannoy Definition DC8
Тракт 3:
Цифровой источник на основе Intel NUC
ZEN Stream by IFI audio
SPDIF кабель Van Den Hul Digicupper
Мультибитный ЦАП Classic Voice
Межблочный кабель Cardas Golden Reference 1m (на разъёмах Furutech) vs. Chord Company Signature Tuned ARAY RCA 1m
Предварительный усилитель Classic Voice
Межблочный кабель Cardas Golden Reference 1m (на разъёмах Furutech)
Усилитель мощности Classic Voice на лампах KT170
Акустический кабель Cardas Golden Cross 2.5m (на разъёмах Furutech) vs. Chord Company Signature XL Speaker 2m
Акустика Klipsch RF7 (v1)
Музыкальный материал традиционно был всежанровый: от тяжелого металла до блюза, рэпа и классической музыки.
Первым делом я обычно описываю внешний вид и эргономику турового устройства. Не буду отступать от практики и в этот раз. С расстояния и на фотографиях оба комплекта кабелей выглядят вполне симпатично, но при личном контакте находятся моменты, к которым можно придраться. Я старался сделать максимально красивые фотографии кабелей, поэтому на них ничего нет про недостатки, но я опишу их текстом и одолжу немного фотографий у коллег по туру. Находясь в руках, кабели не дают какого-то ощущения премиальности. Использованная оплётка напоминает недорогую Audiocore из Аудиомании, а неизолированная часть акустического кабеля по ощущениям походит на какой-нибудь QED. От кабелей такой ценовой категории интуитивно ожидаешь некой премиальности, ощущения высокого уровня, но от туровых кабелей мне его получить не удалось. При этом, я до сих пор помню, как классно смотрелся белый Chord Sarum. Не помню уже за давностью лет, была ли использована более качественная оплётка или цветовое решение внесло позитивный вклад, но часть меня хотела оставить себе тот кабель за визуальную составляющую. С туровым комплектом такого ощущения не возникло. Выполнен он прилично, но в мелочах всё как-то не то. Как отметили в теме по логистике тура почти все участники, оплётка неаккуратно закреплена в металлических креплениях.
Вокруг термоусадки на RCA кабеле есть пластиковые “заусенцы”, а сама термоусадка на одном из разъёмов сидит неплотно и сдвигается в сторону кабеля при небольшом усилии.
Ещё одна проблема никак не проявила себя в ходе тура, но обнаружилась до него: чёрный RCA штекер поехал в тур без одного из резиновых колечек, служащих для более удобной фиксации кабеля в руке при его коммутации. Получается, эти колечки могут соскочить и потеряться, хотя лично у меня ничего подобного и не случалось при его подключении и отключении. Последняя проблема вызвала у меня наибольший страх в ходе эксплуатации: у акустического кабеля изоляция входит в гильзу коннектора буквально на 2 миллиметра, из-за чего она выскакивает из гильзы наружу даже при небольшом изгибе кабеля в области разъёма.
(чёрной линией на верхнем разъёме я постарался показать длину изоляции под гильзой штекера)
Ничего, вроде, не отрывается и не коротит, но выглядит это очень страшно. Производителю стоило или оставлять больше изоляции внутри гильзы (если это геометрически возможно) или надеть сверху термоусадку, надёжно фиксирующую кабель, как это было сделано в том же Sarum.
А вот упаковка порадовала. Всем бы такую. Тот же LessLoss, с которым проводилось первое сравнение, поставляется просто в zip-lock пакетике с приклеенным логотипом производителя. На фоне такой упаковки красивая сумочка от Chord выглядит как вершина дизайнерской мысли. Тут с производителя вполне можно брать пример.
В начале я постараюсь описать сравнения кабелей в каждом из трактов отдельно, а потом - выделить общий характер турового комплекта отрыве от конкретных трактов. Благо, прослушивание в трёх разных сетапах позволяет делать какие-никакие безотносительные выводы.
Первое сравнение проводилось на жирнотракте с кабельной обвязкой литовской компании LessLoss. Кабели LessLoss довольно вкусовые и имеют певучую притемнённую подачу. Младшая линейка более яркая и не такая плавная, а старшая (Entropic Process) отличается особо глубокой тишиной в паузах, аналоговой подачей звука и более высоким разрешением. Сравнение Chord’ов проводилось с комплектом из акустического кабеля LessLoss младшей линейки и RCA межблока старшей. Слушали мы кабели с @ValentinPro и мнения несколько разделились. Мы оба признали, что межблочный кабель Chord ярче LessLoss. Валентину понравился этот факт, т.к. общая подача у тракта была притемнённая и яркая подача кабеля немного её оживила. Правда, он отметил даже избыточность такого количества высоких частот. Я же отметил значительную просадку по самым высоким частотам (“воздух”) и значительное понижение музыкальности. Старший LessLoss пел, в то время, как Chord издавал звуки. В прямом сравнении это было слышно очень хорошо.
Добавление в сетап акустического кабеля несколько угомонило избыточные, с точки зрения Валентина, высокие частоты и успокоило звучание. Звучание сета из кабелей получилось более гармоничным, чем одного кабеля в отдельности. Однако, все мои претензии по недостаточной музыкальности и отсутствию “воздуха” остались на месте.
Акустический кабель без межблока также показал себя не очень гармонично, обеспечив излишне медленную подачу.
По этому сравнению мной было снято несколько видеороликов, ссылка на которые опубликована в сообщении выше. Можете попробовать самостоятельно отследить изменения в звучании, насколько это вообще можно сделать по видео.
Сравнение с Zonotone и Goertz во втором тракте внесло больше ясности. Жирнотракт, всё же, оказался слишком высокого уровня для отслушивания таких кабелей. После отключения туровых кабелей мы скоммутировали его не кабелями LessLoss, а старшими кабелями Way Cables Poetry+ и Endless, и получили радикально другой уровень звучания. Правда, и за радикально другие деньги (на стоимость Poetry+ можно приобрести приличную горстку как Chord, так и LessLoss). Словом, если в вашем тракте основные компоненты дороже 5 миллионов, кабели нужно подбирать соответствующего ценового диапазона, иначе отрезано от звучания будет очень и очень многое.
В прямом сравнении с Zonotone 7Nac-Grandio10, межблочный кабель Chord показал удивительно похожую подачу, однако, с отличиями. Оба кабеля хорошо отыгрывали высокие частоты, но Chord в прямом сравнении имел не просто уменьшение уровня, а откровенный срез как на высоких частотах, так и на низких. Часть ВЧ, содержащая полезный сигнал, отыгрывалась им без особых проблем, однако, часть, ответственная за воздух, отсутствовала полностью. То же самое касалось и самых низких частот. Неплохо подсобирая бас, кабель просто игнорировал какую-то часть низких частот.
На слух это давало некоторую глухость звучания и ухудшение музыкальности. Слушать через него музыку было просто неинтересно. Тем не менее, склонен сказать, что по общему уровню кабель даже чуть-чуть переиграл Zonotone, обеспечив лучшую проработку средних частот и большее количество обертонов на СЧ. Также Chord отличился лучшим соотношение сигнал/шум, создавая более контрастное звучание с тишиной в паузах. Zonotone играл размашистее, музыкальнее, но проиграл в сфокусированности и читаемости отдельных звуков на средних частотах.
Сравнение акустического кабеля с Goertz ни к чему хорошему Chord не привело. Он показал значительно более низкий уровень. После яркого, быстрого и певучего Goertz, Chord звучал очень медленно и мутно. При этом, он не смог обеспечить такой плавности и естественности звука, которая была у Goertz. Обычно от кабелей с медленной и плавной подачей ожидаешь тембров и аналоговости, но в этот раз как-то обошлось без них. Я так и не смог придумать, за что его похвалить с учётом ценовой категории.
В третьем тракте, принадлежащем Николаю @Nik007, кабельному сету предстояло соревноваться с кабелями Cardas старых линеек.
В общем-то, никаких инноваций после двух прослушиваний третье не предоставило. Межблочный кабель показал более высокий общий уровень, однако, отсутствие краёв диапазона вызывало сильный дискомфорт. Акустика Klipsch RF7 может играть достаточно низко и радикально пропавшие низкие частоты очень сильно обращали на себя внимание. Да, нижняя середина и верхний бас хорошо собрались и играли очень проработанно, однако, куда делся самый низ было непонятно. Также, рупорная ВЧ секция отлично продемонстрировала исчезновение воздуха. После Cardas слушать такое звучание особого желания не было ни у меня, ни у Николая. Что интересно, мы даже попробовали подключить половинку акустической RCA пары как цифровой SPDIF межблок, и получили ровно ту же подачу со срезанными краями частотного диапазона. Акустический кабель по общему уровню переиграл Cardas Golden Cross, обеспечив лучшую читаемость звуков и большее количество деталей на средних частотах. Однако, излишняя притемнённость и медлительность кабеля и в этот раз не позволили признать за ним однозначное превосходство. Да, общий уровень оказался выше и хорошая проработка верхнего баса звучала весьма приятно, но без воздуха и самого низа звучание снова было не таким, к которому хотелось бы вернуться.
Что же в сухом остатке? Кабели очень странные. RCA кабель имеет очень хорошее соотношение сигнал/шум, отличное разделение инструментов, но абсолютно непонятную мне АЧХ с наглухо отрезанными краями частотного диапазона. Если бы мне нужно было её нарисовать на слух, я бы изобразил что-то такое:
Лично у меня такое звучание вызывает нечто, схожее с эффектом зловещей долины: провод играет почти так, как должен, но чего-то в этом звучании не хватает. Не очень заметного, но очень важного. У меня это вызывает чувство дискомфорта.
Как продавец аудио продукции, я понимаю, что разнообразие звуковых почерков и подач необходимо для удовлетворения потребностей клиентов, предпочтения которых порой бывают самыми разнообразными. Те же LessLoss, с которыми проводилось сравнение в первом тракте, также являются вкусовыми кабелями и имеют свой узнаваемый характер - притемнённый, томный, с чуть приглушенными, но искрящимися из темноты высокими частотами и достаточным количеством воздуха. Я с ходу могу назвать десяток человек, которым нужен именно такой звук. Это, например, все поклонники Cardas и Van Den Hul. Zonotone, с которым проводилось второе сравнение, также имеет своего потребителя, которого я смогу назвать поимённо не думая. Да тот же Валентин из всех перечисленных тут кабелей выбрал бы его за ровную линейную подачу. Но я не могу вспомнить среди знакомых ни одного человека, которому я бы смог порекомендовать туровый межблок Chord. Если он производится и продаётся, наверняка под него есть удачные связки с оборудованием и потребители, предпочитающие такую подачу. Но среди знакомых мне людей я почему-то не могу подобрать ни одного.
Акустический кабель, в отрыве от межблока, разочаровал сильно. Если в межблочном кабеле я смог найти свои фишечки и достоинства, то акустический не выделился ничем. Края частотного диапазона он отрезает не так сильно, как межблочная пара, но, всё же, отрезает. При этом, если межблочный кабель делает это резко, то акустический подходит к этому срезу плавным спадом на ВЧ, что делает его звучание притемнённым. Он не обеспечивает такой скорости как межблочный, давая несколько смазанную атаку и плавную подачу. Раз уж я попытался нарисовать услышанную мной АЧХ для межблочного кабеля, наверно, логично будет попытаться сделать то же самое и для акустического:
К сожалению, попытка реабилитировать этот бренд в моих глазах не удалась. Акустический Sarum оставил в моей памяти куда более тёплые воспоминания, отличившись в лучшую сторону красивым визуальным оформлением и довольно малым количеством недостатков, попросту оказавшихся для меня критичными, из-за чего я его и не приобрёл. Я понимаю, что у этих кабелей должна быть своя аудитория, любители подобной подачи с подходящим оборудованием, однако, среди известных мне людей и трактов, на ум не приходит ни одной ситуации, в которой я бы смело сказал: “Это для тебя идеальный вариант. Ничего другого тебе не нужно”.
Спасибо бару и @nexthifi за возможность ознакомиться с продукцией Chord. Уверен, кто-то другой сумеет лучше раскрыть эти кабели и проникнуться ими.