Про плойку. Часть вторая.
Говоря о плойке, было бы неправильно не говорить о психологии восприятия музыки как об общечеловеческой, так и об индивидуальной.
Касаясь общечеловеческой психологии, надо отметить, что при достаточно слитной и внятной, пусть и несколько неточной передаче средне-частотного диапазона и пренебрежении высокими частотами, плойка помогает сосредоточиться на самых главных инструментальных партиях, на солирующем голосе. Убирая из поля внимания тембральный узор на верхнем диапазоне, плойка не перегружает внимание воспроизведением мелких деталей, отвлекающих от основной музыкальной идеи. Поэтому там, где внимание слушателя отвлеклось бы на случайный колокольчик, в случае плойки внимание продолжает свое неспешное, спокойное и несуетливое непрерывное следование солирующему инструменту. За счет этого не происходит разрыва в восприятии целостного произведения, то есть слушателю легче интегрировать свое восприятие, легче удерживать его от рассыпания на мелкие не связанные друг с другом, как ему порой кажется, осколки. Прослушивание в целом не перегружено информацией, отвлекающей от самого главного в музыкальной идее.
Касаясь индивидуальной психологии, в случае музыки надо отметить сильнейшее воздействие на психику слушателя фактора ностальгических воспоминаний, ностальгических якорей о времени «когда мы были молодые и чушь веселую несли». По подаче материала плойка сильно напоминает, помимо названных мной старых кинотеатров и радиол, еще и звук старых кассетных магнитофонов и вертушек. Более того, напоминает весьма невысокого технического уровня записи Битлз и даже Аббы, и всего им сопутствовавшего. В то время, когда эти записи выпускались, они звучали для того времени качественно и привычно для уха, тогда еще не избалованного чем-то другим. Вероятно, нынешние дети будут лет через двадцать балдеть от специфической подачи звука Айфоном через ушные затычки, потому что именно под этот характерный тембр к ним пришла первая любовь, первые страдания, искания и что там еще приходит впервые в юности.
Еще я приводил пример музыкального фона во время путешествия на автомобиле, когда вокруг чудесные пейзажи, в теле бодрость, на соседнем сиденье любимая девушка… К чему в этом случае какие-то мелкие отвлекающие детали? Наоборот, чем проще, тем душевнее.
Все, что я написал, как и в первом моем отзыве, нисколько не умаляет специфических достоинств плойки, ставящих ее вне привычного рядя устройств. Но для того, чтобы не впадать в крайности, надо отдавать себе отчет в том, что она далека от идеала и предоставляет слушателю лишь некоторый упрощенный конспект музыкального произведения с подчеркнутыми, выделенными основными мыслями композитора и исполнителей.
У меня, как у частного примера слушателя, ярко выраженный тембровый вертикальный слух. Для меня значимее тембр, а не высота звука. Мне важна не краска, а палитра, не цвет, а оттенок цвета. По этой причине плойка мне интересна как выпадающее из привычного ряда устройство, но не как устройство на каждый день. Но это не значит, что психика других людей устроена так же. Многих плойка должна привлекать и радовать, потому что позволяет им за деревьями видеть лес.
Сегодня специально подключил для сравнения blue-ray проигрыватель Philips со встроенным ЦАП-ом Burr-Brown, способным воспроизводить SACD формат. Сравнивал через транзисторное усиление и полочную винтажную акустику T+A, отличающуюся исключительно высокой певучестью. В отношении передачи «живой» стороны звука Philips, на мой взгляд, ни чем не уступил плойке. Правда, было много дополнительных звуков и дополнительных музыкальных впечатлений, которые конечно несколько отвлекали от основной темы и снимали определенную ауру раритетной музейной лаконичности и целостной простоты плойки.
Музыка – это язык. Любое воспроизводящие устройство тоже разговаривает на своем языке. Язык плойки для многим понятнее и доступнее транслирует язык музыки. Он, как бы, уверенным резцом врезается в восприятие и прорисовывает в нем глубокие борозды. Где-то возникают ассоциации с увеличительным стеклом. В любом случае, можно смело рекомендовать плойку тем, кто хочет с ее помощью легче понять структуру классического музыкального произведения.
Чрезвычайно рекомендую плойку к тестовому прослушиванию. Уверен, для очень многих она явится откровением, потому что вы услышите то, что раньше не слышали, потому что это надо было вычленять из общего более сложного и витиеватого потока музыкальной информации. Сначала услышать в плойке, где это выявлено, а потом постараться услышать то же самое в более сложном случае, когда воспроизводится больше деталей. Оно там есть, но детали отвлекают. Подобная тренировка очень напоминает многоканальное сведение, когда надо переключаться с одних музыкальных линий на другие, с деталей на общую картину.
Надо иметь в виду, что плойка является серьезным, почти наркотическим искушением для слушателя: привыкнув к ней, можно начать воспринимать детальные ЦАП-ы, как избыточно информативные, а верхи начать слышать как случайный отвлекающий от музыки мусор, как некоторые причуды и закидоны звукорежиссера в добавлении эффектно звенящих и скрежещущих шумов. От психологической установки, общего настроя и прогрева мозгов многое будет в этом случае зависеть.
Главная уникальность плойки, отличающая ее от всего привычного, на мой взгляд, состоит в том, что при ярко выраженных частотных ограничениях по верху и по низу, характерному для очень дешевых устройств, она дает высокое разрешение в самом значимом для восприятия музыки диапазоне на уровне ЦАП-ов hi-end класса. Вот такое странное совмещение несовместимого. Отсюда думаю и все споры и недопонимания.
На любом воспроизводящем устройстве можно услышать что-то новое в звучании хорошо известного произведения. Один и тот же трек можно рассматривать с разных сторон, используя разную акустику, разные ЦАП-ы, разное усиление подобно тому, как кристалл можно поворачивать и под разным углом видеть разную игру света.