Об аудиофиле и лучшести

К пониманию критериев “лучшести” или на тему “А судьи кто?”:

Эксперти́за (от лат. expertus — опытный, сведущий) — исследование, проводимое компетентным лицом, привлеченным по поручению заинтересованных лиц, в целях получения ответов на вопросы, требующих определенных специальных познаний.

Ключевые слова: компетенция, специальные познания, опыт.

Не настаиваю на истинности следующего утверждения, но, по-видимому, за утверждениями “на вкус и цвет… фломастеры разные” при оценке “лучшести” звука выступают не вкусовые особенности восприятия как таковые (они, в лучшем случае, вторичные), а причины, связанные с опытом и накопленными привычками определенным образом слушать и слышать - а это целый комплекс психофизиологических и психоакустических особенностей восприятия, как отдельных звуков, так и самой музыки, из них состоящей.

Спонтанно все мы так или иначе воспринимаем и музыку, и изобразительное искусство… Но когда в музыкальных школах, училищах и консерваториях учат исполнительскому искусству, когда в художественных школах и академиях учат рисовать, одновременно обучают и навыкам восприятия - буквально учат слышать и видеть. И талантливые музыканты и художники получаются, прежде всего, из тех, кто обладает особым талантом к специальному восприятию.

Аудиофилы и меломаны наравне с музыкантами, благодаря своему хобби, находятся в привилегированном положении относительно своих возможностей непрерывно обучаться и совершенствоваться в навыках слушать и слышать. Им (нам) остается только выбрать направление такого совершенствования, потому что не только выбор аппаратуры, но и выбор наиболее предпочтительного музыкального жанра (рок, фолк, классика… или все вместе) будет приводить к неодинаковым результатам.

5 лайков

Это понятно, не рассматривается. А вот как записывается БСО я видел и у меня есть хорошие знакомые в этой сфере. Микрофоны ставятся не на каждый инструмент. Вот как раз с каждого микрофона на отдельный громкоговоритель. А для малых составов так еще проще.

Не очень понятно, как на самом деле эти записи готовятся. Если взять 4-канальный рекордер и записать street sounds на 4 микрофона, потом загнать 4 дорожки в DVD-Audio и сыграть в кинотеатральной системе, эффект просто ошеломительный. А вот музыкальным записям это просто-напросто НЕ нужно. Моно, ну стерео максимум, совершенно достаточный формат. Потенциальная ситуация, когда запись ведется из центра рассадки оркестра, где объемный звук был бы нужен, – абсурдна.

2 лайка

На самом деле уверен, что дай музыкантам такой простор для творчества, появились бы и записи, где не скажешь, что не нужно было. Но их нет. А те, что есть, стерео. И слушаем в стерео.

2 лайка

Одно из свидетельств, Брайан Мэй, группа Queen:

Альбом “A Night At The Opera” был исходно записан на аналоговую 24-канальную ленту, но на самом деле там было гораздо больше треков, которые мы в процессе работы сводили в стереопару, чтобы освободить место для новых партий. Было очень трудно собрать все гитарные и вокальные гармонии в один стереомикс, и мы постоянно искали компромиссы.

Когда я послушал эти же песни в формате surround, то стало сразу ясно, что этот формат имеет огромный потенциал и может сделать с нашим материалом нечто новое. Теперь появилось больше места, в котором могут жить инструменты. Можно создавать панораму в 360 градусов и помещать инструменты в любую точку, и впечатление будет каждый раз новое, как только ты обернешься в ту или иную сторону. У меня вообще фотографическая память. Я очень хорошо помню аранжировки и гармонии. Я сразу почувствовал, что должен принять участие в работе над ремиксом, поскольку я увидел, что можно воссоздать дух каждой части оригинальной записи в новом миксе surround.

“Теперь появилось больше места, в котором могут жить инструменты.” :+1:

3 лайка

Как оценивать звучание компонентов — «Дорога в аудиоад» Питер Квортруп читайте до просветления в поисках эталона.

3 лайка

Не могу понять одну вещь, много раз думал об этом, как я проживший в Новосибе до 2004 года и слушавший ГО без перерывов так и не сходил на концерт?
При этом зарабатывал тогда больше чем сейчас. Загадка…
Да я вообще не ходил на концерты почему-то. Друзья не разделяли мои увлечения, может по этому? В 501ом, в Шамроке постоянно зависали, а концерты мимо(((
Многое бы сейчас отдал за концерт ГО. Всю систему например.
В общем не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня, а то завтра может и вовсе не быть…

8 лайков

Вполне подходит под центральное аудиофильское правило от Питера Квортрупа:

Но каким бы ни был контрольный тракт, решающее слово ему принадлежать не может; вполне вероятно, что более правдоподобные результаты будут достигнуты с совершенно иным трактом звуковоспроизведения, например, более правильным. Именно более правильным, а не просто правильным. Повторяю: не существует таких понятий, как правильная система, или правильный компонент, или правильная запись.

1 лайк

Вроде всё “правильно” написано, а либо перевод плохой, либо человек вроде бы подсознательно понимая что-то, а до конца точно выразить словами не смог (в науке такое, кстати, часто бывает).
Запутался он в этих “более правильно”, “менее правильно”, “контрольный такт”… Всё на уровне полутонов и полувздохов каких-то…
Уже говорил: на мой взгляд, нет этого “правильного”. Оно у одного и того же человека может меняться в течение всей жизни если не десятки… то с десяток, точно раз… И всё зависит именно от того самого опыта, врождённых данных, просто возможностей, даже финансовых, того самого “дошкольного и школьного” воспитания, с которым кому-то везёт, а кому-то не очень и проч… Поэтому и “стартовые” возможности у всех разные…
И с пониманием (или без оного) всего этого, тут уже сотни каких-то высоких умозаключений настрочили…
Кстати, поэтому, я почти сейчас ограничил до минимума какие-либо советы по поводу подбора техники…

2 лайка

А возможно вы разочаровались бы в ГО, и закрыли бы его творчесто для себя, а с прослушиванием записей, через свой опыт, вы сохраняете в своем сознании образ пророчества.

А я с ним согласен на все сто, изложение считаю предельно ясным и точным. И тезис носит не относительный, а абсолютный характер. Относительными в его тезисе выступают: система, компонент, запись.

))) У нас и так с Вами на многие вещи схожие взгляды. Были бы на все - было бы подозрительно…)).
И если бы он (Квортруп) написал, вместо “правильный”, “соответствующий человеку в данный момент его развития и понимания музыки”, я бы согласился).
А в данном контексте, слово “правильный”… как бы так сказать, чтобы не скатиться в политику…))): ну,слишком западно-абстрактное что ли, причесанное)). По сути, ни о чем. Ну как мне кажется).
А понятие “контрольного тракта”, без точного его определения, тем более теряет смысл, особенно при сопоставлении с неким “правильным”)).

Можно ещё больше запутать.
Правильный контрольный тракт. )

)) К счастью, ни я, ни Квортруп, до такой абракадабры не додумались…

Квортруп описывает объективную реальность, которая подчиняет себе и включает в себя субъективное, а не наоборот.

Можно как-то это продемонстрировать или объяснить? Понял, что в результате получится нечто объемное, очень похожее на подробно изложенную позицию Квортрупа, но менее точное.

Поэтому не могу не согласиться с Дмитрием в отношении Квортрупа:

)))) все этапы просветления у меня уже были в далёкой молодости… Поэтому сейчас просто буду продолжать слушать музыку на том, что удалось “нажить непосильным трудом”…)) и получать удовольствие.
А вместо этого строить теории “правильных систем”… пусть этим занимаются те, кому это ещё интересно, и для чего-то надо…))

2 лайка

))) Меняй ник на Сусанин)))

Тогда стоит молча тему покинуть.
Очень много слов с нулевой полезностью.

))) Я никого никуда не пытаюсь завести. Скорее наоборот, предостерегаю от этого…

А какая в принципе может быть полезность от столь махрово-теоретических построений…
Тем более, что я предельно четко свою позицию обозначил уже:
Считаю, что это утопия: как вообще понятие “правильных” систем, так и попытки этого достичь.
Степень отличия от нуля, в плане полезности этого моего мнения… Сказать не берусь). Может кому-то и полезным окажется…

3 лайка