На вкус и цвет конденсаторы разные (кроме Black Gate) — Audio Note, Jensen, Dueleund, Vcap, Myflex, Jupiter, Mundorf, Jantzen, ClarityCap, Audyn, Rike, BHC/Kemet

Обсуждаем 50 оттенков звучания кондесаторов

http://sw1xad.co.uk/battle-royale-of-components-materials/

2 лайка

Да, понимаю, холивары по конденсаторам утихли давно. Но, все ведь остались при своих мнениях. А истина, она одна. Предлагаю вот её в последней инстанции. ))
Почему при оценке влияния конденсаторов на звук никто не учитывает такого явления, как поляризация диэлектриков? Простой опыт: поставим плёночный конденсатор под напряжение 300 - 600 вольт хотя бы на несколько часов. Отключаем, разряжаем до нуля. Измеряем напряжение минут через 20. Внезапно, от 2 до 10 вольт ( иногда и больше) у разных конденсаторов. Это так называемая абсорбция, и вызвана она одним из видов поляризации( а их по крайней мере 10). 2 вольта мало? Нет, не мало, учитывая, что конденсаторы работают в малосигнальных режимах, и 1 вольт это уже много. Эта поляризация делает конденсатор не симметричным для проходящего сигнала. Грубая аналогия, появляется паразитный диод. А это достаточно сильно искажает форму сигнала. Так-как всё сложно и для разных диэлектриков все 10 видов поляризации проявляются по разному, то и эффект не стабильный. Очевидно, лучшие для аудио конденсаторы должны иметь диэлектрик, наименее подверженный поляризации. Такие конденсаторы дороги. Совпадение? Не думаю. Но и они со временем поляризуются. Может, есть смысл сравнить на слух и замерить КНИ двух одинаковых конденсаторов, один новый, а второй поляризованный? Может, есть смысл закорачивать( не в ручную, конечно) конденсаторы при выключении усилителя? Не исчезнет ли характерный для ламповых эффект, когда в разные дни они звучат как-то по разному? Почему в транзисторных усилителях влияние конденсаторов минимально? Вероятно, по двум причинам. 1) Низковольтное питание. Низкие напряжения в меньшей степени поляризуют диэлектрик(?). 2) На фото в 20 Мпик увидим больше мелких деталей, чем на фото в 2 Мпик. Транзисторные это 2 Мпик, ламповые 20 Мпик.
В древних, дореволюционных схемах типичная ёмкость межкаскадных была 0,1 мкФ( а иногда и 0,01 мкФ). В современных схемах видим 1 мкФ и даже 10 мкФ. Ну а что, больше не меньше, хуже не будет. Но, чем больше ёмкость, тем сильнее влияние поляризации. ИМХО.

3 лайка

Нет, в транзисторных влияние точно такое же.

Ну, да, это очевидно всем, но где такой взять?

Это про какую революцию?

Величина межкаскадного конденсатора расчетная исходя из нижней граничной частоты и входного сопротивления следующего каскада.
В “дореволюционное” время аппаратуру рассчитывали на 30-50 Гц нижнюю частоту.
Сейчас на 1-5 Гц,
Вот и вся разгадка. Это просто.

5 лайков

Из этого следует, что надо обсудить влияния революций на слуховой аппарат человека.
Может еще несколько организовать и будем слышать от 0Гц?

Разгадка чего? Речь не о нижней граничной ( а зачем усилку 1 Гц, если АС в лучшем случае от 40 Гц?). А о влиянии(или не влиянии) конденсаторов на звук. “Физики” то до сих пор ржут над аудиофилами и утверждают, что никакого влияния нет. И о путях решения этой “проблемы”. Не увеличивать ёмкость до безумия, и(или) закорачивать для сброса поляризации, и(или) искать “новые”, целебные диэлектрики?

Ну, у меня основная ас вполне себе от 20 играет. А Во-вторых по нч идёт битва не только за ширину полосы, по вч тоже идёт, но и за точность фазы.

Точный бас или взмыленная середина? Дилемма однако.

Видимо у вас какие-то недалекие физики в знакомых. Влияние конденсатров на звук объективно и измеряемо.

4 лайка

Из всего, что довелось попробовать, очень понравились Mundorf Silver Gold Oil и Jensen медь в меди. Безвусловно, это разные сигнатуры звука. Но обе прекрасны и породисты. Теоретически великолепны AudioNote.

2 лайка

http://www.kemet.com/Lists/TechnicalArticles/Attachments/53/2008-03%20Advances%20in%20Class-I%20C0G%20MLCC%20and%20SMD%20Film%20Capacitors.pdf

когда-то это была очень интересная для меня тема )

сегодня порой измеряют уже и абсорбцию готовых конденсаторов и материалов и пьезоэффект и даже гармонические искажения при прохождении переменного сигнала через конденсатор, причем измеряют в промышленности, а не в аудио )

механизмов абсорбции в пленочном конденсаторе действительно много, условно можно поделить на два типа - те что связаны с остаточной поляризацией диэлектрика и второй тип - связан с механическими свойствами готового конденсатора и электростатическими силами.

поэтому важны и материалы и намотка с герметизацией , отсюда трюки такие как “маслонаполненность” и секретные намотки

бывают плотно намотанные конденсаторы и мягкие по намотке с характерным саундом у каждого типа. (эту тему обсуждали еще обширно на форуме lansing heritage)

абсорбция намного важнее диссипации, которая для пленочников всех условно почти равна нулю (но тем не менее частотнозависима что может улавливать ухо, кто знает…) коэффициент абсорбции очень хорошо коррелирует со средним качеством конденсаторов по палате, но только не тот коэффициент, что измеряется при при сверхнизкой частоте, а более высокочастотный.

высокое напряжение на конденсаторе кстати только помогает справиться с механической абсорбцией вызванной электростатическими силами (переменная составляющая напряжения становится маленькой в сравнении с большой постоянной величиной)

самое плохое для сигнала - это кроссоверные искажения в диэлектрике (вспомним dbs audioquest) и даже Грег Тимберс из JBL любил поэтому конденсаторы “спаривать” подзаряжая батарейкой, если не ошибаюсь и сегодня в топовых jbl применяется этот трюк. все это совсем не панацея тем не менее…

в транзисторной технике влияние конденсаторов такое же как в ламповой, просто большинство транзисторных аппаратов обходятся без конденсаторов в цепи сигнала

влияние конденсатора в питании очень сильно зависит от схемы и может быть как очень значительным так и сведенным к минимуму за счет схемотехники - (чем меньше переменная составляющая напряжения на конденсаторе в питании, и косвенно также импульсные токи через него, тем меньше его слышно). поэтому в каком-то месте в транзисторной хорошо стабилизированной схеме конденсатор может быть вообще не слышно, что врядли может случиться в классическом ламповом мощнике.

конденсатор это еще очень длинный кабель, поэтому и материал обкладок дает вклад в тех применениях где это может проявить себя.

абсорбция диэлектрика частотно зависима поэтому тут даже и не всегда скажешь кто звучно и много искажает, а кто мало и невкусно, что лучше? у некоторых материалов есть разного рода аномалии в частотной зависимости абсорбции, также есть сильно выраженная температурная зависимость у некоторых материалов. поставили конденсатор близко к горячему радиатору - и это уже другой звук ))

механические свойства с диэлектрическими в удачном виде в одном материале не встречаются, поэтому прибегают к ухищрениям вроде герметичных корпусов с маслонаполненностью и плотными намотками. тот же многими любимый тефлон - текучий под нагрузкой и проблем это создает много в его применении для конденсаторостроения - его плотно не намотаешь…, хотя без учета механический свойств это прекрасный материал, вот по факту конденсаторы на нем отдают слегка “мертвечиной” и имеют чуть сниженное разрешение на середине.

от своих ушей скажу, что между “пластиковым” звуком всех сухих пластмассовых конденсаторов и бумагомаслянными жирными “ламповыми” экземплярами, меня удивил не за космические деньги audyn true copper max - очень хороший баланс качеств лишенный пластикового призвука. так же как и топовые jupiter будучи бумажными тоже лишены тормознутости и сглаженности краев диапазона, обычно свойственных бумаге.

очень известный мега обзор субьективных оценок по теме:
http://www.humblehomemadehifi.com/Cap.html

9 лайков

Jensen Alumen z-cap лучше и дешевле

1 лайк

У меня пока есть только silver superior от них. Критическое отставание от SSGO по точности и глубине звука.
Я могу смело заказать Alumen Z-Cap, не боясь потраченных средств? Или это вопрос чистого субъективизма? Спасибо :slight_smile:

PS: те же SSGO прекрасно себя проявляют на компонентах высшего эшелона стабильно. При попытке же впаять остаток в Primare ничего толкового из этого не вышло. Хуже не стало, но и класс конденсатора непонятен на фоне того же Silver. А вот когда я тестирую их на динамиках Accuton - отличное сочетание. И все радикальным образом переворачивается. На стареньких же Динаудио - опять ни о чем…

Так что, мое предложение быть поспокойнее в заявлениях. Лучше делиться базисом на чем и как, почему был сделан тот или иной выбор. Преимущества SSGO начинают раскрываться далеко не всегда. Это не секрет. А где-то он может и вскрыть недостатки. Нет такого универсального конденсатора хоть куда. Не везде у меня был лучше SSGO. Просто именно с ними удалось добиться лучших результатов и слышать в целом. С теми же бумажными динамиками, например, они уже не встают. Слышно отсутствие нейтральности бумаги и шелка, как материала, их «картонность». Жесткие же диффузоры (бериллий, керамика, w-sandwich…) обретают чистоту, нейтральность. В лампах тоже интересно: становятся слышны электролиты на схеме и тд. Но, дальнейшая работа по замене позволяет все больше раскрывать сказку, на которую способны SSGO.

2 лайка

На сундуке есть ролик ,сравнивают SSGO - Alumen Z-Cap, z-cap по крайней мере не хуже и дешевле.

это вопрос чистого субъективизма?Так что, мое предложение быть поспокойнее в заявлениях

Я не знаю, о каком ролике речь, было бы интересно послушать.
Но опять же, повторюсь: вопрос того, с чем идёт стыковка. Если на ролике бумага или вообще ШП, то ничего удивительного.

Как банальный пример расскажу про один известный тракт, где пока только и удалось побороть визгливость динамиков AER - установлены Duelund медные в усилителях и тд. Плюс, магниты динамиков пришлось менять на ламповый блок подмагничивания. И здесь кроется интереснейший момент: если данные усилители построить на SSGO, опять обножатся недостатки AER.

У меня есть Duelund на 1мкф и 0.47. Все как и сказал ранее: прекрасная работа с бумажным диффузором. Но на Accuton теряется точность, тайминг, все становится слегка замазанным и произведение не воспринимается таким контрастным.

Наверное(!), сегодня SSGO - лучший конденсатор для продвижения идеи High-Tech High-End. Далеко не мое единое мнение. Безусловно, данное направление сегодня даёт наиболее нейтральный и чистый звук с объективной точки зрения. Есть же и обратная сторона медали с великолепными результатами, где лидерами традиционно будут Duelund. Тем не менее, если говорить о моих личных предпочтениях, то High-Tech интереснее и разнообразнее, красивее играет. А для второй стороны медали есть разумная, но все равно недешевая альтернатива - Jensen медь в меди. Было одно место в усилителе Lamm ML-3, куда он встал так, что остальные посыпались, в том числе и SSGO, и Duelund, и Multicap старший. Они все уводили родовую сигнатуру звучания и баланс в другую сторону. Jensen же встал как родной, просто очистив звук.

Всякое бывает :slight_smile: буду благодарен за ролик.

Ещё и измерений :slight_smile:
Методика не сложная, если мы говорим о динамиках.

Для меня этот сравнительный тест,был очень хорошой новостью,я давно собираюсь заменить супримы,хотел ssgo,но полная объвязка очень дорогая,z-cap не плохая альтернатива,ролик можно найти :сундук,через поиск z- cap,слуховые оценки разных конд.

Господа, есть те кто имел опыт с кондерами bhc ну или сейчас это kemet alp22. Пишут что олни из лучших для питания, интересно правда ли.

Ну раз пишут, то точно правда – срочно бежать и покупать, а потом тоже бежать писать :slight_smile:
Кстати, именно эта серия Кеметов уже пару лет как не выпускается, и не рекомендуется для новых разработок. (само по себе это конечно далеко не всегда значит, что они плохие).

Ну и, а почему не Sikorel B41550 или Safco TFRS ? (это, как говорится, сливаю конфиденциалку :slight_smile: )
О тех же Аэровоксах от BHC где-то тут я уже писал. А ещё ведь есть французы S.L.C.E. , японцы Ниппон-Чеми и Хитачи – там тоже есть “самые лучшие для питания” серии.
Тут вон в соседней теме БГ кто-то боготворит, а кто-то ругает, поэтому лозунги/мифы о самой лучшести, перенесённые с других форумов – далеко не всегда найдут однозначные отклики здесь.

1 лайк

Если ли у кого-нибудь опыт использования таких обходных конденсаторов (или предыдущей версии таких) в кроссоверах АС (именно в кроссоверах)? Действительно ли они заметно влияют на звук как написано тут?

1 лайк