Музыкальная акустика

Предлагаю в этой теме обсуждать все, что подпадает под широкий термин “музыкальная акустика” как формулирует его автор одноименного учебника Алдошина И.:

Возможно особенно интересно будет обсудить акустику помещений (гл. 5 учебника) и подраздел 5.5 - акустика контрольных комнат, которая наиболее близка к акустике КДП - собственно в обоих типах помещений производится прослушивание именно записей музыки.

1 симпатия

Время реверберации T = 0.161x16x2.7/(0.08x(16x2 + 16x2.7))= 1.15 с

Высота потолка взята 2.7 м, комната квадратная 4х4 м, α = 0.08 для стены оштукатуренной, для деревянного пола будет даже меньше 0.07, для бетонного потолка еще меньше (все для частоты 1 кГц).

Судя по графику ETC у вас, Максим, установлена на i-дивайсе программа AudioTools. А могли бы показать Waterfall в вашей КДП, если не трудно конечно . Waterfall действительно весьма информативен .

Это очевидно из этой картинки с сайта А. Смирнова:

(рекомендуемый коридор выделен зеленым)


И если мы хотим услышать пространственный звуковой образ, сформированный для нас слушателей звукорежиссером, то наверное ак. условия КДП должны быть похожи на такие же для контрольной комнаты, в которой звукорежиссер слышит этот пространственный образ, т.е. соответственно не вносить существенных искажений в структуру реверберационного процесса теперь уже контрольной комнаты, где был сформирован пространственный образ.

У меня очень неоднозначное отношение к Алдошиной. Не люблю чистых теоретиков. Возможно профессиональное.

1 симпатия

Если Алдошину, Вишневскую и др не рассматривать как один единственный постулат и истина в последней инстанции, то все норм. Много нужной и важной информации. Главное применить правильно.

Вполне возможно. Просто я люблю когда в научных изысканиях сочетаются теоретический и практический подход.

Сергей, по вашему получается, что звукорежиссёр предполагает, что его работу будут слушать исключительно в подготовленном на уровне студии помещении? Но ведь это в 99% случаев не так. Опять же у вас переглушено сильнее, чем на графике Смирнова.
Замеры мной делались давно, из разных точек для левой и правой АС, что есть что сейчас не вспомню, но вот водопад из того же замера из которого показывал ЕТС:


Обстановка в комнате изменилась с того времени, добавились ковер, гобелен и шторы.

Хороший звкореж при мастеринге добивается правильного звучания от всех всех возможных средств воспроизведения. Включая и мобильники. Так что чем новее записи, тем меньше там заморочились по поводу “пространственного звукового образа” и больше, чтобы оно играло от аккумуляторной колонки за 100 долларов. И с мобилки тоже. За минусом классических лейблов.

4 симпатии

А я люблю, отношусь к ним с большим уважением. Впрочем в учебнике по Музыкальной акустике Алдошина выступает как популязатор и вполне удачно - учебник доступно объясняет многие понятия, что вполне достаточно для начала для тех, кому интересны эти вопросы.

Учебники Алдошиной дают важную основу. Остальное надо разбирать и трепонировать по мелочам и деталям. Выше написали про комнату. Вот вопрос реверберации поднялся. Что имеем? Если у нас в комнате звук затухает и не переотражается от стен, то можно слушать без переотраженки. И не обязательно городить новую постройку. Критерием является уровень громкости. То есть на практике что мы видим: до средней громкости примерно проблем нет, но начинаем прибавлять и появлются проблемы с комнатой. Как раз решение этих вопросов есть у Виноградовой, а наиболее популярно расписано у Ванса Дикансона и еще некоторых авторов. С каждым моментом нужно разбираться и вникать в него. Тогда и проблем будет меньше, и акустика будет играть музыкальней…

Если вы поделитесь соответствующими ссылками, то это будет очень полезно для остальных. А также если поподробнее расскажете то, что вы имеете в виду: какие конкретно проблемы с комнатой и каково конкретное решение от Виноградовой и Ванса Дикансона. Формат темы это позволяет и вполне к этому располагает.

Антон, собственно вопрос не о звукорежиссере, а о нас аудиофилах - вы же не будете отрицать то, что от хорошей аудио системы мы все же хотим получить пространственный звуковой образ получше чем от мобильника. А также многие меломаны предпочитают слушать записи с хорошим пространственным звуковым образом в своих аудио системах, для чего и совершенствуют их.

Так про кдп тоже давно все обсуждено-от пропорций комнаты до расстановки ас и обработке помещения. Конкретный проект можно и обсудить.

Максим, не студии, а контрольной комнаты. Еще и для этого я дал ссылку на учебник в первом сообщении, чтобы можно было легко разобраться что такое и чем отличаются концертные залы, студии звукозаписи, контрольные комнаты.
Нет, полагаю, что звукорежиссер ориентируется на всех, и его работу можно слушать в любых ак. условиях, но только в

можно точно в полной мере услышать то, что задумал звукорежиссер, если разрешение звуковоспроизводящего тракта это позволяет (одним бездумным заглушением ничего не добьешься)

Если бы вы почитали соответствующую главу в учебнике, то обратили бы внимание на то, что первые контрольные комнаты делались исходя из усредненных условий обычных жилых помещений: RT60 0.2-0.4 с. (цитату из учебника сейчас привести не могу, можете сами посмотреть).

Возможно не все участвовали в том давнем обсуждении и возможно захотят еще пообсуждать в этой теме. И тема не только про КДП - она гораздо шире (см. первое сообщение).

Ссылками не поделюсь. У меня книги в бумажном варианте. По Виноградовой: обратите внимание на расчет площади фи. Попробуйте сделать и послушать разницу. Короче. Она рекомендует площадь фи равную от 1/3 до 1 площади диффузора нч динамика. Пробовал. Гул в комнате пропал сразу. Фазоинверторных призвуков нет. А теперь посмотрите на размер фазиков на акустике. Свистульки. Это один из моментов. И таких много. По каждому из них можно лекцию написать…

Этот график А.Смирнов публиковал на своем сайте уже давно, есть и другие рекомендации, которые озвучил сам Андрей. Более того взгляды Андрея на время реверберации в КДП тоже меняются со временем - например, несколько лет назад он вообще не допускал отсутствие ревербераций в КДП, потому что ни сцены не будет и звук будет сухой и прочее и прочее, теперь же он вполне допускает “переглушенную” КДП, впрочем оставаясь непоследовательным в этом вопросе - обо всем этом можно прочитать тут.
Только одна цитата А.Смирнова оттуда:

В равномерно (это важно) переглушенном помещении звуковая сцена может быть очень реалистичной и практически голографической, если, конечно, система обладает высоким разрешением.

Лично мне трудно с этим не согласиться. Я об этом ему давно говорил :slight_smile: . Только вот откуда возьмется эта реалистичная сцена, если отражений в КДП не будет? Это разумеется подразумевается в контексте, но прямо он об этом не говорит :slight_smile: .

какими формальными,измеряемыми(слышимыми) параметрами должна обладать “реалистичная сцена” ?

какой пример сцены можно принять за приближение к “идеалу”?

в каком помещении,при какой расстановке колонок и ТП ,какой должна быть слышимая сцена на примере определенных треков?
где какие КИЗы ,сколько “планов” и тд…

АЧХ в ТП приближаем к линии ,чтобы соответствовать “идеалу” и чтобы сцена была наиболее реалистичной?

что называем “голографичностью” ? всего лишь КИЗы с четко очерченными границами?

Реалистичная сцена должна адекватно отражать пространство того помещения, где производилась запись - т.е. закрыл глаза и “видишь” то помещение, например, концертный зал (а не мал. помещение своей КДП). Разумеется это касается только живых записей с сохраненным в записи реверберационным откликом того помещения, для того чтобы можно было “восстановить” то помещение в вашей КДП.
Искусственно созданной сцены звукорежем это (реалистичная сцена) не касается.

Если говорить о конкретном треке - я не знаю. В целом можно посоветовать двух (трех) микрофонные живые записи практически без обработки - архивные записи RCA Living Stereo и Mercury Living Presence.

Да. Но это больше для правильной передачи тембров инструментов и голосов.

Я не использую этот термин, вопрос к А.Смирнову.