МУЗЫКА (μουσική) - барокко, классицизм, романтизм и модерн; взгляд с точки зрения композитора, исполнителя, звукоинженера и слушателя.

“музыка” в переводе с древнегреческого значит “искусство Муз” и подразумевает божественное вдохновение, а в её основе лежит литература и наука, поскольку зародилась она в античной системе образования и сформировалась в древнегреческом театре, где пьесы озвучивались хором и музыкантами.

действительно, взглянем на партитуру и увидим, что это - литература, научным методом реализованная в звуке, где роль чтеца вслух перед публикой предоставлена музыкальным инструментам:

здесь нотный текст образует музыкальный аналог слов, фраз, предложений, знаков пунктуации, а всё это складывается в повествование, где происходят события, возникают образы вещей и людей, демонстрируются различные действия.

язык музыки, однако, по своему воздействию - намного превосходит зачитанный литературный текст, в силу своего масштаба и наличия связи с иррациональным началом, где воплощённые в музыке негативные явления - всё равно, парадоксальным образом, оказываются наделены определённой живописной сущностью:

на одном из этапов, был достигнут значительный прорыв в музыке, когда на рубеже 17 и 18 веков, в рамках проекта пересоздания человека, первопроходцы биоинженерии пригласили к сотрудничеству и таких, например, как И.С.Бах, который создал ряд музыкальных произведений для использования их в ходе разработки искусственным образом создаваемого интеллекта нового человека (или богочеловека) в той части, где речь шла о его иррациональной и эмоциональной составляющей:

данному биоинженерному проекту не суждено было увенчаться успехом, а всё что от него осталось - это всякого рода “франкенштейны” и тому подобное, но зато осталась новая музыка, которая обрела теперь истинный размах в своих средствах выражения.

1 лайк

Извините, тема-то о чем?

3 лайка

итак, приглашаю всех желающих поделиться здесь своим опытом в области изучения музыкальных произведений, вошедших в историю культуры нашего мира; особенно приветствуются знания, изложенные с точки зрения теории музыки, чтобы ещё более приблизиться к возможному окончательному решению вопроса звучания того или другого исполнения и его звукозаписи вкупе с воспроизведением оного в домашних условиях посредством аудиосистемы.

для начала, обратим внимание на имеющуюся последовательность в заданной цепи: композитор, исполнитель, звукоинженер, слушатель, и в итоге - оказывается, что именно слушатель является здесь последним звеном, а поэтому именно он несёт на себе главную ответственность в области восприятия и понимания проделанной работы.

следует добавить, что слушатель - не только последнее звено, но и самое слабое из них в данной цепочке, которая ослабевает по мере своей длины, ведь, исторически, слушательская практика сложилась в ходе потребления, тогда как должна бы сложиться в результате образования.

но, впредь на будущее, хотелось бы избежать обсуждений язв “общества потребления” ибо сказано уже было достаточно, а лучше - сосредоточимся на вопросе обретения нового слушателя, который будет просвещённым, на это раз.

@sharik, ваши тексты очень интересно читать, но как человек с аналитическим мышлением, спотыкаюсь об такие пассажи:

Можно поглубже раскрыть вашу мысль про биоинженерию и пересоздание человека?

1 лайк

спасибо, добро пожаловать и, надеюсь, у вас есть чем поделиться по теме.

об этом - позднее, когда перейдём непосредственно к данному предмету, и я более заинтересован подождать когда быть может кто найдётся развить таковую тематику, нежели сразу давать все ответы на все вопросы, да ещё в самом начале ветки.

возможно автор имеет ввиду эпоху возрождения

это относится ко всему, не только к музыке.

Видимо да, но под “пересозданием человека” можно понимать разное, хочется прояснить систему координат автора.

да, и её наследие.

я упомянул о потреблении, но давайте придерживаться темы.

относительная система координат :grinning:

1 лайк

не в системе координат дело; речь о самых высших достижениях человечества, где рассматривается вопрос качества, самого высокого качества, и музыка является здесь предметом такого качества.

Ну в древнегреческом театре зародились основы западной музыки. Китайская, индийская, японская, африканская музыка зародились не там.

Теория музыки не имеют никакого отношения к звукозаписи и воспроизведению записей. Ровно как и музыканты не имеют никакого отношения к студиям звукозаписи и к аудио аппаратуре. Это разные области знания и прикладных технологий.

3 лайка

о них не идёт речь, поскольку они не дали миру шедевров музыки, даже отдалённо сравнимых с европейскими.

имеет, а всё это взаимосвязано, когда делается по уму, а не кустарным образом. Герберт фон Караян, к примеру, очень вникал в процесс звукозаписи:

первая часть противоречит второй. тем более в упомянутом Вами контексте оценки через потребление:
“слушатель является здесь последним звеном, а поэтому именно он несёт на себе главную ответственность в области восприятия”
:grin:

речь шла уже не о слушателе, а о шедеврах музыки, читайте внимательно.

т.е. слушатель - уж никак не может быть точкой отсчёта, раз он в своей массе неспособен слушать музыку и те шедевры, что были созданы за её историю; точкой отсчёта здесь служит лишь сама музыка и её великие достижения, а ранее упомянутая мной цепочка должна своими остальными звеньями равняться на неё и подтягивать их уровень как можно выше; слушатель должен, в итоге, из самого слабого звена стать как раз самым сильным.

1 лайк

Слишком тоталитарный подход на мой взгляд. Музыка для слушателя, или слушатель для музыки?
И, у каждой эпохи своя музыка. Современный слушатель вряд ли способен воспринять Баха так же полно, как он воспринимался современниками, просто в силу того, что язык, литература и наука, отражением которых является музыкальный язык, сильно изменились с тех пор. Весь культурный контекст - абсолютно другой. Поэтому помочь современному слушателю раскрыть и понять Баха нужно, но вот переделать слушателя под культурные стандарты времён Баха - утопия.

2 лайка

шедевры музыки без слушателя, оценивающих из как шедевры, не возможны. читайте внимательно.

1 лайк

Сдается мне, модераторы Сундука, отправив топикстартера в трехмесячный бан, оказали этому форуму “медвежью” услугу :grin:

3 лайка

власть факта не принадлежит понятию свободы или тоталитаризма, ведь факт есть факт, а он неумолим, что и подтверждено реалиями жизни.

слушатель - для музыки, разумеется, пока в своём развитии он не достигнет её уровня, а уж тогда можно и подумать…

не в этом причина. Бах как раз самый современный композитор, ибо вечный и всегда актуальный, если речь о реальных приоритетах, а не о мнимых… слушатель, хоть современный, хоть старый, всегда был слабым звеном и таковым остаётся, а единственная тому причина - его непросвещённость, и не более того.

1 лайк