Как измерить «прёт — не прёт»?
Первая попытка сформулировать идею привела к необходимости изучения мнения мирового сообщества музыковедов по поводу эмоционального воздействия музыкального материала на человека как духовную субстанцию и как реально существующий организм.
При этом сразу выяснилось, что в этом жбане одно говно в виде кварт, квинт, ритма, высоты тона и прочей дребедени. Среди 270000 ссылок 99% про это, и только 1% касается исполнителя, причем обсуждается в основном верхнее ля или что-то похожее.
Довелось обсудить эту тему и с действующими звукорежами, которые работают на живых концертах, разумеется — не попсы. Сошлись во мнении, что если этих самых эмоций нет в начале всей цепочки, т.е. в артисте, то их уже не будет нигде и никогда — ни на виниле, ни на CD, и уделом аудиофилов и меломанов будет выслушивать скрип стула под первой скрипкой.
Опыт показывает: эмоции начинают переть из артиста, когда он находится в измененном состоянии сознания, чего собственно и ждут от него зрители-слушатели. К артистам в данном контексте мы можем отнести и музыканта, и певца, и писателя, и хоккеиста, и изобретателя, и установщика car audio, в общем — любого творца, которого самого должно плющить от проделанного.
В отношении музыки, пения и кино — если где-то и когда-то тебя попёрло, то первым делом нужно, придя в нормальное состояние, понять, где попёрло, почему попёрло, и попытаться это повторить. Конечно, живой концерт не повторишь, но звукозапись совсем другой случай — здесь такая возможность есть.
Для каждого организма это могут быть сугубо индивидуальные и музыка, и исполнители, профессионал, который занимается звукотехникой, должен иметь для себя эту лакмусовую бумажку, чтобы определить, может он родить что-либо путное или дело кончится поносом с долгими и нудными убеждениями себя и других в том, что это шоколад.
Имея в голове такой инструмент, можно достаточно точно определить уровень системы и всех ее компонентов, меняя любое из звеньев тракта, можно сразу оценить его качество: если не прёт — то дерьмо, если прёт дольше и сильнее, то — лучше. Путь к обладанию таким инструментом долог и тернист, и не столько потому, что отдает шаманством и мистикой, сколько потому, что конфеты делаются из шоколада, и, увы, главным образом из него. Состав оборудования для достижения нужных ощущений может быть как брэндовый за десятки тысяч уёв, так и из дивайсов неопределенного происхождения с трудной судьбой — важно, чтобы их авторы понимали, для чего они превратили детали и комплектующие в готовые устройства. А цель может быть только одна: принести радость пользователю. Собственно, радость души и пёрлово — синонимы.
остаточно несколько раз это ощутить, и возникает стойкое привыкание и одновременно осознание того, что это другой мир, светлый и лёгкий, полный возрожденных наших детских фантазий и восторгов, где каждый может освободиться от коросты повседневной внутренней борьбы алчности с жадностью и сражений за выживание в несовершенном мире. Это, а не что-то другое, должно являться целью инсталляции звуковой системы в транспортном средстве, будь то автомобиль, яхта, чоппер или вертолет (мне однажды предлагалось озвучить и подводную лодку, так что перечень открыт). Смысл заострения внимания именно на средствах передвижения в том, что есть скорлупа, внутри которой можно создать на какое-то время благостное состояние, неподвластное окружающему миру. Такова цель. А средства?
Все ли средства хороши?
Есть ли связь между понятиями «прёт — не прёт» и теми техническими характеристиками, которые можно измерить? Короткий ответ: есть, конечно. Ответ короткий и потому практически бесполезный. Есть проблема методов и средств измерений, есть вопрос о том, что измерять и как распоряжаться результатами. Надеюсь, никто не будет возражать, что зрительный и слуховой аппарат человека на голову, несопоставимо выше по возможностям, чем самые совершенные средства измерений, все попытки обмануть наше ухо проваливаются раз за разом. Именно поэтому уже многие годы последней инстанцией в оценке качества звучания являются результаты субъективной экспертизы, уже в ранние периоды хай-фая и хай-энда были замечены расхождения между очень высокими объективными характеристиками и грустным качеством звучания.
Здесь необходимо заглянуть в далекое и не совсем прошлое электроакустики, основные теоретические положения которой были разработаны в 30 — 40-х годах прошлого века. Разрыв между теорией и практическими устройствами достиг огромной величины по той простой причине, что созданные математические модели громкоговорителей в силу своей упрощенности и условности позволяют производить расчеты только очень ограниченного набора параметров, в основном не имеющих отношения к тем вещам, о которых было сказано выше. До появления цифровых методов измерений деградация в сфере практических приложений стала настолько очевидной, что вместо состязаний в ублажении человеческого уха началось жонглирование объективными характеристиками и изощренность в рекламе и менеджерских ужимках.
Цифровые методы поначалу применялись для измерений традиционных АЧХ, ФЧХ, нелинейных искажений и т.п., и хотя это не принесло особых достижений, доступность компьютерных измерений рядовому пользователю и разработчику систем создала иллюзию, что таким образом можно оценивать и сравнивать качество звучания. Однако скоро опять выяснилось, что система, имеющая идеальную АЧХ, может звучать пошло и нудно и что слушать на ней можно только синус или косинус, что не особенно интересно.
В 90-х годах группа английских товарищей, среди которых был известный разработчик студий Фил Ньюэлл, настрочили работу уровня докторской диссертации, где основной задачей было выяснить: какие объективные параметры связаны с характером (не с качеством) звучания среднечастотных громкоговорителей. Почему среднечастотных? А потому, что в этом диапазоне ухо самое разборчивое, и потому, что звуки можно воспроизвести в ОДНУ полосу, без фильтров и прочей мишуры. Испытательными сигналами служили натуральные звуки: шум дождя, грозы и т.п. Громкоговорители, которые использовались для экспериментов, были различных типов: электростатические, диффузорные, с сотовыми конусами, рупорные, магнепланары и проч. Образцов было несколько десятков, разных производителей. В процессе эксперимента, после прослушивания экспертами, производилась сортировка по схожести характера звучания.
На втором этапе были измерены все возможные объективные акустические и электрические характеристики: АЧХ, ФЧХ, НИ, импеданс, waterfall, ГВЗ, и оказалось, что громкоговорители, схожие по характеру звучания, имели радикально отличающиеся и АЧХ, и фазовые характеристики, и нелинейные искажения, только развитие отклика на единичный импульс во времени дало искомое совпадение. Таким образом, было достоверно доказано, что характер звучания главным образом определяется импульсно-временными свойствами громкоговорителей. Дальнейшие исследования в этой области показали, что современное состояние подавляющего числа громкоговорителей с этой точки зрения находится в зачаточном состоянии и работа только начинается.Все ли средства хороши?
http://hifigid.ru/images/mexanika_emoziy/mexanika_emoziy_1.png
Это небольшая часть моей коллекции чудом выживших древних громкоговорителей. Их уникальные качества — не миф, а следствие физических закономерностей
Работа начинается
Практическое изучение степени влияния импульсных свойств на характер, здесь вновь нужно отметить: не на качество, а именно на характер звучания громкоговорителей и акустических систем, показало, что без понимания основных процессов, происходящих при приложении напряжения музыкального или речевого сигнала к клеммам электродинамического преобразователя, невозможно не только заниматься разработкой электроакустических устройств, но и инсталляцией оных дома и в автомобиле.
Искомое понимание заключается не в глубоком убеждении того, что проводник с переменным током будет двигаться туда-сюда в зазоре с магнитным полем, колыхая диффузор, это втолковали уже в средней школе. Суть в том, что каждая из деталей громкоговорителя, вплоть до болтов крепления рамы к магнитной цепи, вносит свои особенности в работу громкоговорителя, приводя в конечном итоге к всхлипываниям типа «играет — не играет».
Однако прежде чем перейти к рассмотрению влияния импульсных и переходных характеристик, попробуем на пальцах, а не при помощи витиеватых эквивалентных схем и вытекающих из них нежизненных математических моделей и формул, разобраться в происхождении параметров Тиля — Смолла, их измерения и осмысленного применения к динамико- и системостроению. Итак, вот основные из них.
Продолжение тут — Полемическая статья о 8 частях — http://hifigid.ru/chast-pervaya