Механика эмоций: как измерить «прёт — не прёт»?

Как измерить «прёт — не прёт»?

Первая попытка сформулировать идею привела к необходимости изучения мнения мирового сообщества музыковедов по поводу эмоционального воздействия музыкального материала на человека как духовную субстанцию и как реально существующий организм.

При этом сразу выяснилось, что в этом жбане одно говно в виде кварт, квинт, ритма, высоты тона и прочей дребедени. Среди 270000 ссылок 99% про это, и только 1% касается исполнителя, причем обсуждается в основном верхнее ля или что-то похожее.

Довелось обсудить эту тему и с действующими звукорежами, которые работают на живых концертах, разумеется — не попсы. Сошлись во мнении, что если этих самых эмоций нет в начале всей цепочки, т.е. в артисте, то их уже не будет нигде и никогда — ни на виниле, ни на CD, и уделом аудиофилов и меломанов будет выслушивать скрип стула под первой скрипкой.

Опыт показывает: эмоции начинают переть из артиста, когда он находится в измененном состоянии сознания, чего собственно и ждут от него зрители-слушатели. К артистам в данном контексте мы можем отнести и музыканта, и певца, и писателя, и хоккеиста, и изобретателя, и установщика car audio, в общем — любого творца, которого самого должно плющить от проделанного.

В отношении музыки, пения и кино — если где-то и когда-то тебя попёрло, то первым делом нужно, придя в нормальное состояние, понять, где попёрло, почему попёрло, и попытаться это повторить. Конечно, живой концерт не повторишь, но звукозапись совсем другой случай — здесь такая возможность есть.

Для каждого организма это могут быть сугубо индивидуальные и музыка, и исполнители, профессионал, который занимается звукотехникой, должен иметь для себя эту лакмусовую бумажку, чтобы определить, может он родить что-либо путное или дело кончится поносом с долгими и нудными убеждениями себя и других в том, что это шоколад.

Имея в голове такой инструмент, можно достаточно точно определить уровень системы и всех ее компонентов, меняя любое из звеньев тракта, можно сразу оценить его качество: если не прёт — то дерьмо, если прёт дольше и сильнее, то — лучше. Путь к обладанию таким инструментом долог и тернист, и не столько потому, что отдает шаманством и мистикой, сколько потому, что конфеты делаются из шоколада, и, увы, главным образом из него. Состав оборудования для достижения нужных ощущений может быть как брэндовый за десятки тысяч уёв, так и из дивайсов неопределенного происхождения с трудной судьбой — важно, чтобы их авторы понимали, для чего они превратили детали и комплектующие в готовые устройства. А цель может быть только одна: принести радость пользователю. Собственно, радость души и пёрлово — синонимы.

остаточно несколько раз это ощутить, и возникает стойкое привыкание и одновременно осознание того, что это другой мир, светлый и лёгкий, полный возрожденных наших детских фантазий и восторгов, где каждый может освободиться от коросты повседневной внутренней борьбы алчности с жадностью и сражений за выживание в несовершенном мире. Это, а не что-то другое, должно являться целью инсталляции звуковой системы в транспортном средстве, будь то автомобиль, яхта, чоппер или вертолет (мне однажды предлагалось озвучить и подводную лодку, так что перечень открыт). Смысл заострения внимания именно на средствах передвижения в том, что есть скорлупа, внутри которой можно создать на какое-то время благостное состояние, неподвластное окружающему миру. Такова цель. А средства?

Все ли средства хороши?

Есть ли связь между понятиями «прёт — не прёт» и теми техническими характеристиками, которые можно измерить? Короткий ответ: есть, конечно. Ответ короткий и потому практически бесполезный. Есть проблема методов и средств измерений, есть вопрос о том, что измерять и как распоряжаться результатами. Надеюсь, никто не будет возражать, что зрительный и слуховой аппарат человека на голову, несопоставимо выше по возможностям, чем самые совершенные средства измерений, все попытки обмануть наше ухо проваливаются раз за разом. Именно поэтому уже многие годы последней инстанцией в оценке качества звучания являются результаты субъективной экспертизы, уже в ранние периоды хай-фая и хай-энда были замечены расхождения между очень высокими объективными характеристиками и грустным качеством звучания.

Здесь необходимо заглянуть в далекое и не совсем прошлое электроакустики, основные теоретические положения которой были разработаны в 30 — 40-х годах прошлого века. Разрыв между теорией и практическими устройствами достиг огромной величины по той простой причине, что созданные математические модели громкоговорителей в силу своей упрощенности и условности позволяют производить расчеты только очень ограниченного набора параметров, в основном не имеющих отношения к тем вещам, о которых было сказано выше. До появления цифровых методов измерений деградация в сфере практических приложений стала настолько очевидной, что вместо состязаний в ублажении человеческого уха началось жонглирование объективными характеристиками и изощренность в рекламе и менеджерских ужимках.

Цифровые методы поначалу применялись для измерений традиционных АЧХ, ФЧХ, нелинейных искажений и т.п., и хотя это не принесло особых достижений, доступность компьютерных измерений рядовому пользователю и разработчику систем создала иллюзию, что таким образом можно оценивать и сравнивать качество звучания. Однако скоро опять выяснилось, что система, имеющая идеальную АЧХ, может звучать пошло и нудно и что слушать на ней можно только синус или косинус, что не особенно интересно.

В 90-х годах группа английских товарищей, среди которых был известный разработчик студий Фил Ньюэлл, настрочили работу уровня докторской диссертации, где основной задачей было выяснить: какие объективные параметры связаны с характером (не с качеством) звучания среднечастотных громкоговорителей. Почему среднечастотных? А потому, что в этом диапазоне ухо самое разборчивое, и потому, что звуки можно воспроизвести в ОДНУ полосу, без фильтров и прочей мишуры. Испытательными сигналами служили натуральные звуки: шум дождя, грозы и т.п. Громкоговорители, которые использовались для экспериментов, были различных типов: электростатические, диффузорные, с сотовыми конусами, рупорные, магнепланары и проч. Образцов было несколько десятков, разных производителей. В процессе эксперимента, после прослушивания экспертами, производилась сортировка по схожести характера звучания.

На втором этапе были измерены все возможные объективные акустические и электрические характеристики: АЧХ, ФЧХ, НИ, импеданс, waterfall, ГВЗ, и оказалось, что громкоговорители, схожие по характеру звучания, имели радикально отличающиеся и АЧХ, и фазовые характеристики, и нелинейные искажения, только развитие отклика на единичный импульс во времени дало искомое совпадение. Таким образом, было достоверно доказано, что характер звучания главным образом определяется импульсно-временными свойствами громкоговорителей. Дальнейшие исследования в этой области показали, что современное состояние подавляющего числа громкоговорителей с этой точки зрения находится в зачаточном состоянии и работа только начинается.Все ли средства хороши?

http://hifigid.ru/images/mexanika_emoziy/mexanika_emoziy_1.png
Это небольшая часть моей коллекции чудом выживших древних громкоговорителей. Их уникальные качества — не миф, а следствие физических закономерностей

Работа начинается

Практическое изучение степени влияния импульсных свойств на характер, здесь вновь нужно отметить: не на качество, а именно на характер звучания громкоговорителей и акустических систем, показало, что без понимания основных процессов, происходящих при приложении напряжения музыкального или речевого сигнала к клеммам электродинамического преобразователя, невозможно не только заниматься разработкой электроакустических устройств, но и инсталляцией оных дома и в автомобиле.

Искомое понимание заключается не в глубоком убеждении того, что проводник с переменным током будет двигаться туда-сюда в зазоре с магнитным полем, колыхая диффузор, это втолковали уже в средней школе. Суть в том, что каждая из деталей громкоговорителя, вплоть до болтов крепления рамы к магнитной цепи, вносит свои особенности в работу громкоговорителя, приводя в конечном итоге к всхлипываниям типа «играет — не играет».

Однако прежде чем перейти к рассмотрению влияния импульсных и переходных характеристик, попробуем на пальцах, а не при помощи витиеватых эквивалентных схем и вытекающих из них нежизненных математических моделей и формул, разобраться в происхождении параметров Тиля — Смолла, их измерения и осмысленного применения к динамико- и системостроению. Итак, вот основные из них.

Продолжение тут — Полемическая статья о 8 частях — http://hifigid.ru/chast-pervaya

2 Likes

Хорошая нужная тема.

1 Like

Вот мне, когда хорошо звучит, тогда и нравится, но, чтобы “перло”, или там “вшторивало” - нет. Давно уже ничего такого не вызывает никакой звук - ни натуральный, ни система. Просто звучит необломно и этого достаточно.

1 Like

Грустно это. Притупился значит эмоционально-вштыривательный аппарат в организме. :slight_smile:

1 Like

Не притупился, а пришёл в правильное положение. Нормализовался. Стал объективным. Позволил отделить шелуху от семечек.

Да - зато полностью активировался альтернативный ,который "все объективно поровну - а то что не поровну , если подумать тоже поровну ". :slight_smile:

Про шарики воздушные бракованные есть хороший анекдот. Которые “не радуют”.

1 Like

Ога. Не радывают шареки. Надоели.

Не , это колбасит. :slight_smile:

Колбасит, это когда тремор на утро и голова болит.

Ну Вам виднее, тут специалистом надо быть. Я пас в этом вопросе. :slight_smile:

Были у меня такие мысли по d100 в первую неделю знакомства. Потом он стал исправляться и полет был отменен. Правда не с пятого этажа, а назад продавцу.

В последних гостях у @Rad настолько был захвачен треком группы War! Давно не припомню такого глубокого погружения! Критерий прет простой — как быстро с головой уходишь в музыку.

Не было бы Эрика Бёрдона, то не было бы никакого war. Мне он ранний больше как-то нравится. Может просто ностальгия. Великий!!!

Первый раз узнал что такое прет, когда года 2 назад попал в гости к Полклвнику Кубанскому. Я всегда не понимал как можно сидеть и погружаться в музыку, когда ты в гостях. Тем не менее меня тогда вштырило как следует.
Сейчас происходит тоже самое, практически каждый день, у себя дома. Бывает иной раз послушал альбом целиком и сил слушать дальше больше нет.
Все эмоции выпускаю и остаётся нирвана и умиротворенность. Дальше уже хочется спать. Причём чувства такие, как будто весь день занимался приятной общественно полезной физической нагрузкой.

5 Likes

@DMITRISSD сюда переноси

Ребят, что по этому лоту скажете? в стереофиле класс А, настоящий американский звук!
http://news.soundex.ru/classifieds/advert/5381-dunlavy-sc-4

своеобразненько играют данлеви4. чего то чисто американского в них не заметил.
особо динамичного и широкого по саунду тоже нет.
короче говоря музыку они под себя перелопачивают только в путь. все превращается в смутх джазочек там, комфортненький и милый.интонации и муз акценты до нужных мест конечно же не вытягивают и не доигрывают. и оригинальный саунд записанной музыки видоизменяют под свой манер.
считаю что это перераскрученная легенда очередная. однако не спорю, если кому то это понравится. дело хозяйское.

однако если ты заводишь на данлевях четверках например диско музыку например американскую (да, чтобы родное на родном играло) , то хочется почему то пуститься не в пляс, а налить бокал вина , зажечь свечи , прилечь в спец кресло , и расстегнув ширинку и воротник от рубашки начать медленно и монотонно релаксировать или заняться прочей аудиофильской фетишной лобудой.

еще возникла мысль , что акустика больше похоже на отечественный хэндмэйд с русхаенда (я слушал данлевические четверки в версии с динамиками от сканспик, а звук сканов не задушишь не убьешь и сканы очень любят отечественные самодельщики как раз за стойкую и престижную богатую окраску, которая будет в любом исходе.

в общем там такой своеобразный звук.
и если бы росхаендовскому хэндмэйду на сканах максимально причесать все грубые недостатки , ляпы и косяки, то получилась бы такая вот акустика от американского дедушки.
дедушка как видно ни куда не торопится и играть всю подряд музыку не собирается.

все это может быть для кого нибудь прикольным и хорошим, но за такую цену (что ритейл , что б/у) получать своеобразие и не универсальность совершенно не хочется. по крайней мере мне

лучше послушать и решить самому короче. потому что даже виды и понятия на динамику у всех очень разные, причем кардинально.

1 Like

ТЫ где уже успел ее послушать в нашем то городе? :slight_smile:

в нашем. в мастерской у @Altex

1 Like

спасибо за отзыв. но вот в обратном ключе только что я прочел отзыв на хифи.ру, где чеовек пишет что акустика играет как раз все , металл по металлически, классику классически, джаз с жиром и прочее, т.е. может вопрос не в самой акустике а в усилении и источнике был?

Кажется, что dmitrissd любитель выразительного и агрессивного саунда, если акустика недостаточно по его идеалу в голове “орёт”, то сразу записывается в недостойную.
Да кстати к чему она подключалась?

1 Like