Кому нужны ММ когда есть МС? Часть 1


(стерео бармен) #1

Перевод поста пользователя Raouliruegas с форума Audiogon. Пост относительно старый – датирован 15 января 2008 года, но актуальности он своей не потерял. Я не призываю вас принимать сторону автора – это решать вам.

Перед тем, как вы начнете читать я хочу попросить у вас прощения за низкое качество перевода и отсутствие синонимов к слову «картридж», оно вас (и меня) поддостанет за время прочтения.

С уважением,

Евгений

Дорогие друзья, кому нынче нужны ММ картриджи? Что же, я попытаюсь поделиться с вами моими познаниями на эту тему и, я надеюсь, что многие из вас смогут добавить к этому топику свои собственные впечатления.

В течении нескольких лет (на этом форуме) и время от времени я писал что качество звучания ММ картриджей на самом деле лучше, чем мы думали или привыкли считать и несколько месяцев назад я начал ветку об этом, где мы анализировали некоторые ММ картриджи.

Что же, в последние 10-12 месяцев я купил около 30 с лишним различных ММ картриджей и я до сих пор продолжаю их покупать.Смысл этой «скупки» в том, чтобы подтвердить или опровергнуть утверждение о качестве звука тех или иных картриджей. И в то же время больше понять о разнице в звучании ММ и МС. Могу сказать, что из всего этого я для себя извлек много полезного даже за пределами темы ММ и МС.

Если мы посмотрим на участников Audiogon, то как минимум 90% из них используют (только) МС головки. Если мы посмотрим на «профессиональных обозревателей» (TAS, Stereophile, Positive Feedback, Enjoy the Music и т.д.), то 95% (как минимум) из них используют только МС картриджи. Хотя, могу сказать, что также знаю, что REG и NG из TAS и RJR из Stereophile используют только ММ головы!!!

Если мы взглянем на производителей фонокартриджей, то увидим, что более чем 90% из них сосредоточены на разработке МС картриджей и в общении с аудиодилерами практически все говорят вам, что МС — это верный выбор.

Итак, кто же прав, а кто ошибается? Некоторые (вроде меня) утверждают, что ММ это очень хорошая альтернатива и есть условно «вся» индустрия картриджей, которая считает и поддерживает мнение о МС как о единственно правильном выборе.


что за кабели на картинке :joy:

Я думаю, что обе группы не ошибаются и не правы полностью и что на самом деле вопрос не в том кто прав или не прав, а вопрос в том какие из них продвинутые, а какие нет.

Много лет назад, когда я только окунулся в «хай-энд» картриджи были по большей части ММ-типа: Shure, Stanton, Pickering, Empire и т.д. В те времена, я вспоминаю, как один дилер сказал мне, что если я действительно хочу быть как можно ближе к музыке, то мне нужно купить Empire 4000 D (он имел в виду 4-канальное воспроизведение) и это было моим по-настоящему первым столкновением с «хай-энд картриджем». Я купил Empire 4000 D/I за 70 долларов (я не мог тогда выложить $150 за D/III) и, кстати, характеристики тех самых головок Empire до сих пор впечатляющие, вот взгляните: 5-50000 Гц, разделение каналов 35 дБ, прижимная сила от 0,25 до 1, 25 г!!! Действительно же впечатляет, но бывали и головы у которых частотный диапазон доходил до 100000 Гц!!!

Я начал копаться в теме и стал покупать другие ММ-головы (в те времена я ничего не знал о МС, я даже не знал о их существовании!) такие как AKG, Micro Acoustics, ADC, B&O, Audio Technica, Sonus и т.д.

Несколькими годами спустя тот же дилер рассказал мне о изумительных МС-головках и познакомил меня с Denon 103D и Fulton High Performance и я начал покупать и слушать МС-головки. Я начал читать журналы по аудиотематике о каждом из типов картриджей: ММ и МС.

Мне пришлось внести изменения в свою систему (из-за низкого выхода МС-головок и потому что я учился тому, как можно улучшить мою систему), т.к. я следовал рекомендациям из журнальных обзоров и рекомендациям аудио дилеров, я был не опытен и только учился (впрочем, я все еще учусь).

Я могу рассказать множество хороших и плохих историй обо всем этом, но не буду отнимать вашего времени, а позволю себе сосредоточиться только на том, чему все-таки я научился и на чем я сегодня стою.

За годы я потратил тысячи долларов на различные топовые «хай-энд» МС-картриджи, начиная от Sumiko Celebration, затем были разные Lyra, Koetsu, Van denHul вплоть до разных Allaerts. Та сумма, что я потратил на МС головы приблизительно равна 70-80% стоимости всей моей аудио системы.

Внезапно я перестал покупать МС и решил снова попробовать начать использовать некоторые ММ картриджи, которые у меня уже были и то, что я услышал заставило меня начать поиски других «скрытых сокровищ» среди ММ картриджей и понял почему они так хороши и как получить наилучшее качество звуковоспроизведения.

Я начал эти поиски не как битву между МС и ММ. МС картриджи хороши, как мы все и так знаем, и это не тема нашего исследования. Наша тема о возможностях ММ и о том, как выжать максимум из этого типа голов.

В первую очередь я попытаюсь определить и понять наиболее важные характеристики (и что они значат) ММ-картриджей (кое-что из этого частично я уже знаю т.к. этого требует мой фонокорректор) и их различия с МС.

Во-первых это картриджи с высоким выходом, очень высоким комплаенсом (50cu не редкость), низкой или очень низкой прижимной силой, 47 кОм и выше, восприимчивы к изменениям емкости, возможность смены игл (вставок), иногда возможно использование разных вставок улучшающих качество звучания без необходимости покупки следующего в линейке картриджа, низкая или очень низкая масса картриджей, почти все они изготовлены из пластика с алюминиевым кантеливером и с эллиптической или «старой» заточкой line contact (Шибата). У них не бывает корпусов из нефрита, коралла, титана и т.п., изощренных материалов кантеливера и изощренных заточек иглы. Очень-очень… о чем это я говорил? Очень низкие цены от 40 до 300 долларов!!! Один из картриджей я купил за $8,99 (месяц назад) – вау!!! Каждый из вас может/мог бы купить от 10 до 20 ММ-картриджей за цену того МС картриджа который у вас сейчас и хорошая новость в том, что есть шансы этих 10-20 ММ голов оказаться такими же по качеству звучания как ваша МС или даже превзойти ее.

Другое их свойство в том, что производители показывали как они горды качеством своих ММ-картриджей, почти все эти картриджи были облачены в первоклассную упаковку, комплектовались графиками/диаграммами их частотных характеристик и характеристик разделения каналов (где сообщалось какую тестовую запись использовали, с какой прижимной силой, при какой температуре и т.д.), развернутой информацией об особенностях конструкции и заканчивая обычной инструкцией по монтажу. Далее мог идти очень обширный список характеристик (которым может позавидовать любой современный МС, о которых мы порой вообще ничего не знаем), комплект болтов/гаек, щеточка для чистки иглы и иногда даже могла быть жидкость для ее чистки!!! О Боже. Есть картриджи вроде Supex SM 100MK2 которые поставлялись с двумя разными вставками!!! Одна со сферической заточкой иглы и одна с эллиптической (шибата) формой. Дорогие друзья, и все это по очень низким ценам!!!

Большинство картриджей которые у меня есть вы можете найти через Ebay или Audiogon и через продавцов подержанных картриджей. И не волнуйтесь, если сломаете свою вставку или купите картридж без нее, т.к. вы всегда сможете найти вставку на замену, это все без проблем, сейчас для многих типов картриджей есть различные вставки.

Когда я говорю об ММ головках я имею в виду разные типы: подвижный магнит, подвижный железный элемент (MI), moving flux, электретные, с переменным сопротивлением, с индуцированным магнитом и т.д.

Я делал свои длительные (отнимающие много времени) тесты используя четыре разных вертушки: Acoustic Signature Analog One MK2, Micro Seiki RX-5000, Luxman PD 310 и Technics SP-10 MK2, использовались только S- и J-образные тонармы с 15-миллиметровым оверхэнгом, шеллы разные по материалам, весу и конструкции. Каждый картридж тестировался как минимум на трех тонармах и иногда на 3-4 разных шеллах до тех пор пока я не находил «правильное» соотношение, где картридж показывал себя с лучшей стороны, нет, я не утверждаю что уже завершил или уже нашел «идеальную» связку картридж/шелл/тонарм, но я думаю, что я очень близок к этому абсолюту.

За время тестирования я пришел к выводу, что найти правильную пару тонарм/шелл для любого картриджа требует больших усилий и все-таки она более ощутима чем смена вертушки. Когда я менял вертушки изменения в качестве звучания были минимальными в сравнении со сменой тонарма/шелла. Этот факт стабильно проявлялся со всеми картриджами, включая MC.

Итак, после фонокорректора, по моему мнению, связка тонарм/шелл подходящая к картриджу является наиболее значимой, она настолько важна, что в одном и том же тонарме (с теми же проводами в шелле) но с разными шеллами (даже если шеллы одинаково весят) по конструкции и/или материалам качество звучания картриджа может сильно различаться.

Весь этот опыт говорит мне, что есть вероятность, что ваш картридж (МС или ММ) работает не на полную из-за того, что ваш тонарм может не согласовываться с картриджем. Только представьте что сможет/смог бы ваш картридж будь он на подходящем тонарме?! Я считаю, что (до сих пор) нет ни одного (любого типа за любую цену) идеального универсального тонарма. На мой взгляд, нет «лучшего тонарма», что может или могло бы быть, то это лучший тонарм подходящий для определенного картриджа, но не более. Конечно же, есть удачные тонармы, которые очень хорошо согласуются с более чем одним картриджем, но все-таки далеко не с каждым.

Я писал неоднократно, что я не коллекционер тонармов, что все мои тонармы только для того, чтобы иметь альтернативы для моих картриджей и вкупе со сменными шеллами мои 15 тонармов дают комбинации как у более 100 разных тонармов: очень широкие возможности/харктеристики для большинства картриджей.

Вы можете встретить различные ММ картриджи в состоянии новых или как новых, такие как: Ortofon, Nagaoka, Audio Technica, Astatic, B&O, Rega, Empire, Sonus Reson, Goldring, Clearaudio, Grado, Shelter, Garrot и т.д. и все они куплены, что называется, с рук в очень хорошем рабочем состоянии. Зачастую я покупаю два и даже три одинаковых картриджа чтобы обезопасить себя от того, что один из картриджей придет неработоспособным, но я счастлив сообщить, что все они оказывались в хорошем состоянии. Я покупал один или два картриджа без вставок или с нерабочей вставкой, но у меня никогда не возникало проблем, потому что всегда находилась рабочая вставка у другого продавца и иной раз даже оригинальная в состоянии NOS.

Все эти поиски и покупки требовали много времени, терпения и немного везения чтобы получить желаемое, но я могу вас заверить, что это того стоит.

Ок, я думаю, настало время поделиться своими выводами о качествах разных картриджей.

Для начала у нас должен быть фонокорректор с очень хорошей ММ частью (как минимум того же уровня что и МС часть). Мне повезло, т.к. мой фонопредусилитель снабжен двумя независимыми фонокорректорами, один для ММ и другой для МС: оба разработаны для картриджей любых спецификаций.

Нам нужен подходящий проигрыватель и подходящий тонарм.

Мы будем нагружать ММ картридж не на 47 кОм, а на 100 (или как минимум 75, не меньше). Я пришел к выводу, что использование 47 кОм (стандартное значение рекомендованное производителями) не дает возможности получить максимальное качество, 100 кОм – совсем другое дело. Я перепробовал это со всеми своими ММ картриджами и все они давали лучший результат при сопротивлении 100 кОм.

Я обнаружил также что рекомендации производителей по емкости не всегда лучше, в конце концов я пришел к тому, что значение в диапазоне 100-150 пф (общая емкость включая все кабели) позволяет добиться лучшей производительности картриджей.

Я начал изменять нагрузочное сопротивление на ММ также как многие из нас проделывают это с МС, где мы пробуем разные уровни нагрузочного сопротивления, позже я прочел об Empire 4000 D/III, что точная нагрузка должна быть 100 кОм и на бумаге с тестами, прилагающейся к некоторым Grace F9 использованные значения были равны 100 кОм, то же самое я прочел на других инструкциях к картриджам и мои уши также сказали мне 100 кОм – «то самое» значение.

Прежде чем мы пойдем дальше я хочу напомнить вам, что некоторые из этих ММ картриджей (почти все) были изготовлены более 30 лет назад!!! И сегодня они выступают в одной лиге с современными МС/ММ картриджами верхнего уровня, любой марки и любой цены и по некоторым параметрам обходят их!!!

Я использую 4-5 записей, которые мне хорошо знакомы и которые могут дать мне правильные ответы насколько хорошо (или близко к этому) любой из картриджей способен играть. Множество раз я слушал эти записи: все нацелено на то, что до тех пор пока музыка не «оживет», я ничего не узнаю, я не чувствую эмоции которые музыка может дать. С этими картриджами я перепробовал разные связки с тонармами и шеллами до тех пор пока не «появлялось ощущение» и только когда это достигалось я был доволен.

Все тесты были произведены с уровнем громкости при котором запись «сияет» и появляется эффект присутствия. Иногда помогала подстройка громкости на 1-1,5 дБ.

Конечно тем людям, которые на постоянной основе слушают живые выступления будет легче опознать что в звучании хорошо или, наоборот, что-то не то.

Важная характеристика при настройке ММ картрижей в том, что большинство из них любят позитивный VTA (небольшой), только Grace Ruby, F9E и Sonus Gold Blue любят негативный VTA, с другой стороны – с Nagaoka MP50 Super и с Ортофонами я использую ровный VTA без отклонений.

Касательно прижимной силы – я использую значения производителя и иногда отклоняюсь на 0,1 г. Разумеется я делаю тонкую настройку с небольшими изменениями в азимуте и анти-скейтинге (использую отклонения от половины до трети значения прижимной силы).

Я использую шеллы из разных материалов: алюминий, композитный алюминий, магнезий, композитный магнезий, керамика, дерево и немагнитную сталь, произведенные компаниями Audio Technica, Denon, SAEC, Technics, Fidelity Research, Belldream, Grace, Nagaoka, Koetsu, Dynavector и Audiocraft. Все они кроме дерева (дерево не подходит ни к одному картриджу) очень хороши. И чтобы картридж смог показать себя хорошо или очень хорошо зависит от шелла на котором он смонтирован и тонарма.

Пример. Я много и тяжело возился с картриджем Audio Technica AT 20SS. Он звучал ярко и подчас резко пока я не обнаружил, что ему подходит керамический шелл. Теперь картридж звучит чудесно. Похожие ситуации были с Nagaoka, Shelter, Grace, Garrot, AKG и B&O, но когда они были смонтированы на подходящий шелл и тонарм все они начинали звучать великолепно.

Другие вещи, которые вам нужно знать: я использую два различных комплекта медных проводов для шелла, оба очень нейтральные, с похожим «звуком» и также я использую три различных фонокабеля, все три также нейтральные с некоторой разницей в звуке, но ничего такого, что сильно влияло бы на звучание любых моих картриджей, хоть ММ, хоть МС. Заодно, хочу сказать, что я ооочень хорошо знаком с этими кабелями: Analysis Plus, Harmonic Technologies и Kimber Cable (все три серебряные). В заключении скажу, что не менее важен тот факт, что все кабели балансные и подключены к балансному входу фонокорректора, который имеет полностью балансную конструкцию.

Что вы замечате в первый момент когда игла ММ картриджа опускается на дорожку диска? Полнейшее отсутствие какого либо шума или гудения вроде того, который слышен через МС картридж (и это проблема не картриджа, а проблема фонокорректора ввиду низкой выходной мощности МС картриджей), мертвейшая бесшумная черная (красивая) звуковая сцена на которой нам является МУЗЫКАЛЬНОЕ представление, и получение даже только одного этого ощущения уже того стоит.

Вторая и, возможно, наиболее важная характеристика ММ картриджа в том, что вы слышите МУЗЫКУ льющуюся крайне «легко» без отвлекающих звуковых искажений/артефактов. Я не могу точно объяснить этот очень важный момент, но когда вы вдруг слышите звуки/ноты которые вы никогда до этого не слышали и не знали, что они присутствуют на записи – вот это кайф!!!

Я считаю, что МУЗЫКА льется с такой легкостью из ММ картриджей (помимо прочих факторов) благодаря их высокой податливости (комплаенсу).

Эта высокая податливость означает (кроме прочих вещей типа меньшей чувствительности к пластинкам с отверстием смещенным от центра) что эти картриджи всегда остаются в контакте с дорожкой и никогда не теряют ее и даже дорожки, которые были записаны на очень высокой скорости, это то, что не могут достичь картриджи с низкой и средней податливостью. Ввиду низких и средних значений податливости МС картриджи теряют (время от времени и в зависимости от скорости записи) контакт с дорожкой (не каждую минуту, но это случается) и качество звучания от этого страдает и мы это можем слышать, еще такие же потери с МС картриджами когда воспроизводятся внутренние дорожки в то время как у высокоподатливых ММ картриджей, ввиду их лучшей способности слежения, это получается лучше и эта разница с МС воспринимается на слух.

Кстати, некоторые форумчане спрашивают очень переживая (в нескольких ветках форума) что их картридж не может нормально (чисто) отыграть пушки на записи Telarc 1812 (речь идет об этой записи, прим. пер.) и обычно люди отвечают, что, мол, не переживайте, кроме этой записи ни какие другие коммерческие записи не записаны на такой высокой скорости и если на других записях этой проблемы нет, то не переживайте…

Что ж, в стандартном ответе есть какой-то смысл, но люди вроде меня, имеющие опыт прослушивания ММ или МС (такие как Ortofon MC 2000 или Denon S1 – высокоподатливые МС картриджи) которые легко проходят этот тест пластинкой Telarc 1812 и это говорит нам, что такие картриджи имеют большую разницу в воспроизведении звука любой «нормальной» пластинки, так что более важно то, чтобы картридж умел лучше следовать дрожке.

Есть много фактов вокруг темы ММ картриджей, но до тех пор, пока не попробуешь их в правильном сетапе бывает (некоторым людям) трудно понять «эти красоты». Кое-что, чем я восхищаюсь в ММ картриджах это как (практически все) они переносят экстремальные частоты: нижний бас с правильным темпом/весом/плотностью/яркостью без окрашивания который можно назвать «органическим», о котором говорят многие не продвинутые люди, высокие нейтральные/открытые/прозрачные/воздушные правдоподобные словно живая музыка, эти экстремальные частоты делают МУЗЫКУ льющейся прямо в наш разум и пробуждают наши чувства/эмоции и это как раз то, что нужно любителю музыки в конце дня.

Это вовсе не означает, что эти картриджи не сияют на средней полосе, потому что они и там превосходны и у них очень хорошая звуковая сцена, но это во многом уже зависит от системы и помещения.

Что ж, у нас есть очень хорошая альтернатива (по очень низким ценам) с ММ картриджами чтобы достичь наши музыкальные цели и я не говорю, что вы смените ваш МС на ММ: НЕТ, я пытаюсь сказать вам что стоит иметь (так много, сколько сможете позволить себе купить) ММ картриджи вместе с МС.

Я хочу сказать что я могу жить счастливо с любыми из этих ММ картриджей и я не говорю, что все они играют на одном уровне. Нет! Что я говорю, так это то, что все они очень хорошие «исполнители», все они сблизят вас с музыкой.

Если вы спросите какой из них лучший, я могу сказать, что очень трудно назвать и в общем-то невозможно решить, я думаю, что я могу назвать те, которые по моему мнению принадлежат к очень хорошим и самым лучшим – «звездам». Вот представители последних:

Audio Technica ATML 170 и 180 OCC, Grado The Amber Tribute, Grace Ruby, Garrot P77, Nagaoka MP-50 Super, B&O MMC2 и MMC20CL, AKG P8ES SuperNova, Reson Reca ,Astatic MF-100 и Stanton LZS 981.

Еще несколько, которые очень близки к этой группе: ADC Astrion, Supex MF-100 MK2, Micro Acoustics MA630/830, Empire 750 LTD и 600LAC, Sonus Dimension 5, Astatic MF-200 и 300 и Acutex 320III.

Другие тоже очень хорошие, но менее утонченные.

Я также испытывал (свои или взятые у друзей): Shure IV и VMR, Music maker 2-3 и Clearaudio Virtuoso/Maestro, из них я рекомендую только Clearaudio. Shure и Music Maker по большей части посредственные.

Забыл сказать – я пробовал разные версии B&O Soundsmith, могу сказать что эти картриджи хороши, но все-таки отличаются от оригинальных B&O (которые я предпочитаю) ввиду того, что в Soundsmith использован рубиновый кантилевер вместо сапфирового в оригинальном B&O, которые звучат более натурально и менее хай-файно как рубиновые.

Что я еще выучил важного, что влияет на качество звучания ММ картриджей? К сожалению продвинутый крутой дизайн не имеет ни какого отношения к качеству звука ни ММ, ни МС картриджей.

Да, сегодня у нас полно различных продвинутых материалов корпусов, различные материалы кантилеверов, различные формы заточки, различные, различные, различные… но качество звукового воспроизведения по большей части на том же самом уровне, что и у картриджей построенных более 30 лет назад и это факт. Та же ситуация с проигрывателями и тонармами. Грустно это констатировать, но это то, что мы имеем на сегодняшний день. Пожалуйста, я не говорю, что конструкции картриджей не прогрессируют, т.к. прогресс кое-где на самом деле есть. Пример: Koetsu сегодняшние лучше, чем старые их модели, но в сравнении с другими картриджами Koetsu не такие продвинутые и многиме старые и современные ММ/МС уделают их легко.

Вот где аудио индустрия растет так это электроника (например фонокорректоры), акустические системы и подготовка помещений, но это только мое скромное мнение.

Я знаю, что есть полно вещей о которых я забыл упомянуть и много разных вещей о которых нам нужно подумать, но то что вы здесь прочитали это мое скромное мнение и хорошая точка отсчета для начала дискуссий.

C уважением,

Рауль

Исходный текст и Перевод


(Alexander) #2

47 labs


(стерео бармен) #3

Да, Reson Reca оставила неизгладимое впечатление.


#4

Еще раз спасибо за перевод статьи и эту ветку, Дима!
Крепко я залип на изучении винтажных ММ голов.
Пока собираю информацию, но желание попробовать - вполне сформировалось…


(стерео бармен) #5

Я тоже начинал, но заглохо :}

На все картриджи из списка Рауля все равно уже хороший ценник на eBay/объявлениях. Сливки снимает тот, кто идет первым :}


#6

Я далеко не миллионер, цену на голову здесь (то есть с учетом всех накладных) в 20-25 тыс. рублей считаю очень хорошей.
Особенно, если учесть, сколько сейчас стоят нормальные МС.

Сейчас в моей системе основная голова - МС ZYX R100-02.
Не бог весть что, но дороже позволить себе не могу.
Очень интересно, как на её фоне выступят верхние ММ тех времен…


(Сергей) #7

Винтажные ММ головы делались под тяжелые тонармы и отличались большими величинами прижима, при этом зачастую запиливали винил. Отсюда и пошли городские легенды. В принципе много было хороших голов, типа Empire 108, 880. Разные Pikkering…


(стерео бармен) #8

Это ты про какие годы?


(Сергей) #9

50-60…


#10

Речь идёт в первом посте и про мм головы, которые работают с прижимом 1-1,5 грамма.


(стерео бармен) #11

Т.е 70-вечера и дальше?


#12

Видимо как-то так.


(стерео бармен) #13


(стерео бармен) #14

Кому нужны ММ когда есть МС? Часть 2

Дорогие друзья, со временем, тестируя и пробуя разные разные картриджи (старые и новые) в связке с различными тонармами в поисках наилучшей отдачи на каждом картридже я отметил несколько интересных вещей, с которыми тороплюсь поделиться.

Denon 103

Это один из старейших моих картриджей и я использую его время от времени много лет. В последние три года каждый раз, когда я монтировал и слышал этот картридж, я не мог слушать его более получаса потому что я относился к нему как к “мусорному картриджу”. Я пробовал его с каждым своим тонармом и результат был каждый раз одним и тем же.

Затем я отметил, что на всех тонармах (с фиксированным и сменным шеллом) я не могу затянуть винты на шелле потому что 103-й “открытый” в тех местах, где проходит винт и, когда я пытаюсь затянуть его, то он попросту выдавливается наружу (мне это трудно объяснить из-за проблем с английским, но, думаю, вы меня поняли).

Я не сторонник корректировать звук картриджа затяжкой винтов шелла, я всегда затягиваю их до “их предела”, когда по моему мнению получается меньше резонансов/вибраций с улучшением общих характеристик.

Итак, как же я поступил? Случилось так, что у меня есть шелл Audio Technica AT-LH18/OCC (вес 18г.) у которого есть есть резьбовые отверстия снизу (глубиной 2 мм, они не сквозные). Таким образом я могу затянуть на максимум без всяких проблем смещения винтов. Это было великолепное решение (наряду с весом шелла) потому что я установил 103-й на Dynavector 505 (схожий с 507) и характеристики картриджа кардинально изменились в лучшую сторону как день и ночь. Теперь я могу слушать 103-й больше получаса: очень хорошее улучшение! Это не значит, что теперь 103-й по характеристикам стал как XV-1/Myabi и т.д., нет, но теперь 103-й имеет порядочные характеристики в своей ценовой группе.

Dynavector XV-1

Это один из моих любимых картриджей, мне он очень нравится. Это картридж, который почти всегда играет очень хорошо на почти любом тонарме. Но я никогда не удовлетворялся «очень хорошим» звуком, я всегда искал отличный/образцовый звук.

Я прочел несколько постов где владельцы XV-1 сообщали, что картридж очень хорошо подходит к тонармам Dynavector 505/507 но это не было моим собственным опытом, утверждение звучит не плохо, но не более.

Я решил попробовать поэкспериментировать с VTA/VTF/нагрузочным сопротивлением и т.д., и т.п., но попытки не принесли каких-либо серьезных улучшений в звуке.

Затем я решил попробовать различные шеллы (не родные от 505/507), пока я не обнаружил, что с легким шеллом Denon, 100% магниевый, 6 г. (родные диновские шеллы весят около 14-15 г.) характеристики мягко говоря великолепные: я никогда не слышал (и нигде) лучшего звучания XV-1, чем в этом сетапе.

Fidelity Research MC 702

Это очень «олдскульный» МС картридж. Конструкция интегрированная в шелл, громоздкий (уродливый?), около 30-32 г. весом, с низким комплаенсом 6-7 Cu, низким выходом 0,2 мВ и любящий прижим 2-3 г.

Я владею этим картриджем более 20 лет, я купил его с рук в состоянии как новый. После многих лет я установил его на мой тонарм Micro Seiki MAX-282 (картридж любит тонармы вроде Ikeda, Dynavector, Audiocraft, SAEC и т.п.) и с первой ноты я понял, что этот картридж что-то особенное.

После 20 часов звучание было/есть внушительным/необыкновенным, у меня не хватает слов, чтобы описать мой «сюрприз». Лучшее, что приходит на ум это то, что музыка легко струится из этого картриджа.

Если вы его встретите в продаже и у вас есть подходящий тонарм и фонокорректор – берите его без сомнений!!!

Supex SDX 2200R

Еще один «старый» тип МС с дизайном с открытыми отверстиями для крепления (так же как и со 103-й вам понадобится правильный шелл), рубиновым кантилевером и низким выходом 0,2мВ.

Я установил его на тонарм Lustre GST 801 и поначалу звук был ужасен. Мне пришлось подождать 30 часов чтобы подвес разработался. Это великолепный картридж, по моему мнению его можно сравнить с современным Universe (предполагаю, что речь идет о ZYX Universe – прим. пер.) или подобным, т.к. он очень похож по качеству звучания. Многие ищут Supex 900-й серии (которая у меня была) – что ж, Supex Ruby уделает ее на раз.

Audio Technica ATML 180 OCC

Один из величайших ММ картриджей когда либо изготовленных. Эта модель никогда не продавалась в США, но были ATML 170 и 160 и они тоже очень хороши.

Пока вы не послушаете ММ картридж в правильной связке с подходящим фонокорректором вы не можете понять насколько хороши ММ картриджи.

Некоторые ММ картриджи как этот не только могут конкурировать с любым топовым МС картриджем, но и в некоторых аспектах провосходить их, он (IMHO) лучше любого Koetsu которого я слушал, любого ZYX или Lyra.

Это невероятно, что 500-долларовый ММ картридж может оказаться куда лучшим исполнителем, чем МС за 6-8 тысяч долларов. Просто я подружил его с тонармом Technics EPA 100MK2.

Technics 205СМК4

Замечательный ММ картридж. Хорош так же как Audio Technica только еще лучше!!! Что я могу о нем сказать? по большей части ничего, но: Magic Diamond, Allaerts, Dynavector, Transfiguration какой бы вы не назвали – этот Technics как минимум на том же уровне в каждом из звуковых параметров и превосходит едва не все эти МС картриджи по нейтральности/натуральности тонального баланса, как я уже сказал: замечательный картридж!!! Если у вас есть тонарм и правильный фонокорректор то покупайте его!!! У меня он подходит к тонарму Micro Seiki MAX 282.

Ikeda 9REX

Этот достаточно современный МС картридж с уникальной конструкцией без кантилевера. Очень низкий выход 0,16мВ, тяжелый – 17г, низкоподатливый – 6CU и любит прижимную силу 2,8г.

Этот картридж далеко не для всех, он не только требует правильный тонарм и самый лучший фонокорректор, но и много терпения чтобы добиться лучшей отдачи. Когда вы добьетесь этой «лучшей отдачи» вы сразу поймете, потому что вы окажетесь буквально в раю.

Характер звучания этого картриджа «немного» отличается от всего, что нам известно: быстрота звука и послезвучий непревзойденные, подача, текстурность, тугой быстрый бас непревзойденные, разрешение высоких и их скорость непревзойденные и т.д., и т.п.

Вы не можете быть ближе к живому звучанию, чем с этим Ikeda – он действительно максимально близок к оригиналу записи.

Вы должны быть действительно опытным любителем музыки, с большим опытом прослушивания живых выступлений чтобы понять что вы слышите через этот Ikeda. Его звучание невозможно сравнить со звучанием какого-либо другого картриджа: и не потому он лучше или нет, а потому как он отличается или как близок к живому выступлению.

При этом он ужасно плохо отслеживает дорожку: он не выносит ни одной пылинки на пластинке или на самом алмазе, с ним нужно блюсти безупречную чистоту. Ему потребуется более 200 часов для прогрева. Как я и говорил вам: нужно терпение и понимание что к чему.

Наслаждайтесь музыкой.

Рауль.

Оригинал | Перевод


(albert.l) #15

Напишу сюда.
Есть nagaora jt311. башка стерео. для квадро у них была jt 322.
Судя по паспорту, а он один для обоих моделей, они отличаются только иглами - формами заточки. Ну и характеристики. Сейчас в продаже появились nos 322 иглы. Вот думаю купить если 322 вставку и воткнуть в 311 голову, будет выдавать частоты для квадро? Или там все же что и в самой башке есть отличие?


(стерео бармен) #16

Задубели уж точно!


(albert.l) #17

Не факт, у меня 311 вполне.


(albert.l) #18

Кто-то менял алмазы в МС головках?


(стерео бармен) #19

С козырей пошел :slight_smile:


(albert.l) #20

Тут момент Дима вот какой. Скажем я имею ORTOFON RONDO BLUE у которой заточка иглы FC70 NUDE. Головка больше не выпускается. Т.е. еще можно купить в России либо RED либо BRONZE модель. Но первую мы пропускаем, а вторая вроде как в аудигаллерее отдается за 39000 целковых. По нынешнему курсу это значительно дешевле чем она реально стоила в свое время. Надо брать ?
Но есть вариант вот - вставка на 540 ортофон мкII с такой же заточкой иглы по цене “всего” 18000 рублев. Если взять по “правильной” ( а это сейчас не проблема) цене -то может быть очень даже интересно. Есть ведь и более дорогие проекты, скажем LONDON DECCA JUBILEE, головка очень нежная и хрупкая…ценник на не огого сейчас…