Перевод поста пользователя Raouliruegas с форума Audiogon. Пост относительно старый – датирован 15 января 2008 года, но актуальности он своей не потерял. Я не призываю вас принимать сторону автора – это решать вам.
Перед тем, как вы начнете читать я хочу попросить у вас прощения за низкое качество перевода и отсутствие синонимов к слову «картридж», оно вас (и меня) поддостанет за время прочтения.
С уважением,
Евгений
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/empire_cartridge_1977.jpg
Дорогие друзья, кому нынче нужны ММ картриджи? Что же, я попытаюсь поделиться с вами моими познаниями на эту тему и, я надеюсь, что многие из вас смогут добавить к этому топику свои собственные впечатления.
В течении нескольких лет (на этом форуме) и время от времени я писал что качество звучания ММ картриджей на самом деле лучше, чем мы думали или привыкли считать и несколько месяцев назад я начал ветку об этом, где мы анализировали некоторые ММ картриджи.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/graces.jpg
Что же, в последние 10-12 месяцев я купил около 30 с лишним различных ММ картриджей и я до сих пор продолжаю их покупать.Смысл этой «скупки» в том, чтобы подтвердить или опровергнуть утверждение о качестве звука тех или иных картриджей. И в то же время больше понять о разнице в звучании ММ и МС. Могу сказать, что из всего этого я для себя извлек много полезного даже за пределами темы ММ и МС.
Если мы посмотрим на участников Audiogon, то как минимум 90% из них используют (только) МС головки. Если мы посмотрим на «профессиональных обозревателей» (TAS, Stereophile, Positive Feedback, Enjoy the Music и т.д.), то 95% (как минимум) из них используют только МС картриджи. Хотя, могу сказать, что также знаю, что REG и NG из TAS и RJR из Stereophile используют только ММ головы!!!
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/tokyo-jazz-blues-soul-vinyl-bar.jpg
Если мы взглянем на производителей фонокартриджей, то увидим, что более чем 90% из них сосредоточены на разработке МС картриджей и в общении с аудиодилерами практически все говорят вам, что МС — это верный выбор.
Итак, кто же прав, а кто ошибается? Некоторые (вроде меня) утверждают, что ММ это очень хорошая альтернатива и есть условно «вся» индустрия картриджей, которая считает и поддерживает мнение о МС как о единственно правильном выборе.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/10.jpg
что за кабели на картинке
Я думаю, что обе группы не ошибаются и не правы полностью и что на самом деле вопрос не в том кто прав или не прав, а вопрос в том какие из них продвинутые, а какие нет.
Много лет назад, когда я только окунулся в «хай-энд» картриджи были по большей части ММ-типа: Shure, Stanton, Pickering, Empire и т.д. В те времена, я вспоминаю, как один дилер сказал мне, что если я действительно хочу быть как можно ближе к музыке, то мне нужно купить Empire 4000 D (он имел в виду 4-канальное воспроизведение) и это было моим по-настоящему первым столкновением с «хай-энд картриджем». Я купил Empire 4000 D/I за 70 долларов (я не мог тогда выложить $150 за D/III) и, кстати, характеристики тех самых головок Empire до сих пор впечатляющие, вот взгляните: 5-50000 Гц, разделение каналов 35 дБ, прижимная сила от 0,25 до 1, 25 г!!! Действительно же впечатляет, но бывали и головы у которых частотный диапазон доходил до 100000 Гц!!!
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/dsc07562copyoriginal.jpg
Я начал копаться в теме и стал покупать другие ММ-головы (в те времена я ничего не знал о МС, я даже не знал о их существовании!) такие как AKG, Micro Acoustics, ADC, B&O, Audio Technica, Sonus и т.д.
Несколькими годами спустя тот же дилер рассказал мне о изумительных МС-головках и познакомил меня с Denon 103D и Fulton High Performance и я начал покупать и слушать МС-головки. Я начал читать журналы по аудиотематике о каждом из типов картриджей: ММ и МС.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/denondl103d-4.jpg
Мне пришлось внести изменения в свою систему (из-за низкого выхода МС-головок и потому что я учился тому, как можно улучшить мою систему), т.к. я следовал рекомендациям из журнальных обзоров и рекомендациям аудио дилеров, я был не опытен и только учился (впрочем, я все еще учусь).
Я могу рассказать множество хороших и плохих историй обо всем этом, но не буду отнимать вашего времени, а позволю себе сосредоточиться только на том, чему все-таки я научился и на чем я сегодня стою.
За годы я потратил тысячи долларов на различные топовые «хай-энд» МС-картриджи, начиная от Sumiko Celebration, затем были разные Lyra, Koetsu, Van denHul вплоть до разных Allaerts. Та сумма, что я потратил на МС головы приблизительно равна 70-80% стоимости всей моей аудио системы.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/allaerts.jpg
Внезапно я перестал покупать МС и решил снова попробовать начать использовать некоторые ММ картриджи, которые у меня уже были и то, что я услышал заставило меня начать поиски других «скрытых сокровищ» среди ММ картриджей и понял почему они так хороши и как получить наилучшее качество звуковоспроизведения.
Я начал эти поиски не как битву между МС и ММ. МС картриджи хороши, как мы все и так знаем, и это не тема нашего исследования. Наша тема о возможностях ММ и о том, как выжать максимум из этого типа голов.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/il_fullxfull-926355517_igxu.jpg
В первую очередь я попытаюсь определить и понять наиболее важные характеристики (и что они значат) ММ-картриджей (кое-что из этого частично я уже знаю т.к. этого требует мой фонокорректор) и их различия с МС.
Во-первых это картриджи с высоким выходом, очень высоким комплаенсом (50cu не редкость), низкой или очень низкой прижимной силой, 47 кОм и выше, восприимчивы к изменениям емкости, возможность смены игл (вставок), иногда возможно использование разных вставок улучшающих качество звучания без необходимости покупки следующего в линейке картриджа, низкая или очень низкая масса картриджей, почти все они изготовлены из пластика с алюминиевым кантеливером и с эллиптической или «старой» заточкой line contact (Шибата). У них не бывает корпусов из нефрита, коралла, титана и т.п., изощренных материалов кантеливера и изощренных заточек иглы. Очень-очень… о чем это я говорил? Очень низкие цены от 40 до 300 долларов!!! Один из картриджей я купил за $8,99 (месяц назад) – вау!!! Каждый из вас может/мог бы купить от 10 до 20 ММ-картриджей за цену того МС картриджа который у вас сейчас и хорошая новость в том, что есть шансы этих 10-20 ММ голов оказаться такими же по качеству звучания как ваша МС или даже превзойти ее.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/nagaokamp50-06original.jpg
Другое их свойство в том, что производители показывали как они горды качеством своих ММ-картриджей, почти все эти картриджи были облачены в первоклассную упаковку, комплектовались графиками/диаграммами их частотных характеристик и характеристик разделения каналов (где сообщалось какую тестовую запись использовали, с какой прижимной силой, при какой температуре и т.д.), развернутой информацией об особенностях конструкции и заканчивая обычной инструкцией по монтажу. Далее мог идти очень обширный список характеристик (которым может позавидовать любой современный МС, о которых мы порой вообще ничего не знаем), комплект болтов/гаек, щеточка для чистки иглы и иногда даже могла быть жидкость для ее чистки!!! О Боже. Есть картриджи вроде Supex SM 100MK2 которые поставлялись с двумя разными вставками!!! Одна со сферической заточкой иглы и одна с эллиптической (шибата) формой. Дорогие друзья, и все это по очень низким ценам!!!
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/akg_p_8_es_nova.jpg?w=376&h=376&crop=1
Большинство картриджей которые у меня есть вы можете найти через Ebay или Audiogon и через продавцов подержанных картриджей. И не волнуйтесь, если сломаете свою вставку или купите картридж без нее, т.к. вы всегда сможете найти вставку на замену, это все без проблем, сейчас для многих типов картриджей есть различные вставки.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/vinylrevival-1.jpg
Когда я говорю об ММ головках я имею в виду разные типы: подвижный магнит, подвижный железный элемент (MI), moving flux, электретные, с переменным сопротивлением, с индуцированным магнитом и т.д.
Я делал свои длительные (отнимающие много времени) тесты используя четыре разных вертушки: Acoustic Signature Analog One MK2, Micro Seiki RX-5000, Luxman PD 310 и Technics SP-10 MK2, использовались только S- и J-образные тонармы с 15-миллиметровым оверхэнгом, шеллы разные по материалам, весу и конструкции. Каждый картридж тестировался как минимум на трех тонармах и иногда на 3-4 разных шеллах до тех пор пока я не находил «правильное» соотношение, где картридж показывал себя с лучшей стороны, нет, я не утверждаю что уже завершил или уже нашел «идеальную» связку картридж/шелл/тонарм, но я думаю, что я очень близок к этому абсолюту.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/micro-seiki-rx-5000.jpg?w=376&h=376&crop=1
За время тестирования я пришел к выводу, что найти правильную пару тонарм/шелл для любого картриджа требует больших усилий и все-таки она более ощутима чем смена вертушки. Когда я менял вертушки изменения в качестве звучания были минимальными в сравнении со сменой тонарма/шелла. Этот факт стабильно проявлялся со всеми картриджами, включая MC.
Итак, после фонокорректора, по моему мнению, связка тонарм/шелл подходящая к картриджу является наиболее значимой, она настолько важна, что в одном и том же тонарме (с теми же проводами в шелле) но с разными шеллами (даже если шеллы одинаково весят) по конструкции и/или материалам качество звучания картриджа может сильно различаться.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/dsc07574copy-1original.jpg
Весь этот опыт говорит мне, что есть вероятность, что ваш картридж (МС или ММ) работает не на полную из-за того, что ваш тонарм может не согласовываться с картриджем. Только представьте что сможет/смог бы ваш картридж будь он на подходящем тонарме?! Я считаю, что (до сих пор) нет ни одного (любого типа за любую цену) идеального универсального тонарма. На мой взгляд, нет «лучшего тонарма», что может или могло бы быть, то это лучший тонарм подходящий для определенного картриджа, но не более. Конечно же, есть удачные тонармы, которые очень хорошо согласуются с более чем одним картриджем, но все-таки далеко не с каждым.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/testing-headshells-carts-on-micro-seki-sx-8000-ii.jpg
Я писал неоднократно, что я не коллекционер тонармов, что все мои тонармы только для того, чтобы иметь альтернативы для моих картриджей и вкупе со сменными шеллами мои 15 тонармов дают комбинации как у более 100 разных тонармов: очень широкие возможности/харктеристики для большинства картриджей.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/microdual2.jpg
Вы можете встретить различные ММ картриджи в состоянии новых или как новых, такие как: Ortofon, Nagaoka, Audio Technica, Astatic, B&O, Rega, Empire, Sonus Reson, Goldring, Clearaudio, Grado, Shelter, Garrot и т.д. и все они куплены, что называется, с рук в очень хорошем рабочем состоянии. Зачастую я покупаю два и даже три одинаковых картриджа чтобы обезопасить себя от того, что один из картриджей придет неработоспособным, но я счастлив сообщить, что все они оказывались в хорошем состоянии. Я покупал один или два картриджа без вставок или с нерабочей вставкой, но у меня никогда не возникало проблем, потому что всегда находилась рабочая вставка у другого продавца и иной раз даже оригинальная в состоянии NOS.
Все эти поиски и покупки требовали много времени, терпения и немного везения чтобы получить желаемое, но я могу вас заверить, что это того стоит.
Ок, я думаю, настало время поделиться своими выводами о качествах разных картриджей.
Для начала у нас должен быть фонокорректор с очень хорошей ММ частью (как минимум того же уровня что и МС часть). Мне повезло, т.к. мой фонопредусилитель снабжен двумя независимыми фонокорректорами, один для ММ и другой для МС: оба разработаны для картриджей любых спецификаций.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/jc3-2.jpg?w=1140
Нам нужен подходящий проигрыватель и подходящий тонарм.
Мы будем нагружать ММ картридж не на 47 кОм, а на 100 (или как минимум 75, не меньше). Я пришел к выводу, что использование 47 кОм (стандартное значение рекомендованное производителями) не дает возможности получить максимальное качество, 100 кОм – совсем другое дело. Я перепробовал это со всеми своими ММ картриджами и все они давали лучший результат при сопротивлении 100 кОм.
Я обнаружил также что рекомендации производителей по емкости не всегда лучше, в конце концов я пришел к тому, что значение в диапазоне 100-150 пф (общая емкость включая все кабели) позволяет добиться лучшей производительности картриджей.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/technicsepc-205mk4copyoriginal.jpg?w=783&h=233
Я начал изменять нагрузочное сопротивление на ММ также как многие из нас проделывают это с МС, где мы пробуем разные уровни нагрузочного сопротивления, позже я прочел об Empire 4000 D/III, что точная нагрузка должна быть 100 кОм и на бумаге с тестами, прилагающейся к некоторым Grace F9 использованные значения были равны 100 кОм, то же самое я прочел на других инструкциях к картриджам и мои уши также сказали мне 100 кОм – «то самое» значение.
Прежде чем мы пойдем дальше я хочу напомнить вам, что некоторые из этих ММ картриджей (почти все) были изготовлены более 30 лет назад!!! И сегодня они выступают в одной лиге с современными МС/ММ картриджами верхнего уровня, любой марки и любой цены и по некоторым параметрам обходят их!!!
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2014/07/cropped-1260top.jpg
Я использую 4-5 записей, которые мне хорошо знакомы и которые могут дать мне правильные ответы насколько хорошо (или близко к этому) любой из картриджей способен играть. Множество раз я слушал эти записи: все нацелено на то, что до тех пор пока музыка не «оживет», я ничего не узнаю, я не чувствую эмоции которые музыка может дать. С этими картриджами я перепробовал разные связки с тонармами и шеллами до тех пор пока не «появлялось ощущение» и только когда это достигалось я был доволен.
Все тесты были произведены с уровнем громкости при котором запись «сияет» и появляется эффект присутствия. Иногда помогала подстройка громкости на 1-1,5 дБ.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/18g67awcubfntjpg.jpg
Конечно тем людям, которые на постоянной основе слушают живые выступления будет легче опознать что в звучании хорошо или, наоборот, что-то не то.
Важная характеристика при настройке ММ картрижей в том, что большинство из них любят позитивный VTA (небольшой), только Grace Ruby, F9E и Sonus Gold Blue любят негативный VTA, с другой стороны – с Nagaoka MP50 Super и с Ортофонами я использую ровный VTA без отклонений.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/high20fidelity20magazine20article20part201.jpg
Касательно прижимной силы – я использую значения производителя и иногда отклоняюсь на 0,1 г. Разумеется я делаю тонкую настройку с небольшими изменениями в азимуте и анти-скейтинге (использую отклонения от половины до трети значения прижимной силы).
Я использую шеллы из разных материалов: алюминий, композитный алюминий, магнезий, композитный магнезий, керамика, дерево и немагнитную сталь, произведенные компаниями Audio Technica, Denon, SAEC, Technics, Fidelity Research, Belldream, Grace, Nagaoka, Koetsu, Dynavector и Audiocraft. Все они кроме дерева (дерево не подходит ни к одному картриджу) очень хороши. И чтобы картридж смог показать себя хорошо или очень хорошо зависит от шелла на котором он смонтирован и тонарма.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/headshell1.jpg
Пример. Я много и тяжело возился с картриджем Audio Technica AT 20SS. Он звучал ярко и подчас резко пока я не обнаружил, что ему подходит керамический шелл. Теперь картридж звучит чудесно. Похожие ситуации были с Nagaoka, Shelter, Grace, Garrot, AKG и B&O, но когда они были смонтированы на подходящий шелл и тонарм все они начинали звучать великолепно.
Другие вещи, которые вам нужно знать: я использую два различных комплекта медных проводов для шелла, оба очень нейтральные, с похожим «звуком» и также я использую три различных фонокабеля, все три также нейтральные с некоторой разницей в звуке, но ничего такого, что сильно влияло бы на звучание любых моих картриджей, хоть ММ, хоть МС. Заодно, хочу сказать, что я ооочень хорошо знаком с этими кабелями: Analysis Plus, Harmonic Technologies и Kimber Cable (все три серебряные). В заключении скажу, что не менее важен тот факт, что все кабели балансные и подключены к балансному входу фонокорректора, который имеет полностью балансную конструкцию.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/bd-phono-end-close-small.jpg
Что вы замечате в первый момент когда игла ММ картриджа опускается на дорожку диска? Полнейшее отсутствие какого либо шума или гудения вроде того, который слышен через МС картридж (и это проблема не картриджа, а проблема фонокорректора ввиду низкой выходной мощности МС картриджей), мертвейшая бесшумная черная (красивая) звуковая сцена на которой нам является МУЗЫКАЛЬНОЕ представление, и получение даже только одного этого ощущения уже того стоит.
Вторая и, возможно, наиболее важная характеристика ММ картриджа в том, что вы слышите МУЗЫКУ льющуюся крайне «легко» без отвлекающих звуковых искажений/артефактов. Я не могу точно объяснить этот очень важный момент, но когда вы вдруг слышите звуки/ноты которые вы никогда до этого не слышали и не знали, что они присутствуют на записи – вот это кайф!!!
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/reserve-radio-10-cover.jpg
Я считаю, что МУЗЫКА льется с такой легкостью из ММ картриджей (помимо прочих факторов) благодаря их высокой податливости (комплаенсу).
Эта высокая податливость означает (кроме прочих вещей типа меньшей чувствительности к пластинкам с отверстием смещенным от центра) что эти картриджи всегда остаются в контакте с дорожкой и никогда не теряют ее и даже дорожки, которые были записаны на очень высокой скорости, это то, что не могут достичь картриджи с низкой и средней податливостью. Ввиду низких и средних значений податливости МС картриджи теряют (время от времени и в зависимости от скорости записи) контакт с дорожкой (не каждую минуту, но это случается) и качество звучания от этого страдает и мы это можем слышать, еще такие же потери с МС картриджами когда воспроизводятся внутренние дорожки в то время как у высокоподатливых ММ картриджей, ввиду их лучшей способности слежения, это получается лучше и эта разница с МС воспринимается на слух.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/bo-mmc2.jpg
Кстати, некоторые форумчане спрашивают очень переживая (в нескольких ветках форума) что их картридж не может нормально (чисто) отыграть пушки на записи Telarc 1812 (речь идет об этой записи, прим. пер.) и обычно люди отвечают, что, мол, не переживайте, кроме этой записи ни какие другие коммерческие записи не записаны на такой высокой скорости и если на других записях этой проблемы нет, то не переживайте…
Что ж, в стандартном ответе есть какой-то смысл, но люди вроде меня, имеющие опыт прослушивания ММ или МС (такие как Ortofon MC 2000 или Denon S1 – высокоподатливые МС картриджи) которые легко проходят этот тест пластинкой Telarc 1812 и это говорит нам, что такие картриджи имеют большую разницу в воспроизведении звука любой «нормальной» пластинки, так что более важно то, чтобы картридж умел лучше следовать дрожке.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/grooves.jpg
Есть много фактов вокруг темы ММ картриджей, но до тех пор, пока не попробуешь их в правильном сетапе бывает (некоторым людям) трудно понять «эти красоты». Кое-что, чем я восхищаюсь в ММ картриджах это как (практически все) они переносят экстремальные частоты: нижний бас с правильным темпом/весом/плотностью/яркостью без окрашивания который можно назвать «органическим», о котором говорят многие не продвинутые люди, высокие нейтральные/открытые/прозрачные/воздушные правдоподобные словно живая музыка, эти экстремальные частоты делают МУЗЫКУ льющейся прямо в наш разум и пробуждают наши чувства/эмоции и это как раз то, что нужно любителю музыки в конце дня.
Это вовсе не означает, что эти картриджи не сияют на средней полосе, потому что они и там превосходны и у них очень хорошая звуковая сцена, но это во многом уже зависит от системы и помещения.
Что ж, у нас есть очень хорошая альтернатива (по очень низким ценам) с ММ картриджами чтобы достичь наши музыкальные цели и я не говорю, что вы смените ваш МС на ММ: НЕТ, я пытаюсь сказать вам что стоит иметь (так много, сколько сможете позволить себе купить) ММ картриджи вместе с МС.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/161501-grace_f9_ruby_phono_cartridge_see_photo.jpg
Я хочу сказать что я могу жить счастливо с любыми из этих ММ картриджей и я не говорю, что все они играют на одном уровне. Нет! Что я говорю, так это то, что все они очень хорошие «исполнители», все они сблизят вас с музыкой.
Если вы спросите какой из них лучший, я могу сказать, что очень трудно назвать и в общем-то невозможно решить, я думаю, что я могу назвать те, которые по моему мнению принадлежат к очень хорошим и самым лучшим – «звездам». Вот представители последних:
Audio Technica ATML 170 и 180 OCC, Grado The Amber Tribute, Grace Ruby, Garrot P77, Nagaoka MP-50 Super, B&O MMC2 и MMC20CL, AKG P8ES SuperNova, Reson Reca ,Astatic MF-100 и Stanton LZS 981.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/audio-technica-atml-180-11.jpg
Еще несколько, которые очень близки к этой группе: ADC Astrion, Supex MF-100 MK2, Micro Acoustics MA630/830, Empire 750 LTD и 600LAC, Sonus Dimension 5, Astatic MF-200 и 300 и Acutex 320III.
Другие тоже очень хорошие, но менее утонченные.
Я также испытывал (свои или взятые у друзей): Shure IV и VMR, Music maker 2-3 и Clearaudio Virtuoso/Maestro, из них я рекомендую только Clearaudio. Shure и Music Maker по большей части посредственные.
Забыл сказать – я пробовал разные версии B&O Soundsmith, могу сказать что эти картриджи хороши, но все-таки отличаются от оригинальных B&O (которые я предпочитаю) ввиду того, что в Soundsmith использован рубиновый кантилевер вместо сапфирового в оригинальном B&O, которые звучат более натурально и менее хай-файно как рубиновые.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/bo-mmc20cl.jpg
Что я еще выучил важного, что влияет на качество звучания ММ картриджей? К сожалению продвинутый крутой дизайн не имеет ни какого отношения к качеству звука ни ММ, ни МС картриджей.
Да, сегодня у нас полно различных продвинутых материалов корпусов, различные материалы кантилеверов, различные формы заточки, различные, различные, различные… но качество звукового воспроизведения по большей части на том же самом уровне, что и у картриджей построенных более 30 лет назад и это факт. Та же ситуация с проигрывателями и тонармами. Грустно это констатировать, но это то, что мы имеем на сегодняшний день. Пожалуйста, я не говорю, что конструкции картриджей не прогрессируют, т.к. прогресс кое-где на самом деле есть. Пример: Koetsu сегодняшние лучше, чем старые их модели, но в сравнении с другими картриджами Koetsu не такие продвинутые и многиме старые и современные ММ/МС уделают их легко.
https://iamhearrr.files.wordpress.com/2016/07/cwzo1d9w9dj2dcvxy.jpg
Вот где аудио индустрия растет так это электроника (например фонокорректоры), акустические системы и подготовка помещений, но это только мое скромное мнение.
Я знаю, что есть полно вещей о которых я забыл упомянуть и много разных вещей о которых нам нужно подумать, но то что вы здесь прочитали это мое скромное мнение и хорошая точка отсчета для начала дискуссий.
C уважением,
Рауль