Как не соглашаться?

Как не соглашаться

Март 2008

Веб превращает писательство в беседу. Двадцать лет назад писатели писали, а читатели читали. А веб даёт читателям возможность ответить, что они всё больше и делают – в комментариях к заметкам, на форумах и в заметках на своих собственных блогах.

Многие отвечающие не согласны с тем, на что отвечают. Вполне ожидаемо. Несогласие сильнее мотивирует, чем согласие, и если вы согласны, вы мало что можете сказать. Вы могли бы добавить что-то, но он скорее всего уже изучил все самые интересные стороны вопроса. Если же вы не соглашаетесь, то заходите в область, которую автор не изучал.

В результате несогласия гораздо больше, особенно если мерить в словах. Это не значит, что люди становятся злее. Рост несогласия можно отнести на изменение структуры нашего общения. Но, пусай и не злость ведёт ко всё большему несогласию, есть опасность, что, наоборот, люди станут злее из-за растущего несогласия. Особенно в Сети, где легко сказать людям то, что вы никогда не сказали бы, будучи лицом к лицу.

Если мы все будем всё больше не соглашаться, нужно быть осторожными, чтобы делать это хорошо. Что значит хорошо не соглашаться? Большинство читателей увидят разницу между банальным обзывательством и тщательно аргументированным опровержением, но я думаю, что полезно назвать промежуточные стадии. Итак, вот попытка построить иерархию несогласия:

ИН0: Обзывательство

Это нижайшая форма несогласия, и вероятно также самая распространённая. Мы все видели такие комментарии:

афтар чмо!!!

Но важно понять, что чётче сформулированное обзывательство не имеет большего веса. Комментарий типа

Автор – дилетант с большим самомнением.

— не более чем вычурная версия «афтара чмо».

ИН1: Ad Hominem (Переход на личности)

Переход на личности не настолько слаб, как обзывательство. Он, в принципе, может быть значимым. Например, если сенатор написал в статье, что зарплаты сенаторов нужно повысить, то кто-нибудь может ответить:

Конечно он так скажет. Он же сенатор.

Этот комментарий, хотя и опровергнет аргументов автора, будет значимым. Тем не менее, это всё ещё слабая форма несогласия. Если в аргументах сенатора что-то не так, вы должны сказать, что именно, а если нет – тогда какая разница, сенатор он или нет?

Ещё вариант перейти на личности – сказать, что автор недостаточно авторитетен, чтобы писать на обсуждаемую тему. Тоже довольно бесполезное дело, потому что хорошие идеи часто приходят от людей не вовлечённых. Вопрос же в том, прав автор или нет. Если из-за нехватки авторитета он допустил ошибки, укажите на них. А если нет – значит, нет проблемы.

ИН2: Ответ на тон.

Ещё одним уровнем выше мы начинаем видеть ответы по поводу материала, а не автора. Наиудшая форма из них – несоглашаться с тоном автора. Например,

Не могу поверить, что автор так высокомерно отвергает теорию разумного замысла.

Хотя это лучше, чем нападать на автора, это всё ещё слабая форма несогласия. Важнее – то, прав автор или ошибается, а не каким тоном он высказывается. Тем более что судить о тоне очень сложно. Кто-то, съевший собаку в определённой теме, может обидеться на тон выступления, который другим читателям покажется нейтральным.

Так что, если вы не смогли сказать ничего плохого, кроме как покритиковали тон выступления, то вы не сказали ничего особенного. Автор непочтителен, но прав? Уж лучше такой, чем степенный, но заблуждающийся. А если автор в чём-то ошибается, скажите, в чём.

ИН3: Противоречие.

На этом уровне мы наконец-то имеем дело с ответами на то, что? было сказано, а не кем и или как. Худшая форма ответа по теме – это просто высказать противоположное мнение, плохо или вообще никак не подкреплённое доказательствами.

Оно часто сочетается с заявлениями класса ИН2:

Не могу поверить, что автор так высокомерно отвергает разумный замысел. Разумный замысел – обоснованная научная теория.

Противоречие может иногда быть весомым. Иногда достаточно просто увидеть сформулированную другую точку зрения, чтобы понять, что она правильная. Но обычно нужны доводы.

ИН4: Контраргумент.

На четвёртом уровне мы достигаем первых форм убеждающего несогласия – контраргумента. Высказывания ниже этого уровня можно игнорировать как ничего не доказывающие. Контраргумент может доказать что-то. Проблема в том, что трудно сказать, что? именно оно докажет.

Контраргумент – это противоречие плюс рассуждения или свидетельства. Если они направлены точно на исходный аргумент, то могут быть убедительными. Но, к сожалению, обычно контраргументы направлены на что-то иное. Чаще всего двое людей, увлечённо спорящих о чём-то, на самом деле спорят о двух разных вещах. Иногда они даже соглашаются друг с другом, но настолько погружены в пререкания, что не осознают этого.

Возможно, есть обоснованная причина спорить не совсем с тем, а чём автор высказался изначально – это когда вы чувствуете, что он упустил основную часть темы. Но если вы так делаете, сразу однозначно заявите об этом.

ИН5: Опровержение.

Самая убедительная форма несогласия – опровержение. Оно же является редчайшей формой, потому что это – большой труд. Вообще иерархия несогласия являет собой пирамиду, в смысле, что чем вы выше уровнем, тем меньше экземпляров встречаете.

Чтобы опровергнуть кого-то, вероятно, нужно его цитировать. Нужно найти, где автор «наследил», отрывок, который вам кажется ошибочным, а затем объяснить, почему он ошибочный. Если вы не можете найти цитату, возможно, вы воюете с ветряной мельницей.

Хотя обычно опровержение ведёт за собой цитирование, цитирование не обязательно приводит к опровержению. Некоторые авторы цитируют то, с чем не согласны, чтобы их сообщение выглядело, как обоснованное опровержение, а затем выдают ответ низкого уровня, например, ИН3 или даже ИН0.

ИН6. Опровержение основной мысли.

Сила опровержения зависит от того, что вы опровергаете. Самая сильная форма несогласия – опровергнуть чью-то основную мысль.

Даже так высоко, как на уровне ИН5, можно увидеть намеренное нечестное поведение, например, кто-то выбирает неважные детали темы и опровергает и?х. Иногда манера, в которой это всё сделано, превращает высказывание в изощрённую форму перехода на личности, а не в опровержение. Например, корректировать грамматические ошибки или занудствовать по поводу мелких ошибок в именах или числах. Если тема не зависит по сути от таких вещей, то единственная цель корректировать их – это дискредитировать оппонента.

Для настоящего опровержения необходимо, чтобы критик опроверг центральный посыл, или по крайней мере один из них. А это значит, что критик должен ясно зафиксировать то, что является основным смыслом. Поэтому эффективное опровержение выглядит так:

Основная идея автора, по-видимому, – Х. Как он говорит,
«цитата»
Но это неправильно по следующим причинам…

Цитата, которую вы приводите как ошибочную, должна быть основной идеей автора. И достаточно опровергнуть что-то, от чего она зависит.

Что это значит

Теперь у нас есть способ классифицировать формы несогласия. Насколько он хорош? Чего нам эта иерархия не даёт – это способа определить победителя. Уровни ИН всего лишь описывают форму заявления, а не его правоту. Ответ уровня ИН6 всё равно может быть совершенно ошибочным.

Но хотя уровни ИН не указывают минимум убедительности ответа, они указывают его максимум. Ответ ИН6 может быть неубедительным, а ответ ИН2 или ниже убедительным не будет никогда.

Самая очевидная выгода в классификации форм несогласия – в том, что она поможет людям оценивать то, что они читают. А именно она поможет им видеть насквозь нечестные аргументы. Красноречивый оратор или писатель может произвести впечатление полной победы над оппонентом, всего лишь употребляя сильные слова. Наверное, это и есть главное качество демагога. А назвав разные формы несогласия, мы даём критично настроенным читателям возможность оборвать струны на их гуслях.

Такие марки могут быть полезным и авторам. В основном интеллектуальная нечестность – непреднамеренна. Кто-то, споря с тоном статьи, с которой не согласен, может считать, что он говорит что-то существенное. Посмотрев в высоты и увидев свой текущий уровень, возможно, он захочет двигаться вверх и высказать контраргумент или опровержение.

Но самая главная выгода от умения хорошо несоглашаться – не просто в том, что разговоры станут лучше, но в том, что людям станет радостнее. Если вы последите за дискуссиями, то увидите, что злобы намного больше на уровне ИН1, чем на ИН6. Вам нет необходимости быть злым и вредным, если у вас есть что сказать. Скорее даже вам не следует быть вредным и злым – если вы хотите сказать что-то существенное, это лишь будет мешать.

Если передвижение вверх по иерархии несогласия делает людей менее вредными, значит это сделает большинство из них веселее. Большинство людей не любят быть вредными, но таковыми бывают, просто потому что они ничего не могут поделать.

Пол Грэм, март 2008
Перевод Дмитрия Лебедева

Перевод эссэ Пола Грэма (Исходный текст: How to Disagree)[How to Disagree]

25 лайков

У меня впечатление складывается что с 2008 года добавился ещё один вариант когда диалог превращается в два параллельных монолога и происходит угон темы.

Ещё наблюдаю, что логика перестала быть в почёте и на первом месте оказалась чувственная аргументация.

:worried:

10 лайков

Как не странно, логика такая же относительная часть мира как и все остальное. @dmitre призывает к статье 10"летней давности. Возможно все иначе ?) Умные поведенческие скрипты фиксируют каждый вздох пользователя в цифровом мире. Наши музыкальные сервисы знают, что вы слушаете в разные дни недели и даже в каждый час суток, и цвет кожи по двум лайкам в соц.сетях.
Неизменными остаются Авторы, им и глубокое уважение.

18 лайков

У меня эта картинка давно в профиле на stereo.ru. :blush:

1 лайк

Учимся не соглашаться.

Уже жеж))

Учимся учиться

Увы, пирамида Грэма уже не канает. Ввиду скорости современного информационного общества, просто нет времени контраргументировать по высшему разряду. Чтобы опровергнуть нужно провести исследование. Это может занять дни. За это время просто уже забудут первоначальный посыл. Сегодня то, что не может быть опровергнуто в течение считаных часов, пустая трата времени и сил. Проблема усукабляется и невозможностью получения гарантированно объективной информации. Например, на планете существует столько версий официальной истории, сколько на планете государств. Помимо официальных версий, существует масса неофициальных, а также преследуемых - апокрифов. Так что Грэм попал пальцем в небо, а изучать надо методики работы с информацией Геббельса, к сожалению.

5 лайков

Контраргументировать ради контраргументирования - занятие сомнительного свойства.

Какова ЦЕЛЬ?

Контраргументируют с целью опровержения, если вы читали статью Грэма выше.

Тогда, какова ЦЕЛЬ опровержения?
Каковы МОТИВЫ опровергающего?

Установление истины, разумеется.

Тогда пирамида Грэма, на мой взгляд, подходит больше.

Ну, эти ваши слова всего лишь ИН3 - противоречие :slight_smile:

Высказывание:

как я его понимаю, не является “опровержением”, потому что содержит лингвистическую конструкцию “на мой взгляд”.

Я оопонировал на уровне ИН4 автору, вы мне на уровне ИН3. Для перехода на ИН4 вам надо привести аргументы в подтверждение вашего мнения (взгляда).

Вы высказали позицию, что:

в то же время указали, что целью опровержения следует считать

Насколько мне известно из истории, пропаганда Геббельса не имела никакого отношения к установлению истины. Именно на это противоречие в ваших тезисах я и обратил внимание.

1 лайк