Как изменилось аудио за 10 лет (2009-2020)? А что будет дальше (2021-2030)?

Хочется надеятся, что этот тезис верен лишь с точки зрения “средней температуры по палате”.

В целом же изобилие и доступность выбора должны приводить к большей дифференциации слушателей: для кого-то это повод суетливо перескакивать по верхам случайно выхватываемых со стриминга треков или фоново слушать все подряд в пол уха, для других же это замечательная возможность целенаправленно и внимательно изучать целые музыкальные направления и глубже погружаться в творчество отдельных исполнителей и композиторов.

Здесь снова все зависит от целеполагания конкретных слушателей. У меня, например, нет ни малейшего искушения быть ненасытным в выборе, что послушать.

4 лайка

Есть такая старая книжка, «Степной волк» Германа Гессе, ставшая культовой в 60-70-е. Та эпоха видела в ней историю про sex, drugs, rock-n-roll, плюс духовность и измененное сознание. Но мне она вспомнилась потому, что описанные там формы снобизма столетней давности прекрасно воспроизводятся сейчас. То, что там говорится про радио, точно ложится в рассуждения про сеть и стриминг, презрение к «граммофонной» музыке переводятся в нынешние суждения о цифре. Забавно что джаз, с точки зрения героя этой книги, служивший абсолютной противоположностью высокому искусству музыки, Букстехуде, Гайдну и Моцарту, проделал с тех пор головокружительный кульбит и примкнул к «старой» музыкальной культуре. Просто его место заняли другие презренные музыкальные формы.
Сам же снобизм неизменен. Лишь его атрибуты поменялись, зачастую на противоположные…

10 лайков

Снобизм - это пена, а не содержание. Заострение внимания на снобизме тоже можно рассматривать одной из форм проявления того же снобизма.

Стоит внимание сосредотачивать не на формальной классификации, не на “ярлыках”, не на “пене”, а на содержании. Если содержание будет адекватно увидено, воспринято и понято, то и споры окажутся никчемными, а речь о снобизме будет неуместной.

Продуктивнее не поверхностно и обобщенно сравнивать музыку Моцарта и джаз, а докапываться до их смысла, содержания и глубинного влияния того и другого на психику человека. И сравнивать сочинения Моцарта не с абстрактным джазом, а с его конкретными направлениями, композиторами, исполнителями, импровизациями, произведениями.

Аналогично стоит поступать и относительно аналоговых и цифровых устройств воспроизведения. Но сначала придется в достаточной степени развить у себя чувствительность музыкального и психоакустического восприятия до должного уровня, чтобы это восприятие можно было рассматривать адекватным поставленной задаче, а не любительским и не поверхностным.

4 лайка

Кстати, вот лично для меня стриминг неудобен. В первую очередь организацией медиабиблиотеки, где всё навалено в кучу. Возьмём отдельного исполнителя, откроем его дискографию например на Спотифай. Там будут номерные альбомы вперемешку с какими то сборниками, концертными альбомами, коллаборации. А мне нужны только те альбомы, что мне интересны. В итоге файловая библиотека с тщательно отобранным мной содержимым удобнее.

3 лайка

Алекс, а вы сами эту книгу читали? Спрашиваю, потому что вы сейчас точно следуете логике героя этой книги, во всяком случае до случившегося с ним преображения в конце, когда он сумел преодолеть «границу миров». Именно так граница между «высоким» и «низким» в его голове и проходила.

1 лайк

“Высокое” и “низкое” - условные понятия, к природе самих явлений не имеющие никакого отношения, собственно, и порождающие искажающий картину мира снобизм. Важнее реальные свойства предмета, его содержание. О чем я и написал.

Не вижу никакого снобизма в том, чтобы отдавать акустическому роялю предпочтение, а не электронному, конкретному виниловому проигрывателю, а не конкретному ЦАП-у, если слушатель судит не по “вывеске”, а ясно слышит пользовательские звуковые свойства каждого из них. Если же кто-то слышит иначе, это не достаточный повод ссылаться на снобизм.

Для данного разговора есть прекрасная ветка Non-judmental, не-суждение.

Все дело в том, что снобизм героя этой книги совсем не отталкивающий. Это же явно альтер эго самого автора, продукт его ироничного наблюдения за самим собой. Герой — публичный интеллектуал, автор многих книг, тонкий знаток литературы и музыки. Его суждения совсем не поверхностны, за ними стоят глубокие знания и опыт. При этом он еще как водится привычно несчастен, ощущает непроходимую границу между собой и окружающим враждебным миром. Деталь, ускользнувшая от меня, когда читал в юности — он еще и открытый пацифист, публично осуждающий войну, оттого ему в поздневеймарской Германии, уже наливающейся коричневым, совсем не сладко.
Новая реальность радио, граммофонов, американского джаза и дансхоллов кажется ему поначалу средоточием всего примитивного и низменного. Но как раз именно такой персонаж имеет максимальные основания для критических суждений.

1 лайк

Форватер обозначен

Так себе классификация, но мысль почему-то зацепилась…

Всё то, что сейчас обобщённо называется AI — это новые средства производства.

В IT вообще всё — это новые способы хранения данных, новые способы обработки данных (алгоритмы/приложения), и новые способы представления контента (обработанные данные), которые все вместе движутся в сторону полной автоматизации и удешевления.

(В голове скользнула интересная аналогия с четырёхмерным пространство-временем, в котором вдоль оси времени мы все летим только в одну сторону).

Условно, Platform Shift из статьи — это:

:round_pushpin: Где хранится алгоритм?

Человек :arrow_right: PC :arrow_right: PC + Cloud :arrow_right: Cloud

Последнее пока не случилось, но многие инструменты уже Cloud-first или Cloud-only.

:round_pushpin: Где хранятся данные?

Человек :arrow_right: PC :arrow_right: PC + Internet :arrow_right: PC + Mobile + Cloud

Cloud сменил Internet в том смысле, что данные стали обрабатываться в Cloud, а не просто лежать, как в Интернете девяностых-двухтысячных.

Добавился Mobile, в котором локальное хранение и обработка данных всё ещё big deal из-за приватности и удобства. Следующий шаг, кажется, Cloud-only, но может ещё долго или никогда не случиться.

:round_pushpin: Как предоставляется контент (результат работы алгоритма над данными)?

Человек :arrow_right: PC :arrow_right: PC + Internet :arrow_right: PC + Cloud + Mobile

В конце каждой цепочки можно представить себе AI, который вне зависимости от «железной» платформы:

:round_pushpin: создаёт — комбинирует или изобретает — алгоритмы и целые приложения на базе алгоритмов; таким образом, получается, является лучшим хранилищем алгоритмов в мире;

:round_pushpin: не хранит данные per se, но может их обрабатывать лучше и быстрее людей; заодно, может лучше людей генерировать данные, которых ранее не существовало;

:round_pushpin: инструменты на базе мультимодальных LLM вполне себе новый способ доставки и представления результатов работы алгоритмов; как в смысле удобства интерфейсов, так и в смысле правильности представления данных.

Например, уже сейчас LLM может ответить на вопрос: какая погода на этом фото и что мне надеть и взять с собой, если я планирую пойти на деловую встречу через час? Причём, технически ничего не препятствует тому, чтобы AI порекомендовал именно ту одежду, которая у меня есть.

Посмотрел фоторепортажи с московской и варшавской выставок. Сравнил со своими впечатлениями от посещения ёбуржской. Везде похоже. Типичный посетитель — продвинувшийся в возрасте дяденька. Совсем немного молодежи, нечасто можно увидеть женщин не в паре с мужчиной.

С одной стороны, так вроде было не то что всегда, но уже достаточно давно. Может и через 10 лет будет так же — до выставок доберутся те, кому сейчас 45+. Но мне почему-то кажется, что аудитория аудио просто заканчивается. Те, кому сейчас около 50 и старше — последние, прикоснувшиеся к той самой «золотой эпохе аудио» и испытывающие по ней ностальгию.
Индустрия хай-энда жива только потому, что ностальгирующих платежеспособных дяденек в мире в абсолютных цифрах много. Но даже в ЮВА они когда-нибудь закончатся. Вместе с ними закончатся и монструозные сетапы за много денег с винилом и лентой. Хипстерам винил нравится, но скорее как прикольная штука. Городить много ящиков под винил им и не по карману (увы, это поколение прекариата), и некуда — не в съемное же жилье.
Наконец, просто то, что не ориентировано в том числе на женскую аудиторию, шанса выжить не имеет.
Имею в виду не окончание аудио как такового, а полное исчерпание модели, созданной в поздних 70-х.

9 лайков

Хорошо избегать стереотипов.

Запросил у организаторов московской выставки срезы по возрастам и гео, сразу по окончанию выставки. Пока не ответили.

4 лайка

Похоже на то. Их (наше) детство и молодость пришлась на эпоху бурного развития звукозаписи и вместе с ней взрывной рост музыкального творчества. Появлялись новые виды техники и носителей - от механических патефонов к электрическим проигрывателям пластинок и далее, к магнитофонам на бобинах и кассетным магнитолам, переход на цифру - компакт диски и DAT с последующими вариациями в виде минидисковых плееров и mp3. Ну, и музыка не отставала, чуть ли не ежегодно появлялись новые стили и направления. Нам было интересно!
Теперь этот “бурный горный поток” докатился до равнины и река приобрела неторопливое мутное течение одинакового “смартфонно-затыконного” аудио с прослушиванием безбрежного разнообразия стриминга, в основном фонового.
Мой ребетёнок искренне не понимает зачем папа возится с нагромождением железок и толстыми проводами. Беспроводные затычки и смартфон, который всегда с тобой - это просто и удобно!

8 лайков

Если посмотреть на семилетнюю дочку - нафик ей не нужна аппаратура)

В детстве мне было интересно покрутить ручки, понажимать кнопки и я побаивался что и мелкая будет тем же промышлять, но ей планшет куда интереснее, ведь там же игры, мультики, музыка та же)

3 лайка

Молодёжь просто ходит на выставки типа Сanjam:

А в целом молодым интереснее музыка, чем средства её воспроизведения, и это правильно. Когда смотришь на системы, многократно превышающие стоимость коллекции музыки её хозяина в голову приходят иронично-скорбные мысли.

2 лайка

Даже если так… Остается понять, существует ли корреляция между посещением выставки и самим интересом, не говоря уже о владении. Я, например, ни разу не удосужился посетить подобное мероприятие, мне достаточно других информационных источников. Может быть, у определенного поколения ностальгия именно по подобным выставкам?

Мне представляется, что покупка дорогой аудиотехники в последние годы стала лучше коррелировать с доходами покупателей. В этом вижу главные изменения. Тенденция в том, чтобы не покупать предметы роскоши на последние сбережения (за исключением, быть может, автомобилей - такой фетиш еще остался, но и он в силу обстоятельств утихает).

Мне кажется всё проще, у дядечек в этом возрасте наконец появились свободные деньги и время, и как следствие, возможность реализовать юношеские мечты, которые все время откладывались в долгий ящик. А во времена юности дядечек хорошая аудиосистема это было ого-го как круто, условно “все девчонки твои”.
В этом нет ничего плохого, я и сам такой же дядечка, ну надо же когда нибудь реализовывать мечту.

То же самое я наблюдаю в мире фото: пожилые дядечки скупают аналоговые Хассельблады, которые сейчас вообще то не представляют большой ценности, но вот во времена их молодости это был топ, предел мечтаний.

Кстати, по статистике американских банкиров, самые богатые клиенты - это те клиенты, которые уже умерли. Богатство копится в течение жизни, а здоровье и возможности уменьшаются, так уж мир устроен. Поэтому основная часть luxury товаров в мире (включая high end) сейчас рассчитана на потребление такими вот пожилыми дядечками.

4 лайка

На московской выставке они тоже тусили в части про наушники.

1 лайк

У моих родителей была радиола и магнитофон «Днiпро». Они были к моменту приобретения этого всего достаточно молодыми. Но примером для меня были не они, а старший брат с «Вегой» и «Маяком». Именно в его среде владение «аппаратурой», как тогда это называлось, было и целью, и ценностью.

2 лайка

Так и коллекции теперь уже не собирают. Максимум - плейлисты стриминга.

1 лайк

Предполагаю, что качество анкет будет очень низким, а их число намного меньше числа посетителей

Если без шор на глазах: зачем молодежи отращивать себе животы в душных каморках на диванах, пялясь в стену, у которой разместилась аудиосистема? Другое дело: живой концерт, кабак с живой музыкой, горный велосипед, сноуборд, тренажерный зал - и, вообще, больше динамики, больше движения, ловить кайф от активного действия, а не от пассивного сидения! А для фоновой музыки вполне хватает современных привычных смартфонов, планшетов, наушников и бумбоксов. У многих из них качество звука лучше, чем у большинства обыденных средств воспроизведения прошлого. Специализация интересов молодежи расширилась по ассортименту, поэтому по каждой отдельной тематике количество энтузиастов уменьшилось. Да и забот и ответственности по жизни стало больше.

1 лайк