JMLab серии Utopia


(Олег) #1

Более года назад я стал обладателем этой замечательной пары, и всё хотел где-нибудь сделать её обзор. Порывшись в интернете Самарской области и чуть дальше, я понял, что лучше все-таки этого не делать, так как в мире существует специально обученная категория людей, чье мастерство маркетингового ораторства непревзойденным образом заточено под реальные буйства фразеологических оборотов типа “Высокие частоты, как и средние, осязаемы и ясны. Они рельефны, живы, пространственны, но без излишней яркости.” На таких оборотах я обычно с трудом сдерживаю рвотные позывы, но участь переводчика к сожалению - выносить всё это достойно и передавать достоверно.
Итак, я нашел единственный обзор этой акустики, сделанный американским изданием SoundStage в июле 2000 года:
http://www.soundstage.com/revequip/jmlab_mini_utopia.htm
я перевёл его, и предлагаю вашему вниманию. Что характерно - данный обзор, по большому счету, вполне совпадает с моими ощущениями, за единственным исключением - глубина низов, так называемый артикулированный копытен, к которому я с детства приучен, является для меня не убедительным и отчаянно требует участия сабвуфера.

JMlab Mini Utopia Дуга Шнайдера

Иногда аудиофилы – сложная для понимания порода людей. Североамериканские аудиофилы в особенности, всегда мыслят глобально. «Трать больше, и получишь что-нибудь лучше» - так часто говорит знакомый дилер. Однако, по-моему, данная логика не всегда хорошо работает в аудио, особенно для акустических систем. И это потому, что ты должен учитывать место, в котором будет работать акустика. Если ваша комната не может работать с напольными системами, вы получите худший результат, если просто приобретете системы побольше размером. И поэтому, вместо этого, почему бы не улучшить звучание системы в условиях имеющихся ограничений – сохраняя малый размер?
Однако, даже самые лучшие становятся жертвами феномена «размер имеет значение». Посетив любую аудио-выставку, можно увидеть попытки производителей продемонстрировать свои системы, которые не подходят по габаритам тем комнатам, где они играют. Часто бывает так, что в условиях аудио-шоу небольшие системы впечатляют своим звуком гораздо сильнее.
Моя комната не особо большая (3.6 х 5 х 2.4 м), поэтому для меня всегда критичен размер систем, которые я собираюсь в нее поставить. Я понимаю, почему я стал приверженцем мини-мониторов и верю, что соответствие акустики размерам комнаты – одна из причин, почему я получаю отличные результаты звучания.

Высокий уровень

Mini Utopia от французов JMLab появилась сразу же за моим обзором Bulldog от Cliffhanger Audio (3699$) – другой массивной и тяжелой стоечной акустики, тяготеющей к напольникам. В то же время, когда появились Утопии, напольники Verity Audio Fidelio (7150$) заняли место в комнате прослушания (см. их обзор в сентябре 2000). Эти три пары акустических систем представляют собой уровень изделий, когда производитель в меньшей степени начинает беспокоиться о затратах на их производство, а в большей – о звуковых качествах используемых при производстве материалов. С точки зрения примененных технологий, качества компонентов и стандартов производства, эти небольшие, но массивные системы даже имеют лучшее качество звука, чем большие по габаритам системы, которые в большинстве случаев стоят дороже.
В сегменте высоких стандартов на аудио рынке, если ты тратишь больше денег, это не всегда значит, что ты получишь что-то больше, ты можешь получить что-то, сделанное лучше. Bulldog сделаны очень хорошо, но, понятно, что за эту цену (половина стоимости Mini Utopia и Fidelio), они не имеют таких необузданных дизайнерских тонкостей и нюансов во внешности этих двух пар. Я не столько говорю об отделке и подгонке деталей, которые по большому счету вполне сравнимы, я имею в виду формы - углы и изгибы. Fidelio и Mini Utopia не только демонстрируют высочайшие стандарты звука, они оба – прекрасные примеры изящества форм и выдающегося мастерства исполнения.

Описание

Говоря аудиофильским языком, JMLab Mini Utopia можно отнести к полочникам или стоечным системам. Некоторые могут отнести их к мини-мониторам, но это не было бы точным описанием – скорее, это большие мониторы. Акустика располагается на стойках такого же дизайна; но её размеры 61 х 40.6 х 25.5 см и вес 27 кг без стоек – побольше, чем у многих напольников с массой динамиков. До недавнего момента 7000-долларовая Mini была самой недорогой и малогабаритной в модельном ряду Utopia, который сверху венчает 70 000 - долларовая Grande Utopia. Через несколько месяцев компания представит Micro Utopia, которая будет похожа на урезанную Mini и будет стоить 5000$.

Mini Utopia представляет собой двухполосную систему фазоинверторного типа, с двумя 16.5 см динамиками Focal (детали для Focal производятся JMLab) в конфигурации вуфер-твиттер-вуфер, с 1-дюймовым титановым твиттером Focal типа «перевернутый купол» (к слову, в серии Electra используются другие твиттеры).
Фронтальная часть имеет вогнутую поверхность, которую сам производитель называет «Сфокусированным временем», очевидно предполагая, что звук из динамиков должен сходиться в точке прослушивания. Корпуса систем сделаны так, чтобы обеспечивать высокую жесткость. Каждый динамик располагается в отдельном индивидуальном пространстве, и если посмотреть на фронтальную часть, можно заметить, что их разделяет воздушная щель (являющаяся по сути фазоинвертором – прим. переводчика). Кроссовер – фильтры 3-го порядка, с частотой разделения 2.5 кГц. В отличие от массовых продуктов, кроссовер реализован не на печатной плате, а навесным монтажом. В диффузорах используется конструкция типа «сэндвич», состоящий из стекловолоконных слоев на основании из пенопласта. Эти динамики – самое лучшее из всего, что производит Focal.
Mini Utopia имеет уникальную особенность - два порта фазоинвертора, излучающие сверху и снизу зоны твиттера. Компания заявляет частотный диапазон от 50 Гц до 25 кГц с неравномерностью -+3 дБ. Чувствительность – 91.3 дБ (2.83 В/1М), а средний импеданс – 8 Ом, не опуская значение ниже 4 Ом. В документации рекомендовано использование усилителей с мощностью от 25 до 150 Вт на 8 Ом. Мой опыт показывает, что эта акустика должна быть легкой нагрузкой. На гладкой поверхности задней стенки находятся высококачественные акустические клеммы, на все виды соединений. Раздельного подключения полос не предусмотрено.
Конструкция корпуса и внимание к деталям ошеломляет. Тяжелые, толстые стенки из MDF покрыты красивейшим черным лаком. С целью уменьшения резонансов внутрь помещены свинцовые панели. Натуральные деревянные боковины сделаны из анигрэ – плотного и тяжелого африканского дерева бежевого цвета. Боковины не только отлично выглядят, но и служат дополнительным усилением корпуса. Еще одно экзотическое дерево, таури, используется в цельнодеревянном дефлекторе твиттера. Подставки, конечно же, сделаны в едином стиле с акустикой – я не могу представить, что кто-то будет использовать другие подставки (хотя, можно учесть тот факт, что они стоят дополнительных 1200$, что, разумеется, недешево).
7000$ - огромная сумма за стоечные мониторы, но здесь тот самый случай, когда ты получаешь всё, за что заплатил. Акустика внешне великолепна и имеет элегантные штрихи в каждой детали. В каждой АС модельного ряда Utopia сзади обозначен год производства, и все в Mini буквально дышит винтажностью и качеством. Даже прожженные технари, кто ценит прежде всего функциональность, нежели форму, будут поражены великолепием этой роскошной акустики.

Система и Звук

Mini Utopia слушались в моей референсной системе, состоящей из моноблоков Blue Circle Audio BC2 ($6300 за пару), предварительного усилителя BC3000 ($6250) и СD-проигрывателя Audio Aero Capitole ($4200). Я использовал два типа акустических кабелей и межблочников – оба с хорошим, но с разным результатом. Сначала были подключены мои референсные Nirvana Audio S-L-series акустические кабели ($1095 за двухметровую пару) и межблочники ($695 за метровую пару). Затем работали новые Nordost Red Dawn revision II акустические кабели ($1200 за двухметровую пару) и межблоки Quattro Fil ($1600 за метровую пару).
В моей комнате мои компоненты идеально подходят к этой акустике, я ничего бы больше не менял. С тех пор, как я установил АС оптимальным образом – на расстоянии около 2 м друг от друга, под углами около 10 градусов, на расстоянии около 1.5 от задней стены – система играла с безошибочной тональной точностью, с ощущением натуральной легкости, что делало звук весьма реалистичным, и все это венчалось великолепной детализацией и разрешением. Mini Utopia не являются чемпионами в НЧ-области, но они раскачивали дом басом настолько убедительно, что его недостаток никаким образом не ощущался. Об этом я еще поговорю чуть позже.
С самого начала система впечатлила меня богатым и твёрдым характером, который она демонстрировала по всему частотному диапазону. Она может и называется Mini, но играет реально масштабно! Среднечастотный диапазон в особенности, настолько осязаем, имеет отличный тональный баланс и убедительную взвешенность. Мужские голоса, которые на других системах могут звучать слишком заносчиво и раздуто, строго и многомерно визуализируются без каких-либо преувеличений. Эта весьма важная составляющая диапазона звучит плотно, детально и весьма контролируемо. Это напомнило то, что я слышал от Cliffhanger Audio’s Bulldog – еще одного амбициозного представителя семейства стоечных систем. И хотя возможно Mini Utopia не в полной мере раскрывает всю текстуру и многогранность мужских голосов, как Merlin’s VSM-SE и Verity Audio Fidelio, она удивительно хороша и звучит на голову выше большинства подобных систем.
Отличный пример качества вокала, которое демонстрирует Mini, может быть услышан у David Johansen’s “Well, I’ve Been to Memphis.”. Этот трек записан Chesky Records в релизе David Johansen и Harry Smiths [Chesky JD 196], но я прослушивал его на демонстрационном диске с 6 композициями от компании Inakustik; я раздобыл этот диск на выставке аудио во Франкфурте. При прослушивании в голосе ощущается теплота, текстура, выдающаяся детализация и эффект присутствия в трехмерном пространстве, как будто «дотянуться – и - прикоснуться». Когда играл «Everest» из «Up Up Up Up» Ani DiFranco [Righteous Babe Records RBR-013-D], я был настолько впечатлен натуральной легкостью и выдающейся чистотой звука, что прослушал трек пять раз подряд. Затем я слушал его каждый день в течение недели! Этот трек так же показал основательность, с которой система выстраивает образы. Голос DiFranco смещенный немного влево, был четко очерчен в реализме пространства.
Вторая композиция с демо-диска Inakustik, “Passion and Pride” от Friedemann, с латиноамериканским настроением, раскрыла удивительную скорость, прозрачность и динамические качества акустики. Высокие частоты, как и средние, осязаемы и ясны. Они рельефны, живы, пространственны, но без излишней яркости. Немного более непосредственны и прямолинейны, в сравнении с более сдержанными Fidelio; однако, я не могу сказать, плохо это или хорошо – просто чуть по-другому.
С хорошим источником жизнерадостные Утопии возносят ввысь выдающуюся точность и скорость. Отклик очень быстрый, яркий и проницательный, независимо от типа музыки. Так же, системы могут звучать довольно громко - без заметного напряжения или перегрузки. Некоторые мониторы подобного типа на 95 дБ или около того, начинают звучать компрессировано и утомительно. Mini Utopia может звучать гораздо громче того уровня, который я считаю подходящим для прослушивания, и она делает это без напряжения. Однако, я не утверждаю, что она является супер системой для больших комнат – без сомнения, она имеет ограничения. Но для небольшой или средних размеров комнаты она имеет более чем отличные возможности.
В то время как высокие частоты искрятся с бесконечной широтой, а средний диапазон подается с великолепной ясностью и очертаниями, я испытал небольшое беспокойство насчет позиции прослушивания. Чтобы получить лучшее, на что способны эти системы, необходимо, чтобы уши слушателя находились на одном уровне с твиттерами. Не все системы требуют от слушателя сидеть и держать голову неподвижно в «тисках» строго определенной зоны – голова слушателя обычно не неподвижна в пространстве, дрейфуя под музыку в стороны или вверх и вниз. Когда я вставал, определенно замечал уменьшение объема ВЧ в звуке, и это показывает, что эти системы в большой степени -направленного действия, для внимательного прослушивания именно в сидячем положении. Когда вы входите в демонстрационный зал, где играют Mini Utopia, и если вдруг вам показалось, что они играют скучновато, сразу убедитесь, что ваши уши находятся на одной плоскости с твиттерами. В той же степени, очень важна и горизонтальная направленность излучения. Хотя угол горизонтальной направленности не так критичен как вертикальной, в любом случае, если он правильно установлен, то даст ощутимый прирост звука. Я старался слушать, направляя их прямо на себя, с очень хорошим результатом, но затем определил, что слушая с небольшим сдвигом, я получаю большее удовольствие – вероятно, это из-за того, что система обладает яркостью и жизнерадостностью, и они чуть стихают при отклонении систем на несколько градусов в стороны.
Сцена экстремально хороша и легко сравнима с самой лучшей акустикой, которую я вообще слышал. Сидя оптимальным образом, я ощущал великолепную ширину, ошеломляющую точность и хорошую глубину. Голоса в особенности, безмятежно парили и ощущались голографически. Слушая хорошо записанные оркестровые произведения, я полностью чувствовал масштаб сцены, и это было впечатляюще. Подчеркивались все нюансы всех источников звука, на всех уровнях сцены, и не чувствовалось никакой компрессии или выравнивания сцены даже на приличной громкости.
До того, как я расскажу о басе, необходимо уточнить, что JMLab в своей линейке может предложить пару моделей сабвуферов, которыми могут быть дополнены системы, чтобы серьезно углубить бас. Я не использовал ни один из них, и честно говоря, не чувствовал потребность (а я, сцукко, чувствую – прим. переводчика). Без сомнения, всегда найдется любитель гораздо большего баса, но я остался более чем впечатлен тем, на что способна система сама. В моей комнате я бы оценил их нижнюю частоту около 50 Гц, которая в реальности звучит несколько ниже, чем многие слушатели могут подумать (многие звукозаписывающие компании даже не опускаются до этой границы диапазона). Я думаю, что для большинства слушателей глубина баса Утопий будет в достаточной.
Частотный диапазон – здесь всё ясно, но что впечатлило меня больше всего – безудержный драйв ударных, который Utopia могла продемонстрировать. Детальность и артикуляция здесь была лучшей, которую я когда-либо слышал от любой малогабаритной акустики (разумеется, в пределах их ограничений). Verity Fidelio играют немного ниже, более округло, более обволакивающе. Однако, Utopia бьет на нижних частотах незамедлительно и большей атакой. Она гораздо ближе по характеру к Cliffhanger Audio’s Bulldog, акустики с выдающимся басом и мощным ударом. У Mephisto & Co. [Reference Recordings RR-82] есть прекрасная запись “Danse Macabre.” Это полномасштабное оркестровое произведение имеет потрясающие удары, которые Utopia исполняет практически идеально. Я мог бы легко жить с этой акустикой, и никогда не иметь сабвуфера.
Что касается недостатков системы – они легко меркнут по сравнению с её достоинствами. Я нахожу её полностью подходящей для моей комнаты, а тем, кто хотел бы поместить систему в большую комнату, или тем, кто хочет реально низкий бас, вероятно придется раскошелиться на сабвуфер JMLab, или, возможно, посмотреть на старшие в модельном ряду Utopia. Конечно, хотелось бы, чтобы Utopia имела такое же разрешение в среднем диапазоне, как Verity’s Fidelio, которые, на мой взгляд, являются откровением на этом поприще. И наконец, я спокойно могу смириться с их направленной природой, но все-таки иногда хочется встать с кресла и по-прежнему слышать максимум, на что они способны. Я люблю заниматься делами, слушая музыку, но когда звучит что-то, что мне особенно нравится, я всегда оказываюсь в кресле напротив этих колонок.
Когда я это говорю, я надеюсь, что вы понимаете, что я излишне придираюсь – если бы Mini Utopia могла дать все это, она просто была бы абсолютным совершенством среди стоечной акустики, тем, что еще не было изобретено, но, как мне кажется, она находится довольно близко.

Сравнение

Сильными сторонами акустики, в сравнении с конкурентами, безусловно являются незыблемая сфокусированность и голографичная многомерность. Как я упоминал ранее, системы демонстрируют осязаемость и присутствие. Я считаю их энергичными, полновесно звучащими системами. Что им чуть недостаёт – абсолютного пространственного разрешения и глубины образа. В моей комнате Verity Audio’s Fidelio показали изумительную прозрачность, которая расширяет сцену далеко вглубь от плоскости излучения. Utopia не формирует трапециевидную форму сцены подобного уровня (блеа, заткнись уже, мурзилочник – прим. переводчика). Хорошей популярной композицией для определения глубины сцены является «Virtue» из «Up Up Up Up Up Up» Ani DiFranco. На этом треке Fidelio хорошо очерчивают сцену, показывая перкуссию в самой её глубине. Utopia очерчивает её достаточно глубоко, но все-таки немного поближе. Другие системы, которые делают это достаточно близко к Fidelio - Waveform’s MC, Merlin’s TSM-SE, и Mirage’s MRM-1 (все они являются мини-мониторами).

Выводы

Mini Utopia имеет массу того, чем можно гордиться – она имеет открытую и жизнерадостную подачу, которая без каких-либо усилий способна передать любой музыкальный стиль, от Bach до Beck, Dylan и DiFranco (и даже Rob Zombie). Способность играть все стили очень важна среди референсных систем, и у Utopia она есть. Так же следует заметить, что система является легкой нагрузкой. Она излучала буквально до стратосферы с моими однотактниками Blue Circle, и нет никаких сомнений, что существует огромное количество усилителей, включая маломощные ламповые модели, которые подойдут к системе превосходным образом. Более того, системы обладают изысканной внешностью и удивительным качеством сборки. За эти деньги можно ожидать немного большее, чем просто хороший звук. Внимание к деталям и качество изготовления, присущее Mini Utopia – просто сногсшибательное и вполне оправдывает её цену.
Я всегда утверждал, что гораздо более важно иметь соответствие акустики размерам комнаты, чем стремиться купить максимально большие системы, которые можешь себе позволить. Прослушивание Mini Utopia в моей небольшой комнате – по сути, все равно что прослушивание большой акустики в большой комнате. Вкратце, Mini Utopia - практически референсная акустика компактного размера. Смог бы я жить с ними? Вполне счастливо!


(Radoslav) #4

Спасибо. Очень интересно, внимательно прочитал. В оригинале вряд ли бы стал.
Зачали, так сказать, новый жанр - "СТЕРЕО-перевод"
Акустика конечно фееричная, у меня в памяти гпандутопия отложилась лишь как нечто грандиозное… хотя тогда люди ещё старались не только бабки зарабатывать


(Андрей) #5

Владел микро утопией-восторг и ностальгия!!!
Одни из лучших полочников,что я владел и ваще слышал…
Мини,верится, еще интересней…
А вы в Москве?
Обязательно вближайшем будущем,опять завладею либо микро,аль мини…
Только вот с АТС больше расставаться не буду…пусть уживаются вместе.
Англия-Франция=дружба)))


(Олег) #6

нет, я в Самаре. В Москве бываю, но чаще всего один, без Утопий.


(Олег) #7

ага, заклятые друзья)) Но, надо сказать, с Сагденом Мастерклассом творят чудеса.


(Андрей) #9

Нет…Самара далеко:slight_smile:


(Андрей) #11

да,по логике сагден должен быть гуд с лабами…
мне с атс усилением ну очень радовало


(Олег) #13

да, он с ними вполне гуд… но здесь есть довольно интересный нюанс и дилемма, касаемо моего глубоко личного восприятия звука. Использовать с любыми полочниками безтембровый, но очень динамически энергоемкий усилитель типа Мастеркласса я по сути не вижу смысла, так как эта самая энергоемкость в основном определяет подачу низкочастотного диапазона, а так как здесь мы имеем дело с довольно деликатными полочниками и безтембровостью усилителя, то более-менее комфортное и полнодиапазонное прослушивание этой связки начинается с довольно громких децибел. Поэтому и не вижу особого смысла ставить к Мини Утопиям именно такое усиление (хотя, конечно же, ставлю, чего уж там), для них в моих текущих квадратных метрах вполне достаточно какого-нибудь маломощного, но конечно же крайне породистого “задохлика” (который адекватно и очень фазолинейно донесет весь информативный диапазон), но - с не менее породистым активным сабвуфером.


#15

Утопии напольные я слышал в салоне и они там как то их замесили с музикал фекалетями неудачно, что аж не поверил зачем такие деньги? точно знаю - виноваты инсталяторы и продавцы.

А например Электру 1027-B мне удается послушать в системе моего друга @Alveec когда в гоcтях у него бываю.
Фокалы у него играют с черными Naim CDX2 + Naim NAC282 (HiCap)/NAP250-2

отличная система. классные колонки фокал

на верху мои мониторы ямаховские стоят, колонки типа NS-10. это было давно и почти не правда :slight_smile: они сейчас трудятся в другом месте на благо народа


(Саша) #16

Electra 1027Be
Бардачная фотка :slight_smile:
А по теме Фокал - отличная акустика! Есть конечно своя окраска, но тут вопрос, понравится ли она вам. Я ее не замечаю. Пользуюсь уже лет 10 наверное. Менять ни на что не хочу.
Да и красивые они к тому же еще :slight_smile:

PS Постараюсь на днях сделать хорошие фотки, да выложить в “Наших Системах”


#17

ты что? она в моем блоге стоит!


на самом деле у тебя все ОК. у меня порядок похуже. можно сказать, что вообще его нет.
я что с женой , что после нее живу как будто в условиях только проведенного обыска. хотя нет , я получше по порядку все таки.
недавно был на её квартире (присматриваю за ней на время командировки экс-жены в запад) фотки этого выкладывать не буду дабы ни кого не переколдобило :slight_smile: ну я там все равно свой более менее порядок установил таки. кстати для хай фая и энда беспорядок положительно влияет на звук. сами знаете почему. он рассеивает нужное превращая в атмосферу и поглощает ненужное.

беспорядок-доступный и не дорогой вариант КДП макарова.

выглядит не эстетично, но разве досочная комната макарова эстетична? нет я лучше ради звука захламлюсь , чем рейкой и доской все себе обделывать. я за естественные вещи


(Сергей) #18

Мне симпатичен Фокал как фанату бериллиевых пищалок:slight_smile:


#19

Че как дела? Все еще слушаете или продали?


(Олег) #20

Нет, продавать их мысли не возникало, все по-прежнему. Я просто не вижу им замены, если честно. По крайней мере, в этом бюджете (хотя, я даже и не в курсе, в каком именно). Единственное - они не всегда стоят у меня в системе, так как я побаиваюсь шаловливых рук моего младшего сына. Чаще стоят Cabasse, они лучше защищены, да еще я применил дополнительные антивандальные меры - их грили укрепил ремнями:


(Антон) #22

Шпон у кабассов обалденный!


(Олег) #23

бубинга, очень на любителя…
нахожу его слегка вычурным, с удовольствием вместо него предпочел бы какойнить традиционный шпон или вообще рояльный лак)


#24

Судя по хайфайшарку 150-200 ценовой диапазон.
Бериллиевую версию не доводилось слушать?


(Антон) #25

Видимо я-любитель :slight_smile:


(Олег) #26

К сожалению, нет, это единственная версия Утопий, которые я слышал в жизни…
У меня кстати есть еще сабвуфер Электра SW900, но он не дома уже года 2, а живет на складике, и я никак не выберу день чтобы его наконец привезти… Весит он 44 кг, и диаметр его НЧ динамика - 13.5 дюймов. Предполагаю уровень этого трифоника…
Он даже цвета такого же, как Утопии:


#27

У меня такие вот. Очень нравятся. Бериллиевую версию, конечно, было бы интересно послушать. Но редко они бывают за интересный прайс на вторичке, только на зарубежной.