Давно хотел попробовать трансформаторную развязку в своей системе, конечно @E320 сильно всех вдохновил своим примером, но если у Михаила всё так чудесно заиграло, то почему не должно заиграть у остальных?
Вооружившись этой нехитрой мыслью, я сначала заказал небольшой РТ Toyozumi, а потом записался в тур большого РТ. C Toyozumi получилась довольно неопределённая ситуация: в каких-то местах он улучшал звук, в каких-то наоборот портил, в общем пока он у меня нигде окончательно не прижился и ждал в гости старшего брата.
Первые впечатления
Прослышав про немалый вес РТ, первой мыслью было добыть для него транспортирвочную тележку , чтобы не корячиться с ним в лифтах-подьездах самому и отдать её потом в тур, чтобы облегчить жизнь боярам. Тележка была заказана, но тут в мои планы вмешался НГ и всё сломалось. Я уже забрал РТ (спасибо Диме @Mamon за тёплый приём) он ждал в машине, а магазин каждый день переносил доставку тележки и в конце концов вообще отменил заказ. Получилось довольно глупо: всё равно пришлось затаскивать РТ в квартиру вручную, и на послушать осталось всего три дня, и боярам ничего не облегчил.
На самом деле РТ не столько тяжёлый, сколько неудобный для переноски: на гладком корпусе не за что ухватиться, поднять его с пола не так то просто (пальцы не влезают под днище), а опустить, не прищемив пальцы, ещё сложнее. В принципе такой аппарат ставится на своё место один раз и навсегда, эти недостатки не принципиальны, но участникам тура придётся немного пострадать, как истинным аудиофилам.
Но вот РТ занесён, отогрет, и можно его включать. Никаких спецэффектов при включении не происходит, ни выбивания пробок , ни искр в розетке , ни ужасного гудения . Уже хорошо. Гудение конечно слышно, но оно вполне умеренное - на уровне фона из акустики, к которому я уже привык (трансформаторный I/V преобразовтель в моём цапе ловит наводки от сети). При подключении нагрузки (особенно питания на ОППВ) гудение усиливается, но всё равно остаётся в пределах разумного.
Хочу также отметить конструктив розеток - первый раз мне попадаются розетки, в которые вилка заходит со звуком и ощущеним взвода затвора в хорошо ухоженном оружии . Можно даже не слушать музыку, а просто втыкать и вынимать вилки, и получать от этого тактильное удовольствие.
Звук
При первом прослушивании происходит некоторое вау - звук прочищается и становится таким “дорогим”, бархатистым и слитным. Но послушав подольше, вспоминаешь, что бесплатных завтраков обычно не бывает, если где то прибыло, то в другом месте убудет. Так получилось и на этот раз.
Две возможных фазировки ввода в РТ дают два разных типа звучания:
- Достаточно приятный звук, но при этом пропадает весь масштаб, воздух и объём, сцена схлопывается в компактный шарик, висящий между колонками. Никогда не думал, что пойду по стопам Кучеренко и буду оценивать по “звуковой голографии”, но в данном случае полная пропажа этой “голографии” очень заметна, приходится обращать на это внимание. В звуке присутствует некоторая закрытость и неразборчивость, как будто исполнители играют и поют в противоположную сторону, а ты слушаешь их со спины. Такой звук в целом не раздражает, но и не слишком вовлекает.
- В другой фазировке сцена и объём возвращаются на место, но звучание становится чрезмерно ярким и навязчивым, “аудиофильским” в плохом смысле этого слова. Исполнители и инструменты пытаются перекричать друг друга, на сложных треках всё это превращается в какофонию. В некоторой степени это можно скорректировать кабелями - я поставил на усилитель силовик Чернова вместо довольно яркого MPS, звук немного успокоился, но навязчивость подачи всё равно осталась.
И в обоих фазировках проявляется характерная окраска звука, чем то похожая на окраску звука моножилой (а возможно это оно и есть, ведь обмотки РТ это моножила?) - звук становится суховатым, теряется плотность и добавляется некий металлический оттенок. Похожую окраску даёт и мой Toyozumi. Но самое неприятное это то, что звучание с РТ становится натужным. Свобода, лёгкость и естественность звукоизвлечения это очень ценное для меня качество, которого не так просто добиться (и легко потерять), так вот с РТ (включая младшего Toyouzumi), эта свобода в той или иной степени теряется. Воможно именно это многие характеризуют как “потерю динамики”.
И ещё, про слитность звучания - да, с РТ она возрастает, но потом понимаешь, что это несколько искуственный эффект. Звуки становятся тянучими, как разогретые ириски, и эта тянучка сглаживает все неровности (что воспринимается как повышение слитности), а заодно и заполняет паузы между звуками, превращая музыку в комки слипшихся ирисок, что уже не гуд. То есть увеличивая слитность, мы одновременно урезаем подвижность и микродинамикку. У Toyozumi этот эффект проявляется сильнее, он способен буквально превратить любую музыку в тягомотину, туровый РТ работает деликатнее, но эффект всё равно слышно.
Ещё заметил, что у выходных розеток РТ тоже в некотором смысле есть фазировка - измеренный потеницал на земле аппаратов немного (5-10%) различается при повороте вилки. На слух тоже есть различия, но не такие существенные, как при фазировке ввода в РТ, поэтому не буду на них останавливаться.
Я довольно долго экспериментировал с РТ, его фазировками и силовыми кабелями, но добиться приемлемого звучания в моей акустической системе так и не удалось. При этом РТ вполне выполняет свою основную функцию - при включении без него сразу слышно, что в звуке становится больше грязи и шумов, но недостатки, описанные выше, для меня перевешивали достоинства от очистки питания.
Итоги
Аудиофилам очень хочется верить в чудо, что можно принести в любую систему некий чудесный девайс, и сразу всё заиграет. На роль такой серебряной пули последнее время претендовали то Лингдорф, то разделительные трансформаторы, но реальность каждый раз оказывалась прозаичнее - there’s no silver bullet. При этом РТ это вполне работающая и годная технология, просто их надо подбирать под конкретную систему. Например, с Toyozumi у меня превосходно запел цапоплеер Виталия @Vit_S , а мои собственные аппараты не заиграли. Возможно и туровый РТ в другой системе раскроется лучше, чем у меня. По-хорошему надо было послушать его еще в хэдфайной системе, но к сожалению так и не нашёл, куда его там поставить: для полок он тяжеловат, а на полу/столе не было свободого места.
Система:
ASUS RT-AC59U → WiFi → 502DAC с питаниями Аббаса → Arkhipov DAC (PCM63, NOS) → Rega Brio → Audio Note Ax-One
Музыка
P.S.
Большое спасибо @dmitre за организацию тура и @Quatrro за любезно предоставленный РТ. Возможность послушать такие экзотические (и несерийные) аппараты в своей системе просто бесценна!
Также извиняюсь за задержку с прослушиванием.