Роман из altaudio мне в своё время объяснял, что в РТ нужно включать все компоненты системы иначе смысл теряется. Настоятельно рекомендовал!
Что он имел ввиду, интересно… Смысл теряется в сравнении с чем?
Если какой-то компнент(ы) уже включен(ы) через свой РТ - тоже смысл теряется? Или всё-таки идеал - включение каждого компонента через свой РТ (и фильтрация и развязка каждого компонента от помех, генерируемых соседним компонентом)?
Или он имел ввиду - в сравнении с включением всех компонентов через дистрибьютор? Тогда всё логично.
Я… против
Ключевой особенностью будет отсутствие в сети между компонентами петель с реактивными токами, если какой то компонент подключать мимо трансформатора, то преимущество теряется. При этом, как разные варианты включения скажутся на звуке конкретной системы никому заранее не известно.
Если включить все аудиопасочки через свои РТ - то все петли разрываются (если конечно не начудить с подключением земель). И наоборот.
Друзья, всё это очень интересно, но в данной теме хотелось бы видеть отзывы участников о туровом девайсе в первую очередь.
А для теории и практики применения РТ в целом в баре есть как минимум эта замечательная тема:
а также тема Михаила @E320
На сайте производителя есть картинки и описание. Там ничего сложного, можно разобраться. Не хочется тут засорять.
Просто имейте в виду, что в РТ нужно включать все аудио хозяйство.
Давно хотел попробовать трансформаторную развязку в своей системе, конечно @E320 сильно всех вдохновил своим примером, но если у Михаила всё так чудесно заиграло, то почему не должно заиграть у остальных?
Вооружившись этой нехитрой мыслью, я сначала заказал небольшой РТ Toyozumi, а потом записался в тур большого РТ. C Toyozumi получилась довольно неопределённая ситуация: в каких-то местах он улучшал звук, в каких-то наоборот портил, в общем пока он у меня нигде окончательно не прижился и ждал в гости старшего брата.
Первые впечатления
Прослышав про немалый вес РТ, первой мыслью было добыть для него транспортирвочную тележку , чтобы не корячиться с ним в лифтах-подьездах самому и отдать её потом в тур, чтобы облегчить жизнь боярам. Тележка была заказана, но тут в мои планы вмешался НГ и всё сломалось. Я уже забрал РТ (спасибо Диме @Mamon за тёплый приём) он ждал в машине, а магазин каждый день переносил доставку тележки и в конце концов вообще отменил заказ. Получилось довольно глупо: всё равно пришлось затаскивать РТ в квартиру вручную, и на послушать осталось всего три дня, и боярам ничего не облегчил.
На самом деле РТ не столько тяжёлый, сколько неудобный для переноски: на гладком корпусе не за что ухватиться, поднять его с пола не так то просто (пальцы не влезают под днище), а опустить, не прищемив пальцы, ещё сложнее. В принципе такой аппарат ставится на своё место один раз и навсегда, эти недостатки не принципиальны, но участникам тура придётся немного пострадать, как истинным аудиофилам.
Но вот РТ занесён, отогрет, и можно его включать. Никаких спецэффектов при включении не происходит, ни выбивания пробок , ни искр в розетке , ни ужасного гудения . Уже хорошо. Гудение конечно слышно, но оно вполне умеренное - на уровне фона из акустики, к которому я уже привык (трансформаторный I/V преобразовтель в моём цапе ловит наводки от сети). При подключении нагрузки (особенно питания на ОППВ) гудение усиливается, но всё равно остаётся в пределах разумного.
Хочу также отметить конструктив розеток - первый раз мне попадаются розетки, в которые вилка заходит со звуком и ощущеним взвода затвора в хорошо ухоженном оружии . Можно даже не слушать музыку, а просто втыкать и вынимать вилки, и получать от этого тактильное удовольствие.
Звук
При первом прослушивании происходит некоторое вау - звук прочищается и становится таким “дорогим”, бархатистым и слитным. Но послушав подольше, вспоминаешь, что бесплатных завтраков обычно не бывает, если где то прибыло, то в другом месте убудет. Так получилось и на этот раз.
Две возможных фазировки ввода в РТ дают два разных типа звучания:
- Достаточно приятный звук, но при этом пропадает весь масштаб, воздух и объём, сцена схлопывается в компактный шарик, висящий между колонками. Никогда не думал, что пойду по стопам Кучеренко и буду оценивать по “звуковой голографии”, но в данном случае полная пропажа этой “голографии” очень заметна, приходится обращать на это внимание. В звуке присутствует некоторая закрытость и неразборчивость, как будто исполнители играют и поют в противоположную сторону, а ты слушаешь их со спины. Такой звук в целом не раздражает, но и не слишком вовлекает.
- В другой фазировке сцена и объём возвращаются на место, но звучание становится чрезмерно ярким и навязчивым, “аудиофильским” в плохом смысле этого слова. Исполнители и инструменты пытаются перекричать друг друга, на сложных треках всё это превращается в какофонию. В некоторой степени это можно скорректировать кабелями - я поставил на усилитель силовик Чернова вместо довольно яркого MPS, звук немного успокоился, но навязчивость подачи всё равно осталась.
И в обоих фазировках проявляется характерная окраска звука, чем то похожая на окраску звука моножилой (а возможно это оно и есть, ведь обмотки РТ это моножила?) - звук становится суховатым, теряется плотность и добавляется некий металлический оттенок. Похожую окраску даёт и мой Toyozumi. Но самое неприятное это то, что звучание с РТ становится натужным. Свобода, лёгкость и естественность звукоизвлечения это очень ценное для меня качество, которого не так просто добиться (и легко потерять), так вот с РТ (включая младшего Toyouzumi), эта свобода в той или иной степени теряется. Воможно именно это многие характеризуют как “потерю динамики”.
И ещё, про слитность звучания - да, с РТ она возрастает, но потом понимаешь, что это несколько искуственный эффект. Звуки становятся тянучими, как разогретые ириски, и эта тянучка сглаживает все неровности (что воспринимается как повышение слитности), а заодно и заполняет паузы между звуками, превращая музыку в комки слипшихся ирисок, что уже не гуд. То есть увеличивая слитность, мы одновременно урезаем подвижность и микродинамикку. У Toyozumi этот эффект проявляется сильнее, он способен буквально превратить любую музыку в тягомотину, туровый РТ работает деликатнее, но эффект всё равно слышно.
Ещё заметил, что у выходных розеток РТ тоже в некотором смысле есть фазировка - измеренный потеницал на земле аппаратов немного (5-10%) различается при повороте вилки. На слух тоже есть различия, но не такие существенные, как при фазировке ввода в РТ, поэтому не буду на них останавливаться.
Я довольно долго экспериментировал с РТ, его фазировками и силовыми кабелями, но добиться приемлемого звучания в моей акустической системе так и не удалось. При этом РТ вполне выполняет свою основную функцию - при включении без него сразу слышно, что в звуке становится больше грязи и шумов, но недостатки, описанные выше, для меня перевешивали достоинства от очистки питания.
Итоги
Аудиофилам очень хочется верить в чудо, что можно принести в любую систему некий чудесный девайс, и сразу всё заиграет. На роль такой серебряной пули последнее время претендовали то Лингдорф, то разделительные трансформаторы, но реальность каждый раз оказывалась прозаичнее - there’s no silver bullet. При этом РТ это вполне работающая и годная технология, просто их надо подбирать под конкретную систему. Например, с Toyozumi у меня превосходно запел цапоплеер Виталия @Vit_S , а мои собственные аппараты не заиграли. Возможно и туровый РТ в другой системе раскроется лучше, чем у меня. По-хорошему надо было послушать его еще в хэдфайной системе, но к сожалению так и не нашёл, куда его там поставить: для полок он тяжеловат, а на полу/столе не было свободого места.
Система:
ASUS RT-AC59U → WiFi → 502DAC с питаниями Аббаса → Arkhipov DAC (PCM63, NOS) → Rega Brio → Audio Note Ax-One
Музыка
P.S.
Большое спасибо @dmitre за организацию тура и @Quatrro за любезно предоставленный РТ. Возможность послушать такие экзотические (и несерийные) аппараты в своей системе просто бесценна!
Также извиняюсь за задержку с прослушиванием.
@asuilin укажите только, что слушали всего 2 дня.
Фазировку в выходных розетках слышно и она значительно влияет на звук. Вы об этом спрашивали в ЛС, а я отвечал.
Я имел в виду фазировку именно выхода - крутишь вилку в выходе, не трогая фазировку на входе.
Я понял. Я писал об этом. Нужно этому уделять внимание. Разница явна слышна.
Мне показалось вы отвечали другое:
Т.к. РТ полностью симметричный то нет разнице на какой половинке будет фаза. На выходе по идее фазы не будет, но она будет одинаковой на каждой розетке в зависимости от фазы на инлете.
Или мы друг друга просто не поняли
Я отвечал именно так. Но это не отменяет того, что фазировку слышно в выходных розетках. Алгоритм прост: включаете в РТ систему и слушаете, после меняете фазировку на входе, выбираете понравившийся вариант, после переходите к фазировке подключенных к РТ аппаратов, подбирая фазировку на слух. А у Вас получилось “времени на подбор фазировки потратил много”, а “фазировку выходных розеток слышно мало”. Поэтому за 2 дня сделать полноценные выводы невозможно, но Вы распорядились выделенными Вам 10ю днями иначе. Хотя @dmitre говорит, что отзывы экспресс прослушки за 2 дня теперь ОК в Баре.
@dmitre если я где на врал, то готов извинится. Я не буду как @asuilin вставлять здесь куски сообщений из логистики тура.
Забрал бы из тура и не устраивал вот это все.
Ну т.е. я не наврал? И да с таким отношением тур теряет смысл.
Ты очень склочный, если бы я все туры устраивал такое гестапо, то все бы свернулось. Нужно входить в положение и принимать любые отзывы в туре (если они на фактах).
У меня больше вопросов нет и нет желания дальше устраивать тут склоки.
Через 3 дня в туре вроде как ожидается первое впечатление, но я уже провёл все эксперименты по своему плану, поэтому решил сразу рассказать всё.
Конечно, ветка @E320 меня очень вдохновила попробовать такое устройство, однако мой главной интерес состоял в том, что РТ от ALTAudio хотя и не очень дешёвое удовольствие, но всё равно заметно дешевле моего регенератора PS Audio P10. И если он окажется хотя бы не хуже, то более дорогой аппарат можно продать.
VS
Кто кого?
Начнём:
- Аппарат тяжёлый и ужасно неудобный для переноса. Ножки очень низкие, корпус впивается в пальцы. В связи с этим, РТ так и остался на тележке, на которой прибыл в квартиру (я подготовился к туру заранее и успел купить тележку раньше @asuilin). Мой усилитель весит больше, а переносится гораздо проще.
- Гудит! И чем выше нагрузка, тем сильнее. Не то, чтобы очень критично при прослушивании музыки, но слышно. Выключение всех электроприборов в соседней комнате никак не повлияло на итоговый звук и гудение. Холодильник не выключал, уж извините.
- Выделенной линии у меня нет. Дом новый, разводка выполнена каким-то обычным медным одножильным проводом. Заземление в розетках есть.
- Звук очень сильно зависит от кабеля на входе. Lampizator > китайский PS Audio > Markan. Чем дороже кабель, тем лучше звучит. Даже гудит РТ с ними по-разному.
После подбора кабелей и определения оптимальных положений вилок в розетках, начались сравнения. Отличия от прямого подключения аппаратуры в розетки или в удлинители вы можете прочитать в отзывах других участников, а меня интересовали главным образом отличия от регенератора. Итак, оба бойца готовы к бою с подобранными положениями вилок, все кабели на входе и выходе абсолютно одинаковые. В итоге получилось вот что:
- разницу в динамике не заметил;
- с РТ звук более шершавый; с регенератором — более гладкий, аккуратный и текучий;
- с РТ больше НЧ и заметно меньше ВЧ; с регенератором, соответственно, наоборот.
На вопрос, что правильнее звучит, дала ответ эта запись:
С РТ получалось очень много баса и очень мало скрипки, а с регенератором всё было в пределах того звука, который я ожидаю услышать от подобного ансамбля вживую. Причём, разница в ВЧ настолько большая, что с регенератором пришлось крутить ручку на усилителе на 5 дБ влево, чтобы получить субъективно сравнимый с РТ уровень громкости. Наверное, можно было бы поискать отличия и в более тонких материях, но для меня вывод уже не изменится: PS Audio P10 остаётся в системе.
Может, для моей системы балансное (симметричное) питание не нужно?
Информация к размышлению: судя по статистике регенератора, потребляемая мощность моей системы при подключении в него во время тестов не превышала 15% от максимально допустимой, THD на входе — 2.6% (на выходе — 0.1%).
Система
- АС: Hyperion HPS-938
- ЦАП: Sonnet Morpheus
- Источник: Sonnet Hermes
- Усилитель А. Трусова Mondiale
Кабели:
- акустические: Lampizator Level 3
- межблочный: Helix Image Air RCA
- силовые: Lampizator Level 3 (2 шт), китайский PS Audio, китайская Shunyata
Музыкальный материал
P.S. Если будете заказывать себе такой трансформатор, обязательно требуйте ножки повыше!
P.P.S. Благодарю @Quatrro за предоставленный аппарат и @dmitre за организацию тура. Давайте жить дружно!
Миша @M64 спасибо за отчет и проделанную работу. Хотел бы уточнить, по какой причине системе необходим регенератор?