Излучатель Хейла, великий и ужасный

Думаю, наверняка о нем слышали все. Причем только в таком ключе - насколько он крут, детален, натурален и т.д. Почему-то до сих пор нет темы по изделиям с ними. Однако вчера произошло знаменательное событие - срок действия патента на него истёк (выделил красным).


В честь этого я подготовил небольшую статейку по некоторым особенностям его работы.
https://headmusic.ru/isodynamic/o-nekotoryh-osobennostyah-izluchatelya-hejla/

Хотелось бы обсудить и какой-либо опыт знакомства с сабжем, а также целесообразность и возможные направления его развития. Ибо авторское право (будь оно неладно) больше данную конструкцию не ограничивает.
Сразу скажу, что предварительные решения по преодолению всех обозначенных в статье проблем в излучателе “на кончике пера” у меня есть, но полноценной мотивации и технической возможности воплощать в виде прототипов и действующих образцов как бы нет, ибо на очереди и так много чего интересного. Поэтому если в данную тему заглянет человек с соответствующей мотивацией и ресурсами - перспективы сотрудничества можно и нужно обсуждать.

4 лайка
  1. на вегалабе есть тема по повторению этого излучателя, скажем так, это весьма не просто для подавляющего большинства людей, хоть и с руками растущими откуда надо.
  2. советская промышленность в конце 80-х выпустила весьма неплохой образчик, копию ESS, существует мнение что даже превзошли оригинал, придумав оригинальный способ нанесения металлизации на плёнку.
  3. у меня трудятся на ВЧ недорогие хейлы, но так давно, что я уже не готов описать их вклад в сравнении с традиционными))

Просто повторить не интересно от слова совсем. К тому же в связи с прекращением патента вангую - должны появиться у разных производителей изделия “по мотивам” в ближайшее время, ибо теперь халява.

Так уже есть наушники с полнодиапазонным AMT излучателем. OBravo называются. Со своим патентом.
На выставке MHES 2019, в ноябре, у меня на стенде будут эти наушники, можно будет послушать.

Есть еще Precide ERGO A.M.T.
В этом году ананосированы HEDDphone.
Недавно были какие-то провальные попытки двухполосных с Хейлом в ВЧ.
Так что движуха какая-никакая тут есть.

1 лайк

У меня был довольно успешный проект на основе излучателей Хейла от Пресайдов.
Уникальность проекта в том, что в отличие от оригинальных пресайдов, где нижняя граница от 150 Гц, я довел ее до 60-70Гц, а также сделал конструкцию в закрытом и открытом оформлении (на выбор).



6 лайков

oBravo заявляют от 15 гц

Мало ли что они заявляют.
У Пресайдов заявлено 5-37000Гц. А по фактическим измерениям от 150 спад.

Вот и послушаю, насколько реально соответствует заявке.

Статью прочли? Я старался написать максимально попроще, но это очень трудно. Если непонятно что-то - не стесняйтесь спрашивать, я заинтересован в том, чтобы сделать текст более доступным для восприятия, в том числе неспециалистам.

Позже прочту. Ща на телефоне, неудобно.

не понял сразу что речь про наушники, начал вещать про акустику))

Это вообще без разницы. Тема про излучатели и изделия на их основе

Судя по уровню активности в данной теме, интерес к данному типу излучателей околонулевой.
Я примерно так и предполагал.

Имею в качестве вч звена, с 2500ГцСлушаю.
Очень доволен
Знаю ещё одного , в нашем городе , тоже слушает хейлу ess

Долгое время у меня дома играло вот это чудо: Oskar Heil Интерес к таким колонкам у производителей нулевой, т.к. почти невозможно сделать незаметным стык с НЧ диапазоном (где-то до 600 Гц для Китары) из-за разного характера звучания динамических головок на низах и хейла на СЧ-ВЧ.

Почитал статью в начале.

  1. Основная идея всех хейлов - это некий “акустический трансформатор”, или в первом приближении набор микро-рупоров. Иначе зачем это все затевать?!
  2. Иллюстрация в статье не совсем адекватна тому, что я видел. Предлагаю уменьшить раза в два радиус закруглений и получить в сечении набор вытянутых треугольников с сильно скругленными вершинами. Тогда сразу станет понятна аналогия с рупорами.
  3. Насчет акустического замыкания. Сама ребристая мембрана плавно переходит в плоскости по всем краям (штамповано из одного куска?!). Соответственно, сама по себе она герметична и все будет определяться акустическим оформлением в том месте, куда ее вставят. В моей Китаре характерные размеры верхего блока вроде как вполне коррелировали с нижней границей звучания хейла.
  4. По поводу искажений от взаимовлияния проводов. Несколько противоречиво. Во-первых, сколько это будет в сравнении с очень сильным внешним полем, упругостью мембраны и упругостью объема воздуха, которым оперирует хейл?! Во-вторых, если уж принимать в расчет столь малые поля, то надо учитывать и прочие проводники с током в линейке, а не рассматривать в отрыве только пару соседних.
  5. Добавлю еще жара ) Основной конкурет “току” - это “электростатика”. Формула Ампера (если я не забыл) для проводника с током в магнитном поле просто образец линейности. А вот взаимодействие зарядов - это всегда нелинейщина даже в идеальных случаях сферических коней в вакууме )

@igsbr,
1 Там нет “микрорупоров”. Рупор - это пассивный акустичсекий элемент. Разный принцип.
2 и 3 Иллюстрации для понимания принципа. Вы не поняли, о чем написано, судя по всему. Неважно, какой там формы. Скругление, П-образный, заосренный - все равно верхний кончик будет двигаться в противофазе основному сигналу, “выдавливаемому” из “гармошки”. Отсюда и акустическое замыкание.Оно есть в этой конструкции по умолчанию. Причем присутствует на каждой стороне мембраны, будь она хоть как герметична.
4 Да, влияние достаточно малое, но тем не менее, оно там есть. И оно не такое, чтобы им стоило пренебречь. В толковых устройствах некоторые инженеры очень сильно заморачиваются с расположением внутренней проводки, дорожек, расположения деталей и дорожек на плате. думаете, что тоже зря и не стоит принимать во внимание? А тут в самом излучателе… Между прочим, если подать сигнал на “гармошку”, удалив магниты, она все равно пытается какие-то звуки извлекать, хоть и тихо. С добавлением магнитов он никуда не девается, а подмешивается к основному сигналу.
5 Не думаю, что они конкуренты. Просто разный принцип работы и свои особенности как звучания, так и конструирования. У электростатов, например, есть одна существенная проблема - невозможность сделать эффективный статор достаточно прозрачным акустически, чтобы это не влияло на звук.