Прочитал в теме «Про туры», что хороший обзор - это когда подробно, где, на каком треке, какие недостатки/достоинства услышал… а не «в целом», и огульно. И желательно без эмоций.
Попробую ещё чуть чуть поработать ковёрным… добавлю конкретики, пока помню.
Итак, в тесте, среди прочего, использовались:
- David Murray 3D Family - один и тот же альбом в ЧЕТЫРЁХ вариантах.
Оригинальное виниловое издание 79 года:
Ремастированное виниловое переиздание 85 года
Компакт диск из середины 90х
Копия этого компакта, сграбленная когда-то с помощью Неро в файл 16/44
—
Я, разумеется, не планировал столь глубокий анализ способностей Лавардена изначально… но очень странное впечатление от его звучания в ходе теста - заставило))
Тут , наверное, НЕОБХОДИМО отступление, по поводу конкретно этой пластинки, и лейбла, на котором она издана (Hat Hut/Hat Art), в целом. Врядли все знакомы.
Хэт Арт начинались как малюсенький независимый лейбл, созданный специально для записи музыки ОДНОГО музыканта - Joe McFee… но затем они каким то образом получили спонсорство от Swiss Bank Corporation… и не прокурили эти бабки в Амстердаме, а умудрились создать одно из самых известных европейских издательств авангардной музыки. Там, например, издано очень много советского академического авангарда… но в основном они записывали европейский (белый…) авангардный джаз. Сверхснобистский и высокоинтеллектуальный. Много Стива Лейси… и ещё больше - исполнителей, за пределами неширокого круга любителей авангардной музыки - вообще мало известных, и не все они хороши)) Причём записывалось и издавалось всё это - с абсолютно хай эндным, эталонным качеством. С характерным - академичным - звучанием. Записи очень точные, и предельно сухие, холодные, с упором именно на интеллектуальное восприятие, а не на эмоции… Никакого цыганского надрыва, и никакого тёплого уюта. Одно «сияние чистого разума». Но, для понимания системы координат, звук Хэт Арт все же теплее и человечнее звука ЕСМ)))) Ещё из плюсов - ни разу не встречал ЗАПИЛЕННОЙ хэтартовской пластинки))) Они всегда практически NM)))
Итак: сухой, подробный, очень высококачественный, прозрачный, академичный звук, никаких «пошлых красот», ни капли сладости и ни грамма «жирка», но при этом и дискомфорта и стерильности нет, бритвой по ушам не режут , ощущение «жизни» в звуке сохранено очень хорошо - вот такое (у меня…) впечатление от БОЛЬШИНСТВА хэтартовских записей… Под «звуком» я имею в виду и технический подход инженеров в студии, и репертуарный выбор продюсеров, тут их разделить трудно, и они очень здорово подходят друг другу. Идейно совпадают.
А вот использованый в тесте альбом - звучит ЧУТЬ по другому. Во-первых, он концертный, и возможности инженеров были ограничены… А главное - там Дайани на басу играет, и его неповторимый, густой и мощный, первобытный звук - даже злым швейцарским интеллектуалам засушить не удалось. Дайани ОЧЕНЬ тёплый и душевный. И очень понятный. Это была одна из первых пластинок /компактов…))) /, с которых у меня началась когда-то любовь к джазу. Так что и личный момент тоже присутствует))))
Несмотря на теплоту Дайани, всё таки слышно, что это запись, сделанная Хэт Арт… Дэвида Мюррея, саксофониста, продюсерам (инженерам?) приструнить все-таки получилось. Я не люблю этого музыканта, он очень любит покрасоваться, продемонстрировать свои (не сильно то и крутые) возможности, занимается на сцене бесконечным самолюбованием… и звучать при этом может откровенно вульгарно, жирно и пошло, дёшево, как ресторанный лабух (правда из дорогого ресторана, разумеется)…
Не знаю, как швейцарским продюсерам это удалось - привезли из Вены какого-нибудь гипнотизёра, ученика Фрейда, который внушил Мюррею «ты не музыкант, ты - говно. Тебе нужно больше стараться»?? пригрозили пистолетом?? просто накрутили ручки на пульте каким-то специфическим образом?? - но на этой записи он сыграл просто очень здорово, и красиво, и «красиво в меру» - одновременно. Без жирноты и слащавости. Ни разу не пытался выпендриваться и перетягивать на себя одеяло, играл именно В ТРИО, не изображая, что он тут самый крутой и главный.
А барабанщик Эндрю Сирилл просто прекрасен, как и всегда.
В результате получился альбом с очень интересным балансом эмоциональность vs интеллект… в зависимости от склонностей, там легко можно обнаружить и то и другое, или, в зависимости от настроения - слушать его как две разные пластинки, смотря на каком аспекте концентрировать внимание…
В Монтрё оригинал альбома получил ГранПри. Легко понятно почему. Это фри джаз, абсолютно понятный неджазовой публике.
—
Вот эти вот все много букв - результат общения с этим альбомом, и другими альбомами этих музыкантов, и другими альбомами, изданными ХэтАрт - с использованием привычной мне аппаратуры… ЛФД и Сагдена в частности, но и Денсена (beat 100) тоже. Первый раз я этот компакт услышал именно через Денсен, в его подаче… Понравилось))
А что же Лаварден, как он подаст эту запись?
-
Я не слышу разницы между оригиналом на виниле, и ремастированным переизданием!! Вообще. Не то чтобы у этих пластинок эта разница была совсем уж катастрофична… переиздание даже чем-то лучше. Звук сфокусированнее и конкретнее, он более хэтартовский (а оригиналу мастеринг в Нью Йорке делали…) Но через ЛФД разница ощущается очень отчетливо. (С Сагденом - не пробовал)
-
Я ПОЧТИ не слышу, что играет пластинка, изданная именно Хэт Арт… кажется что это Блю Нот, или Импульс - звук темный, влажный, и сладкий, с жирком. Ни малейшего намёка на поджарость, сухость, строгость (а должен быть)
-
Я вообще не слышу никакой конкретики, кроме очень непривычной гулкой окраски звука, воспринимающейся как что-то гипертрофированное, забивающее все остальные впечатления. Как пять ложек сахара, положенных в чашку с чаем. Какой там сорт чая - уже и не понять. Тем более, что я вообще без сахара пью))
Звучит при этом - комфортно, с акцентом на мелодическую линию, но не цепляет. Можно встать, пойти на кухню почистить картошку, затем вернуться - дослушать ЛЮБИМУЮ ПЛАСТИНКУ!.. и не ощутить никакой потери. Ничего не пропустил)) А можно и не возвращаться - потому что пока я чистил картошку, в голове упорно, сам собой, продолжал крутиться последний услышанный мелодический рисунок… и на следующий день, я уже и усилитель отдал, он опять всплыл, и сейчас я его легко вспоминаю. Т.е. впечатал его Лаварден намертво, и неким психоделическим эффектом (приятным…) все же обладает.
Для контраста - в исполнении Сагдена, или ЛФД - я от этой пластинки оторваться не смогу, прилипну к креслу намертво)) А когда кончится - будет только желание - хочу ещё этих волшебных звуков, дайте ещё… Но ни одной мелодии - не запомню. Запомню свои ощущения, что они были яркими, запомню особенности игры музыкантов, и ощущение что ты их (музыкантов) видел, и вообще - присутствовал на этом концерте. Воспоминания о РЕАЛЬНОМ СОБЫТИИ, при том что на этом концерте, я, разумеется - не был, и даже видео не видел.
А вот Лаварден вытаскивает именно мелодику, а ощущения присутствия зрителем на концерте не создаётся… Особенности игры музыкантов и записи, АТМОСФЕРА - нивелируются, на первом плане - именно мелодия. Это при том что пластинка эта - фри джаз, и не такая уж и мелодичная, во всяком случае, акценты музыканты делают не на мелодическом рисунке. Очень много динамикой (громче/тише) играют. Но этих акцентов Лаварден или не замечает, или я не могу их расслышать в его гулкости. Звук его - действительно весьма непривычен) -
Компакт диск прозвучал лучше чем винил. Это, конечно, удивляет, но можно списать на входное сопротивление в 10кОм у Лавардена. Возможно, его мало для лампового фонокорректора.
Но! Лучше всего прозвучала файловая копия этого диска. Презренный файл, через презренный USB в дешевый цап, с питанием по тому же USB))) Этот файл, в версии Лавардена напоминал звуком… разумеется… винил! проигрываемый на недорогом проигрывателе. Вот тут гулкость и «ламповость, аналоговость» Лавардена оказались очень кстати и к месту.
—
Ещё вот такую тройку (lp, cd, файл) послушал.
Гибрид кантри и панк рока. Много шума. Местами - просто откровенный noise… когда Чедбурн на электрограблях играет, например. Специфический политический юмор. Тут Лаварден больше порадовал - например, лучше тексты в песнях воспринимаются, а они местами реально очень смешные. В очередной раз Лаварден вытянул мелодии, которые Сагден и ЛФД оставляли погребёнными под напластованиями дисторшна всевозможных гитарных приставок, использованных при записи… Но вот только у этой пластинки основная фишка - именно изощренный звук этих искажений и шумов, а мелодии - так, для проформы… А, ещё- Чедбурн, вообще то, не очень петь умеет, скорее - забавно блеет… А в версии Лавардена неожиданный чуть ли не баритон прорезался)) Тут лучше всего CD прозвучал, файл, с очень небольшим отрывом - на втором месте.
—
Все. Горшочек - не вари))