🥫 Группа CAN и сольные проекты участников

Пик активности знаменитой кёльнской группы CAN приходится на конец 60-х - начало 70-х годов.
Шум вокруг CAN поднялся четыре-пять лет назад, когда эта, честно говоря, всеми забытая группа, вдруг была объявлена тем, с чего якобы берут пример нынешние модные и прогрессивные коллективы. В 1998 ей исполнилось тридцать лет со дня рождения, тоже хороший повод вспомнить прошлое. Были выпущены альбом эмбиент- и драм-н-бэйсс-ремиксов, видеокассета и книга. Ветераны дали горы интервью, попали на обложки большинства музыкальных журналов, похвалились своими нынешними сольными проектами (как правило, не очень убедительными), и на этом волна, которую гнал британский лейбл Mute, тихо иссякла. Одним словом, CAN вытащили из забвения как морковку из грядки, а потом опять туда же и посадили. А между тем, СAN были в высшей степени неординарным явлением.

\ 350x303

слева направо: Ирмин Шмидт - бывший клавишник, Хольгер Шукай - бывший басист и звукоинженер, Михаэль Кароли - бывший гитарист, Джеки Либецайт - бывший барабанщик CAN. Все они до сих пор вполне дееспособны. Но CAN вот уже как 25 лет нет.

Группа CAN появилась на свет Божий летом 1968 года в Кёльне, впрочем, первое время коллектив назывался Inner Space («Внутреннее Пространство»). По поводу происхождения названия CAN существует много шуток - что это слово значит на разных языках мира, но большое количество объяснений, как я понимаю, говорит о том, что никакого истолкования этого названия искать не надо.
Решение объединить свои усилия приняли два музыканта, которым тогда уже было за тридцать - Ирмин Шмидт (Irmin Schmidt) и Хольгер Шукай (Holger Czukay). За несколько лет до того они изучали серьёзную музыку под руководством самого известного и влиятельного немецкого композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена, на курсах которого и познакомились.
Хольгер Шукай любит рассказывать об одном забавном эпизоде.

\ 200x295

Однажды во время публичного выступления Штокхаузена кто-то бросил мэтру упрёк, что прозвучавшие музыкальные примеры - это чистой воды провокация, композитор хочет заработать деньги на скандале. Как всегда серьёзный, Штокхаузен ответил, что скандала не ищет, для него музыка - это самое главное, а деньги ему не нужны - он только что женился на богатой девушке. В конце вечера разозлённый слушатель подошёл к композитору, и тот представил ему свою новую жену Дорис. «Женитесь на богатой, - сказал Штокхаузен, - и после этого можете сочинять какую угодно музыку». Присутствовавший при этой сцене Хольгер Шукай намотал совет метра на уc. Недолго посочиняв музыку, которая была чистой математикой в нотах - её всё равно никто не смог бы исполнить, а сам Хольгер не имел понятия, как она должна звучать - он понял, что надо срочно богатеть. Богатая страна, как известно, это Швейцария. Хольгер Шукай решил стать преподавателем музыки для дочерей швейцарских миллионеров. И стал. Он преподавал игру на гитаре в музыкальной школе, хотя, по собственному признанию, играть на гитаре не умел…

Ирмин Шмидт , поучившись у Штокхаузена, активно взялся за карьеру в сфере серьёзной музыки - дирижировал нешуточными симфоническими оркестрами и сочинял оперы. Перелом в его взглядах на музыку произошёл во время визита в Нью-Йорк. Ирмин познакомился с тамошним авангардом, с тусовкой вокруг Velvet Underground, со Стивом Райхом и Терри Райли, с которыми даже вместе поимпровизировал. В Германию он вернулся новым человеком, на серьёзной музыке был поставлен жирный и окончательный крест.

\ 350x247

Итак, Ирмин Шмидт и Хольгер Шукай решили вместе музицировать, Ирмин в качестве клавишника, а Хольгер - бас-гитариста. Впрочем, существовал и третий отец-основатель CAN - флейтист и электронщик Дэвид Джонсон (David Johnson), который, однако, через полгода покинул коллектив. Барабанщиком стал Джеки Либецайт (Jaki Liebezeit).

Джеки Либецайт тоже имел многолетний музыкальный опыт - долгое время он жил в Испании, где открыл для себя испанскую и арабскую музыку. Кстати, традиционной музыкой - индийской, индонезийской, китайской, японской, тибетской - живо интересовались все участники CAN. Так вот, джазовый барабанщик Джеки Либецайт, вернувшись в Германию, обнаружил, что джаз стал свободным, а весь остальной просто вышел из употребления. Отныне барабанщику запрещалось повторять ритмические фигуры, ритм должен был непрерывно меняться, то есть, вообще говоря, отсутствовать. Джеки Либецайт маялся со свободным джазом два года, пока не решил, что с него хватит, он займётся музыкой, в которой будет присутствовать ритм.

\ 350x274

Должен сразу отметить, что барабанные партии Джеки Либецайта - это одна из самых необычных вещей в музыке CAN. Барабанщика CAN называли «живым метрономом», один и тот же ритм не менялся в течении всей песни, сколько бы она ни шла, а попадались довольно длинные особи. Джеки Либецайт колотил как машина, повторяя одну и ту же фигуру. Характерно его заявление: «Музыка - это дело Бога или машины». Грув Джеки Либецайта был абсолютно холодным, отчуждённым, высокомерным и как бы не замечающим ничего вокруг.
Гитарист Михаэль Кароли (Michael Karoli) вспоминал, что дико боялся Джеки Либецайта и думал, что тот вполне способен кого-нибудь убить.
Михаэлю Кароли только исполнилось двадцать, он был на десять лет младше всех остальных участников CAN. Михаэль страстно интересовался разного рода эзотерикой, оккультизмом и астрологией. Мэтры решили, что им, пожалуй, нужен бит-гитарист, и Хольгер Шукай предложил одного из своих учеников.

\ 250x320

Первым вокалистом СAN стал Малколм Муни (Malcolm Mooney). Малколм Муни - темнокожий скульптор - поехал из родной Америки в Индию к своему духовному учителю, но в Индии он узнал, что его учитель уехал в США. Малколм отправился обратно, но, добравшись до Парижа, сообразил, что идёт война во Вьетнаме и ему грозит армия.
Малколм услышал, что в Кёльне создаётся новая группа и решил съездить в Кёльн посмотреть, что к чему.
Немецким музыкантам Малколм Муни сразу понравился, он пел очень отрывисто, постоянно вступая в ритмическое противодействие с барабанщиком Джеки Либецайтом. С появлением Малколма Муни саунд CAN определённо сдвинулся в рок.

Участники CAN вовсе не были старыми друзьями, которые придерживались одинаковых взглядов, не было у них и представления о каком-то конкретном саунде. Музыканты постоянно - и в довольно нелицеприятной форме - говорили друг другу, что они думают о той или иной новой выдумке, у всех было ощущение, что они занимаются чем-то необычным и значительным: в этом деле недопустимы никакие компромиссы, никакие рок или блюз-клише. Однако с самого начала группу отличали две характерные особенности. Во-первых, это максимальная минимализация саунда и самоограничение, где только можно. Барабанщик Джеки Либецайт заявил басисту Хольгеру Шукаю, что тот играет слишком много нот, попробуй, дескать, играть всего одну. Гитарист Михаэль Кароли избегал играть соло.
Второй характерной особенностью группы CAN была идея спонтанной импровизации как оcновы творческого процесса.
У группы не было звукотехника, его обязанности исполнял Хольгер Шукай. Все производимые в студии звуки писались на двухдорожечный магнитофон, Шукай резал плёнки и довольно виртуозно склеивал из них готовые песни. Первые два года группа обходилась вообще без микшерного пульта - то есть выходы гитарных усилителей и барабанных микрофонов были напрямую подключены к магнитофону. От перегрузки не было никакой защиты. Кроме того, запись велась на старую плёнку аж середины 50-х годов - резанную-перерезанную и клеенную-перекленную. Места старых склеек были прекрасно слышны.

\ 218x218

Первый опубликованный альбом группы CAN «Monster Movie» , вышедший в 1969, звучит как сборник рок-песен, но, вообще говоря, в студии группа играла не столь определённую в жанровом отношении музыку. Лишь через много лет эти опыты были опубликованы на альбомах «Unlimited Editions» (1976) и «Delay 1968» (1981).
Такого рода композиции денег не приносили, да музыканты и сами не решались их публиковать. Концерты были тоже не очень доходным занятием. CAN выступали в загородном замке Нёрвенихь (Noervenich), хозяин которого поощрял околохудожественную богему, проводил выставки современного искусства и предоставил группе бесплатное помещение для репетиций. Поскольку музыканты спали днём, а расходились только к вечеру, то каждую ночь замок Нёрвенихь трясло от грохота. Меценат ужасно мучился, но на улицу нищих музыкантов не выгонял.
Клавишник Ирмин Шмидт имел обширные связи в мире кино, и, чтобы не умереть с голоду, CAN взялись за киномузыку. Киномузыку CAN записывали точно так же, как и всё остальное. Забавно, что музыканты не видели фильм, озвучивать который брались. Ирмин Шмидт, получив очередной контракт, рассказывал коллегам, о чём идёт речь в сценарии, какое в целом настроение фильма, и этого оказывалось достаточно.

\ 220x218

Следующий альбом CAN назывался «Soundtracks» (1970). Он и состоял из этой самой киномузыки. Группа рассматривала его не в качестве своего второго студийного альбома, а в качестве промежуточного между первым и вторым.
Промежуточный он ещё и в том смысле, что на нём звучат голоса двух вокалистов - старого и нового. Дело в том, что Малколм Муни покинул группу. Несмотря на то, что к нему относились с редкой теплотой и вниманием, он не мог простить немецким музыкантам их белого цвета кожи и считал их расистами. Малколм вообще вёл себя неадекватно, никак не мог найти смысл жизни, прогуливал репетиции и концерты, непрерывно курил траву и много пил. В результате он стал неуправляемым и буквально сошёл с ума: его нужно было охранять, чтобы он не выпрыгнул из окна. По совету психиатра его отправили домой в США, где он совершенно прекратил петь.

В мае 1970 года на свой концерт в Мюнхене CAN прибыли без вокалиста. Хольгер Шукай и Джеки Либецайт сидели в кафе, сквозь стеклянное окно они увидели странного вида (маленького, худенького и с волосами до колен) уличного музыканта, который делал такие движения, как будто молился солнцу. «Знаешь что, - сказал Хольгер своему коллеге, - вон тот парень будет нашим новым певцом». Джеки только хмыкнул. Тем не менее музыканты допили кофе и подошли к странному типу: «Мы, дескать, экспериментальная рок-группа, и сегодня у нас концерт в клубе Blow Up. Если ты вечером не занят, не хочешь ли присоединиться?» Парень, оказавшийся японским хиппи, отзывался на имя Дамо Сузуки (Damo Suzuki). Подумав, он с важным видом согласился.
По общему мнению, концерт в Blow Up прошёл блестяще. Сначала Дамо не подавал признаков жизни и еле слышно и довольно загадочно гудел в микрофон, а потом ожил, схватил в руки микрофонную стойку, начал скакать по сцене, размахивать руками и ногами, изображать из себя самурая и кидаться на публику. Музыка превратилась в откровенный нойз. Полторы тысячи человек, собравшиеся на концерт модной группы, дико перепугались и ломанулись к выходу. Началась драка. Группа продолжала в том же духе дальше… наконец, в зале осталось всего человек тридцать - как потом оказалось, американцев.

Дамо Сузуки оказался в Мюнхене на пути из Японии в США. Он пересёк СССР на поезде, побывал в Москве и двинулся дальше на Запад. Дамо очень плохо говорил по-английски и сочиняемые им тексты были не лишены известной странности. Дамо во многом уступал своим новым коллегам, петь под сложные ритмические конструкции, которые выстукивал Джеки Либецайт, он был не в состоянии. Кроме того, Дамо стремился петь мелодично, а к мелодиям CAN вовсе не стремились. Раздражало стариков из CAN и то, что Дамо любил хардрок и особенно группу Deep Purple. С появлением Дамо Сузуки изменилась расстановка сил: Дамо был ровесником гитариста Михаэля Кароли, но дело было не только в этом. Клавишник Ирмин Шмидт и басист Хольгер Шукай играли очень отрывисто и ритмично, и мелодично-протяжное пение Дамо было поддержано гитарой Михаэля Кароли.

\ 300x422

В своих интервью в 90-х Хольгер Шукай подчёркивал, что CAN - это четыре инструменталиста, с которыми сотрудничали разные певцы, верно и то, что Дамо Сузуки ни в коем случае не был музыкальным лидером группы, однако с его появлением CAN стали во многих отношениях новым коллективом, а с его уходом в 1973 все чудеса и неожиданности закончились.

24 лайка

В феврале 1971 года CAN завершили запись своего альбома «Tago Mago» . Работа над ним продолжалась четыре месяца.

\ 400x285

Сохранились фотографии, сделанные в это время. Дело происходило в старинном замке Нёрвенихь, расположенном под Кёльном. В огромном зале, украшенном довольно увесистыми гранитными скульптурами, похожими на толстые кирпичи, то тут, то там стоят ужасно худые музыканты (похожие на статуи работы итальянского скульптора Джакометти).
Мелкий телом и длинный волосом вокалист Дамо Сузуки стоит на коленях и поёт, повернувшись ко всем спиной. Остальные безо всякого видимого усердия валяют дурака - басист Хольгер Шукай колотит в большой барабан, контрабас пилит гитарист Михаэль Кароли, барабанщик Яки Либецайт дудит в странную дудку, клавишник Ирмин Шмидт стучит по бонгам. Микрофонов вблизи иснтруметов не видно, посему можно предположить, что эта фотография (их много таких) - постановочная. И в любом случае - идеологическая.

Группа планировала выпустить вполне человеческий рок-альбом, но когда жена Ирмина Шмидта Хильдегард услышала песни, которые группа не решилась опубликовать, она пришла в восторг и заявила, что альбом должен быть двойным, первая половина - так сказать, нормальная, вторая - экспериментальная. Хильдегард Шмидт, работавшая до того агентом по продаже недвижимости, вскоре заняла место менеджера группы.

\ 250x249

На обложке альбома «Tago Mago» нарисована оранжевая голова в профиль, вместо мозга - пёстрые завихрения и утолщения. Изо рта - или, может быть, в рот - устремляется месиво из примерно того же самого материала, которое заполняет собой место мозга. Не очень понятно, то ли человек вдыхает психоделический дым, то ли что-то выдыхает или даже говорит.

\ 425x300

Группа CAN довольно интенсивно гастролировала - и по Германии, и по окрестным странам. Особенно тёплый приём немецкие музыканты встретили в Великобритании.
CAN отказывались делить сцену с кем бы то ни было, полагая, что другие группы могут только разрушить уникальную атмосферу. Надо сказать, что концерты CAN были бесконечными, на плакатах часто указывалось, как долго будет играть группа - три или четыре часа, и одно это собирало толпы любопытных. А один раз CAN музицировали аж шесть часов (с коротким перерывом).
Часто устроители мероприятия буквально не могли согнать музыкантов со сцены. Владелец клуба в Брюсселе просто отключил электричество, в полной темноте барабанщик Джеки Либецайт продолжал колотить как ни в чём не бывало ещё полчаса. Директор концертного зала в Бристоле подходил к каждому из музыкантов и вежливо просил прекратить играть, ссылаясь на постановление городского руководства. Один за другим они уходили со сцены, лишь басист Хольгер Шукай никак не мог сообразить, чего от него хотят. Наконец, когда он заметил, что на сцене кроме него уже никого нет, он стал играть всё тише и тише, собираясь окончить концерт. Публика не шевелилась. Вдруг из-за стены раздались еле слышные звуки, кто-то сел за фортепиано в другом помещении того же концертного зала. Хольгер незамедлительно отреагировал, он подыгрывал этому непонятно откуда взявшемуся звуку ещё минут десять. Потом наступила длинная пауза. Заворожённая публика долго не могла прийти в себя.
Но, вообще говоря, концерты CAN вовсе не были тихими и созерцательными. Группа не исполняла песни со своих альбомов, а импровизировала их заново, и звучала по-иному, чем в студии - куда агрессивнее и шумнее. Часто импровизация превращалась в какофонию. Довольно интеллигентно выглядящий клавишник Ирмин Шмидт начинал гнать настоящий вой и грохот, до неузнаваемости искажая звук своего фарфиза-органа.
Участники британского дуэта Сabaret Voltair с восторгом вспоминают, что СAN звучали по-настоящему жестоко. Звук воспринимался буквально как насилие над слушателями.

\ 250x248

На обложке альбома «Ege Bamyasi» (1972) изображена настоящая консервная банка с зелёными стручками, увиденная музыкантами в каком-то турецком ресторане. На ней большими буквами написано слово «CAN». Так называлась стамбульская фирма-изготовитель этих овощных консервов.
Британская газета Melody Maker поняла: CAN - самая талантливая и последовательная из всех экспериментальных рок-групп Европы.
«У её папы большой аэроплан.
В руках её мамы - все деньги семьи.
Прекрасная роза стоит в углу.
Она живёт в тон или не в тон.
Эй ты! ты теряешь, ты теряешь,
ты теряешь, ты теряешь, свой витамин С»

Альбом с турецко-овощным названием «Ege Bamyasi» музыканты записывали в новой студии, которую сняли в помещении бывшего кинотеатра. Её стены были обиты изнутри матрасами бундесвера, поэтому можно было шуметь, сколько душе угодно.
Всё оборудование было на редкость примитивным. Самодельный восьмиканальный микшерный пульт, шесть микрофонов, два двухдорожечных магнитофона… и это, практически, всё. Эхо-эффект получался так - на лестничную клетку выносили колонку, а через пару пролётов ставили микрофон. Уровень записи контролировали по осциллографу.
Поскольку многодорожечной записи не использовалось, то что-то исправить или изменить было невозможно. Иными словами, песни не микшировались, то есть было невозможно после окончания записи сделать один инструмент громче, а другой - тише, или, скажем, добавить к барабану эхо. Как записалось, так и записалось. Хольгер Шукай стоял перед микшерным пультом и слушал, кто что играет, двигал ручки эквалайзеров, включал склеенные в кольцо плёнки или звуки из своего знаменитого диктофона, а также играл на бас-гитаре, висевшей на шее.
Кстати, его диктофон был старым американским прибором, предназначавшимся для армейских секретарш. Диктофон не только многократно проигрывал одно и то же место плёнки, но и позволял плавно изменять скорость воспроизведения. Для этого был предусмотрен специальный рычажок. Хольгер использовал этот диктофон как семплер каменного века. Звуки из коротковолнового радиоприёмника - скажем, обрывки речи - писались на армейский диктофон, а потом добавлялись в общий импровизационный котёл. Двигая рычажок, то есть изменяя высоту тона, Хольгер Шукай наловчился играть на магнитофончике.
Раз невозможно было микшировать, то группа многократно исполняла одни и те же композиции - каждый раз, разумеется, по-новому, а потом Хольгер резал плёнки на части и склеивал из них окончательный вариант песни.

Клавишник Ирмин Шмидт рассказал, как проходил день в студии в начале 70-х.
Сквозь открытую дверь доносится шум улицы, лают собаки, проезжают автомобили. Джеки Либецайт уже больше часа настраивает свою ударную установку: в состоянии предельной концентрации он тихо что-то выстукивает, как бы заклиная божество, живущее в его барабанах. Хольгер Шукай стоит перед микшерным пультом и производит то короткий визгливый вопли, то глухие толчки баса, похожие на далёкое землетрясение. Гитарист Михаэль Кароли уставился на лежащую перед ним гитару, которая гудит и одновременно передаёт программу восьмичасовых новостей (гитара работала как радиоприёмник). Дамо Сузуки лежит на мусорном пакете, наполненном пенопластовой крошкой, и, хихикая, елозит по нему, от чего мешок противно скрипит. А сам Ирмин Шмидт сидит перед электроорганом и одним пальцем ударяет по одной и той же клавише си. И всё это продолжается некоторое время, пока звуки с улицы, тихий стук барабана, визг пенопласта, удары землетрясенья и гул электрогитары не сплавляются в единый грув.
Ирмин Шмидт: «Через час пульсирует всё помещение и всё твоё тело, просто всё, что есть вокруг… ты слушаешь других, и смотришь на свои руки, ты счастлив, и ещё через два часа тебе приходит в голову дурацкая идея покинуть твой маленький рифф, эту ноту си, и ты играешь маленькую мелодию. Всё начинает шататься, ты возвращаешься к покинутой ноте си, но это не помогает - всё разваливается. Джеки ещё полчаса колотит по своим барабанам, Михаэль опять тупо уставился на свою гитару, Дамо зевает, а Хольгер отматывает плёнку назад и объявляет: «Я вырежу отсюда кусок и через тридцать лет это будет ваша пенсия». Мы послушаем плёнку, и хотя она нам всем нравится, мы начнём ворчать, придираться к мелочам и ругаться? и примемся вновь играть, потому что уверены, что можно сделать ещё лучше. И иногда нам это удаётся. Примерно так и появлялись наши вещи».
Надо сказать, что на выпущенных альбомах CAN такого рода затянутых гипнотически-минималистических пассажей очень мало, группа вовсе не звучит как импровизационная (и на британскую AMM она совсем не похожа), некоторым исключением является, пожалуй, номер «Soup» с альбома «Ege Bamyasi». Работа над альбомом уже была завершена, но оставалась дырка в десять минут. Никому не хотелось шевелиться, Дамо и Ирмин играли в шахматы, Хольгер призвал коллег к совести, и они с первого захода записали эту песню.

\ 220x218

В августе 1973 года CAN работали над альбомом «Future Days» . Как обычно, на грампластинку попала лишь малая часть записанного материала, кстати, все плёнки со старыми студийными записями группы и с концертными выступлениями (то есть многие сотни часов музыки) до сих пор хранятся у Хольгера Шукая.
Альбом «Future Days» звучит вполне широкоформатно, в нём доминируют клавишные, многие называют его эмбиент-альбомом, правда, участники CAN с этим не согласны: по их мнению следует говорить о симфоническом саунде.

И тут случилось нечто непоправимое и вполне безумное. В сентябре 1973 года - то есть сразу после записи альбома «Future Days» - певец Дамо Сузуки покинул группу CAN. Дамо женился на немецкой девушке - поклоннице его таланта. А родители его молодой жены были активными участниками секты Свидетели Иеговы. Дамо сам стал свидетелем Иеговы, завязал с богопротивной музыкой, переселился в Дюссельдорф и поступил на работу на какую-то японскую фирму, где пребывает и до сих пор.
Впрочем, Дамо объяснил, что женитьба вовсе не была причиной его ухода из CAN: «Я не хотел становиться поп-звездой и связывать свою жизнь с шоу-бизнесом. Я был тогда ещё довольно молод - мне едва исполнилось 23 года, и чувствовал, что мне есть чему научиться в жизни. А в группе стало просто скучно. Хотя альбом «Future Days» мне кажется в музыкальном отношении довольно удачным, однако мне лично эта музыка довольно чужда. Она стала какой-то классической и более простой… и совсем не такой безумной и вычурной, какой была в начале. Я не мог больше с этим мириться, музыка, которая для меня что-то значила, ушла куда дальше. CAN двигались в сторону музыки для Голливуда, потом в сторону фольклора, вплоть до африканской музыки, то есть прочь от меня. Мне уже не хотелось заниматься музыкой».

Остальные участники группы почему-то не заметили, что времена изменились и они играют совсем другую музыку. Все усилия найти нового певца закончились ничем.
Однако CAN не теряли оптимизма и с большим воодушевлением установили в своей студии новый 16-дорожечный магнитофон. Это была настоящая катастрофа. Музыканты вдруг услышали, как каждый из них звучит на самом деле: ведь стало можно слушать отдельны дорожки. Возник новый метод работы - записывать свою дорожку в одиночку, исправляя ошибки и добиваясь идеального звучания. Всё вместе, однако, походило на беспомощную и мёртвую киномузыку. Регулярно выходившие альбомы были один хуже другого.
Хольгер Шукай уже не справлялся с такой большой машиной и перестал играть на бас-гитаре. Остальные возмутились. Тогда записью занялся один из рабочих сцены, а Хольгер взялся осваивать высокое искусство игры на бас-гитаре. Лучше бы он этого не делал. Да и нетворческий человек за пультом вовсе не поспособствовал оригинальному и интересному саунду.
В результате Хольгер вернулся за пульт, а басистом оказался темнокожий парень Роско Джи (Rosco Gee), который привёл своего африканского друга по имени Рибоп Кваку Ба (Reebop Kwaku Baah). Они раньше играли в группе Traffic. Рибоп был классным барабанщиком, но к старому саунду CAN все эти этно-утехи отношения не имели.
Хольгер Шукай полагал, что ему удалось блестяще решить проблему отсутствия вокалиста - следует записывать голоса с коротковолнового приёмника и интегрировать их в музыку. Рибоп был против и даже перед одним концертом подрался с Хольгером - по его понятиям, это были мёртвые голоса. Остальные участники CAN тоже были не очень рады радиоприёмнику-вокалисту, избыточная изобретательность Хольгера явно не вписывалась в ставший бесконфликтным и уютным саунд группы.
В мае 1977 года Хольгер Шукай покинул группу, а ещё через полтора года она тихо самоликвидировалась. Первые сольные альбомы Шукая звучали куда интереснее и экспериментальнее, чем продукция его коллег, но впрочем, все они уже давно пребывали в подозрительной и опасной близости от Нью Эйджа.

CAN повлияли на массу самых разных музыкантов, от Брайена Ино до Джонни Роттена, который после ухода из Sex Pistols предложил себя на место певца в CAN, но группа уже фактически не существовала.
Минималистический бит CAN и Neu! был перенят большим количеством панк, хардкор и индастриал групп. Sonic Youth называют эти группы одним из главных источников своего вдохновения, а Sonic Youth были источником вдохновения для целой струи американского альтернативного рока. Вообще, как только заходит речь о минимализме в рок-музыке - сразу всплывают имена CAN и Neu!.

Источник
https://muzprosvet.ru/can_1.html
https://muzprosvet.ru/can_2.html

19 лайков

Альбомы

Альбомы
CAN MONSTER MOVIE 1969 Spoon 004
CAN SOUNDTRACKS 1970 Spoon 005
CAN TAGO MAGO 1971 Spoon 006/7
CAN EGE BAMYASI 1972 Spoon 008
CAN FUTURE DAYS 1973 Spoon 009
CAN SOON OVER BABALUMA 1974 Spoon 010
CAN LANDED 1976 Spoon 025
CAN UNLIMITED EDITION 1975 Spoon 023/24
CAN FLOWMOTION 1975 Spoon 026
CAN SAW DELIGHT 1977 Spoon 027
CAN CAN 1979 Spoon 028
CAN DELAY 1968 1981 Spoon 012
CAN RITE TIME 1989 Spoon 029
CAN SACRILEGE (Remix Album) (2 CD - Boxset) 1997 Spoon 039/40
CAN CAN-LIVE (2 CD - Boxset) Sept. 20th, '99 Spoon 042/43
CAN CAN DVD Special Edition (2 DVDs + 1 Audio CD) 2003 Spoon 047
CAN CAN DVD Standard (2 DVDs) 2006 Spoon 047
7 лайков

Вот Future Days тоже на «золотой полке» хранится… хотя ОЧЕНЬ давно не переслушивал…

1 лайк

Не совсем конечно так… Вернее, совсем не так. Равносильно как о Крафтверк сказать, что они всеми забытая группа)

4 лайка

Статья ±2002 года

1 лайк

А, ну тогда да)

1 лайк

Я помню шум по CAN в начале-середине 90-х. Тогда же я все любимые альбомы на фирменных CD купил в Питере. Были тогда такие ларечки, где и фирмой, и пираткой торговали вперемешку. Куча всяких коленопреклоненных статей было. А электронщики записали большой сборник каверов в 1997…
image

5 лайков

Именно этот альбом в начале статьи и упоминается. Там правда в компанию к электронщикам Соник Юз еще затесались

2 лайка

Как приятны такие темы, Дмитрий! Спасибо!

1 лайк

Вообще-то Дамо Сузуки с середины 80-х выступает с сольными проектами. До сих пор

1 лайк

А мой самый любимый барабанщик уже давно на небесах, ващет …:thinking:

1 лайк

Автор?

Источник подписан

Источник
https://muzprosvet.ru/can_1.html
https://muzprosvet.ru/can_2.html

2 лайка

В Ленинграде Сузуки выступал в мелком клубе с музыкантами Аукцыона. Феерии не было, но автограф я у него взял на какой-то огрызок бумажки.

4 лайка

В Минске Сузуки выступал вместе с Волшебной Одноклеточной Музыкой, феерия была (когда начал выступать их лучший состав). один из мощнейших концертов, на котором довелось побывать.
p.s. ВОМ хорошие и сами по себе, ‘Весна Света’ их так точно.

4 лайка

Факт куража на Неве документально установлен.

7 лайков

Драгоценный листок.


Правда, признаюсь, Муни мне ближе.

7 лайков

Коля Рубанов)

1 лайк

Не, ну я то понял, что гороховский текст, просто не заметил линков.

1 лайк