🔷 Филигранная парочка — ЦАП/пред Filigrane FD17 MkII + мощник Filigrane FA700 MkII — ЗАВЕРШЕН

Понятно, что ваша )))
Это юмор был :wink:

Написал Михаилу @Filigrane , пока молчит, спрошу здесь у участников тура.
Не могу запустить пред с USB входа, у меня Win7 32 bit, X-mos не поддерживает семёрку, на сайте драйвер предлагают купить.
Подскажите где скачать дрова без развода на денежку и вирусов, пожалуйста :pray:.

Драйвер есть на сайте, на странице FD17 (ссылка выделена коричневым)/
Прямая ссылка: http://filigrane.ru/docs/XMOS%20Driver_v3.34.0.zip
XMOS не поддерживается XP, а с семерками (32 и 64 бит) все нормально.
Уведомление на почту о ЛС приходит не быстро.
:slight_smile:

2 лайка

Спасибо Михаил, всё скачал, поставил, заработало!
Слушаю…

1 лайк

Только что отправил комплект в Питер, на родину.
Финальный подробный отчёт ближе к вечеру планирую разместить.
Коротко - аппарат мне понравился :heart_eyes_cat:.

6 лайков

Ну что, финальный отчёт.
Напомню, речь о туре

ЦАП/пред Filigrane FD17 MkII и

Мощник Filigrane FA700 MkII.

В соответствии с Правилами - состав моей системы:
АС - Revox Symbol B mk3, большие трехполосные напольники с 2х10’’ басовиками, титановыми твиттерами и непонятно из чего, но на тканевом подвесе СЧ, в фильтрах АС неполярные электролиты заменены на плёнку/фольгу, дорого.
Супертвиттеры на основе Focal Utopia Be.
Сабвуфер B&W asw-855, 15’’ мидбасовый динамик от 801 АС и 1000Вт, от 13 Гц.
УМ Mark Levinson N431.
Предусилитель Mark Levinson N38S.
ЦАП Mark Levinson N360sl.
CD транспорт Mark Levinson N31,5.
USB/SPDIF конвертер Audio-Gd di-20.
ПК на Win7max, с платой USB от Sotm (которая usb 3,0 поддерживает, дорогая).
Есть виниловый сетап, но в туре не включал, поэтому опущу.
Кабели - Kimber Monocle XL акустический, балансные Acoustic Revive lineX triple C, Neotech 1002, Audioquest diamond usb и Raven AES.


(На стоящий на ЦАПе МЛ N360sl туровый Muse model 296 просьба не обращать внимания, это гость).
После первых впечатлений спустя сутки прогрева.
Что поменялось в звуке - он чуть смягчился, атака из резкой стала чуть округлой.
По совету Михаила я изготовил переходник с балансного джека на RCA и получил таки выход предусилителя на сабвуфер, воткнув его в свободный вход УМ, так что комплект вполне подходит для использования с сабвуфером по низкому входу.

Кроме подключения сабвуфера, завесил ковриком телевизор на стене и приступил к прослушке. Напомню, в данном случае используется туровый пред и УМ, по входу spdif подключён мой конвертер АудиоГад ди-20, который берёт сигнал USB с платы Sotm моего ПК на Win7max.

Слушаю наизусть знакомые вещи, тестовые и не очень, главное что как они звучат я знаю практически наизусть.
Первое что бросилось в уши ( :nerd_face: ), туровый аппарат чуть бубнит на верхнем басу/ нижней середине, на середине диапазона контрабаса. И, как мне показалось, подрезает самый низ, тот самый инфрабас, который создаёт иллюзию объёма помещения, в каждой записи свою, и отвечает за пугающие перепады эмоций в драматические моменты.
Ну, это мы ещё будем проверять на разных жанрах.
Также по первому впечатлению, самая красивая часть диапазона у комплекта - середина, практически нет вопросов, кроме самого низа, выше сказал об этом.
Вверху немного не хватает брильянса, того самого сияния на ВЧ, по которому мы ещё в советские времена подростками отличали аппараты высшего класса и крутые иностранные от того, что было у всех. Ну т.е. аппарат конечно воспроизводит всё, что есть на фонограмме, и очень ровный тонально, но вот там, где Левинсон даёт такой верх, что прямо уписаться можно, вот эти знакомые места, их ждёшь - вот сейчас… и звук обычный, достаточно красивый, но нет этого «Ах!».
Ну и такое ещё, чуть тембрально подзажатым показалось звучание в такой конфигурации, немного однообразным.
В построении пространства не хватает глубины, но это при нормальном и повышенных уровнях, исполнитель как бы наезжает на слушателя вместе с сопровождением, делаешь потише и он отъезжает в глубину. Впервые столкнулся с таким эффектом, на всём чем ранее владел менялась громкость, а солист оставался на месте. Проверю этот момент с предусилителем Левинсона.
(Проверил, нет такого. Косяк FD-17mk2).
Громко играть аппарат умеет и любит, захватить дух на Bass and drum intro Нильса Лофгрена получилось.
Ещё погрел, день четвёртый.
Для тех кто впервые читает мои туровые заметки, поясню, что в связи с тем, что моя КДП расположена в полуподвале моего же дома, прогрев техники у меня идёт на небольшой громкости в режиме 24/7, что позволяет фактор непрогретости исключить. Так вот, на 4-й день звук комплекта устаканился, но в сравнении с предыдущим подходом принципиально ничего не поменялось, просто стало лучше по всем направлениям, те недостатки, о которых писал выше, никуда не делись, :nerd_face: но уровень их заметности снизился, что сподвигло меня попытать другие входы предусилителя/ЦАП и перейти к оценке звучания УМ.
Не без затруднений подключил аппарат по USB, с помощью драйвера с сайта производителя, прослушал те же вещи, что ранее слушал с Spdif входа.
Разница не в пользу USB, всё же этот вход реализован в аппарате второстепенно, кмк. Сразу же бросилось в уши упрощённое построение пространства, больше шума, ВЧ количественно больше и появился самый верх, которого не было на spdif, но само звучание на ВЧ более жесткое, «цифровое». Так что этот вход, конечно, сильно расширяет функционал устройства, но уровень его реализации оставляет желать… хорошего конвертера вроде моего Audio-Gd di-20, а лучше ещё и хорошего ЦАПа, а ещё лучше и хорошего предусилителя, похоже. Это мы сейчас и проверим.
Конфигурация подключения следующая: комп с sotm usb, АудиоГад ди-20 конвертор (кабель usb Audioquest diamond), dac Mark Levinson N360SL, Filigrane fed-17 mk2 балансный вход, кабель Neotech 1002 (5n Ag моножила), УМ Filigrane 700.


Пока лучший звук за последние 4 дня. В минусах пока - ВЧ диапазон, несколько упрощенный, иногда срывающийся в подобие бульканья в самых насыщенных медной перкуссией фрагментах (а нехватки ВЧ, как это было с использованием цифровых входов, тут нет), вплоть до невозможности опознать в этих звуках медь. Но фрагменты, где нет очень сложных для воспроизведения моментов, вроде переизбытка ВЧ, звучат весьма достойно… ну нет, ВЧ звенят и удешевляют звук сильно всё равно.

Похоже, к мнению большинства слушавших ранее туровый комплект о том, что предусилитель в нём слабое звено, я склонен присоединиться. Для окончательного прояснения вопроса соединяю туровый мощник и предусилитель Mark Levinson N38S, кабели мои штатные Acoustic Revive line X triple C balanced.
Надо сказать, кабели эти непростые и не универсальные, с высокой вероятностью срыва в звон, но если уж подходят к обоим компонентам, результат синергичен, т.е. итоговый звук намного дороже получается. Так вот в паре Левинсон - Филигрань они таки отсвечивали лёгкой жестью на ВЧ.
О.К., поскольку других в запасе нет, использую туровые, заодно проверю высказанную одним из участников оценку об их ужасности :nerd_face: .
Ну что сказать, похоже, Михаил не зря положил в комплект именно эти кабели, по крайней мере частотный баланс сразу выровнялся. Претензии к данным кабелям у меня лично сводятся к чуть сниженному разрешению в середине (типа чуть сглаживают тембр) и немного раздутому басу. Зато вся красота на ВЧ, блеск и брильянс! - на месте, ничего не булькает и не жестит, сцена прекрасно строится, всё на своих местах.
Голоса естественные, бубнение в верхнем басе напрочь пропало, контрабас как живой (но чуть раздутый), звук полностью отвязан от АС.
Переходим к запредельным (концертным) уровням громкости, тут то часто многие распиаренные аппараты и сыпятся.
Ну что сказать, не Левинсон 431, конечно, но весьма достойно. В чём основное отличие, Филигрань раньше уходит в состояние, когда общий уровень искажений системы несовместим с получением удовольствия от прослушивания, при этом уровень громкости тут пониже, чем в аналогичной ситуации с МЛ. И я не зря говорю за всю систему, тут и кабелей вклад и УМ есть.
Например, Rammstein, альбом «со спичкой» :nerd_face: , включаю рип на компьютере, и достижимый уровень звукового давления при приемлемых искажениях один (недостаточный). Включаю свой CD транспорт МЛ N31,5, этот же диск (SE), с которого был рип, и система легко достигает уровня, который уже «вставляет» на полную.




Кстати, при всех запредельных уровнях громкости мне ни разу не удалось заставить моргнуть индикатор перегрузки на передней панели, все эти лавинообразные скачки искажений достигались задолго до этого. Твиттеры жечь ради эксперимента не стал, истина дорога, но не настолько :nerd_face: .
Упс… Вот и заморгал перегруз, на соло ударника Чиж и компании в Вечной молодости с Эрогенной зоны (Live версия). Ну что сказать, вполне достойный этот уровень, чуть слабее, чем МЛ, но в целом для большинства более чем достаточный.
Погонял его с CD транспортом, различия в звуке системы от CD и файлов с этим УМ гораздо сильнее, чем когда оконечником МЛ.
Вообще, закрыв глаза в момент работы Филиграни от CD, полное впечатление, что звучит моя система, но с файлового источника.
Ну и тест на эффект присутствия, получится ли при тех же равных у Филиграни открыть портал, перенести меня в место/время исполнения ? МЛ обладает такой способностью, правда, записей таких немного.
Ну что сказать… На альбоме Никольского МYзыкант всё получилось, причём достоверность сохранялась и на максимумах spl, и при уровне 90 дБ и ниже. А вот на первом Live альбоме Чижа, и на «Мой Высотский» Гарика Сукачёва - ну не выходит каменный цветок, хоть убей!, ни громко ни тихо. С МЛ тут улетаешь легко и гарантированно. Чего не хватает - пожалуй, высоковат уровень искажений системы с Филигранью получается, не хватает динамики и естественности тембров, и в конечном итоге не получается поверить в происходящее.

Но результат не провальный, один из трёх, плюс кабели подобрать, плюс поставить, скажем, на конусы Нордостовские или подставки от Изоакустик…
Причём уровень аппарата таков, что этими мелкими твиками есть смысл заниматься, начальная база позволяет надеяться на отличный результат. А аппарат твикабелен, это по эффекту от замены кабелей видно.
Эти рассуждения сподвигли меня подсунуть Филиграни питание от моего МЛ, в виде силовика из моножилы Трипл С Acoustic Revive и пром. фильтра эм/свч помех Epcos 2х80А, - стало значительно лучше, динамика выросла, хлещет как на концерте, портал, правда, так и не открылся :sunglasses: . Но то что в коня корм - однозначно, думаю, что с удачно подобранной обвязкой аппарат способен удивлять даже искушённых любителей домашнего Звука.
Так что для меня, скажем, этот мощник шагом вперёд вряд ли мог бы стать, но, скажем, от Threshold Stasis 3, даже со всеми рекапами и апгрейдами, это точно шаг вперёд, плавали, знаем.
И радостно, что это новый аппарат, созданный в нашем Отечестве, и не по цене мостов чугунных, а вполне себе конкурентный даже с вторичкой забугорной именитой, при этом имеющий линейку и ниже и выше. И если вдруг (мало ли!) Михаил решится отправить в тур и свой топовый аппарат, я первый в очереди.

P.S.: сейчас упаковал комплект для отправки и подключил холодный, молчавший пару суток МЛ 431. Несмотря на то что непрогретый, МЛ сразу даёт понять классовую разницу, он глубже, шире, достовернее в тембрах и динамике, даже на небольшой громкости, закрыв глаза, создаёт гад ощущение присутствия в комнате музыкантов… Всё же пока, видимо, как с английским газоном, нам ещё стричь да поливать. Какие наши годы!
Ну и традиционное спасибо :pray: Бару и главбармену Диме @dmitre , организатору тура и создателю аппарата Михаилу @Filigrane , за собственно тур и моё в нём участие, а также всем участникам тура и всем кто читает эти мои заметки - за проявленный интерес, ваше терпение и создаваемую уникальную атмосферу!
Всем добра!

26 лайков

Ну а тур завершен! Спасибо организатору за смелость, спасибо участникам за обзоры.
Больше туров :bike:

8 лайков

Александр, а указанные эффекты наблюдались при работе с сабвуфером, или без?

Ну первый фрагмент относится к тому времени, когда он без сабвуфера работал, я ещё подключить не знал как :nerd_face: .
А про перегруз - это уже чисто к мощнику относится, слушалось всё с сабом, конечно, но саб к моему предусилителю был подключён, тут всё штатно, у МЛ два независимых друг от друга выхода, RCA и XLR.

По первому моменту понятно. А по второму - саб как-то подстраивался по уровню и по фазе (0/180 град.)? FA700 фазу не переворачивает, а за МЛ не знаю. Не могло так получиться, что FA700 работал с сабом в другой фазе? Если FA700 не клиповал, то там просто не могло быть скачков искажений.

1 лайк

Не, саб точно не при чём, там частота среза ниже 40 Гц стоит, и я с ним чего только не слушал у себя…
Про искажения, я имею ввиду свои АС в большей степени. Тут надо пояснить, что у меня есть некоторая приобретённая особенность слуха. 22 года назад, в Египте, не умея толком плавать, я соблазнился недорогим дайвингом и резко (как пробка!) всплыл с 15-метровой глубины, после чего какое-то время не слышал левым ухом, потом всё вроде восстановилось, но вот с тех пор уровень искажений при воспроизведении музыки, непереносимый мной, причём это касается СЧ-ВЧ диапазона, сам порог, у меня сильно понизился.
При этом друг мой Олег или супруга, стоя рядом, никаких искажений не слышат ещё на 2-3дБ громче, а я уже слушать не могу, дискомфорт.
По поводу клиппинга, когда красный светодиод загорался, это было на соло ударных именно при проходе по барабанам, не на ВЧ, и фрагмент на слух отрабатывался очень чисто, без искажений.
А на Раммштайне уже слушать невозможно было именно из-за искажений в СЧ-ВЧ диапазоне, а перегруз ни разу не моргнул.
Ну и Раммштайн в частотном спектре как раз СЧ-ВЧ очень насыщен диапазон, баса там не очень много.
В общем, что услышал…

3 лайка

Я тоже, пожалуй, напишу свой отзыв о прошедшем туре.

Одной из целей настоящего тура была донести до аудиосообщества нашей концепции, видения построения системы звуковоспроизведения и найти единомышленников в этом благородном, как мы считаем, деле продвижения ценностей аудио.
Концепция на первый взгляд простая: для большей достоверности звуковоспроизведения необходимо максимально снизить наиболее критичные искажения звуковоспроизводящего тракта. Это действительно просто на первый взгляд - за все хорошее против всего плохого. Сложности заключаются в том, как определить те самые “наиболее критичные искажения”, чем и как измерить и т.д. и т.п. Это отдельная тема сейчас мы ее касаться не будем. Важно то, что при таком подходе звучание освобождается от каких-либо окрасок, искажений, так называемых “эмоций”, привносимых аппаратурой и в итоге делает наше восприятие звука и музыки более глубоким, разносторонним и гораздо более комфортным.

Также, досконально зная, как звучит наш туровый усилитель, мы воспользовались им как лакмусовой бумажкой для понимания что же слушатели хотят услышать от нового, совершенно им незнакомого аппарата. К некоторому сожалению оказалось, что некоторые участники тура слушали только то, чего они ожидали, хотели услышать, то, чего им не хватало, или наоборот, нравилось в их текущих, или когда-то слышанных системах.
Возьмем, для примера, такую описательную характеристику системы как “мягкий, бархатный бас”. Для того, чтобы бас был мягким и бархатным, необходимо, чтобы он таким был записан. Если именно такого баса в фонограмме нет, а усилитель (система) его воспроизводят мягко и бархатно, то это является может быть и желательным для кого-то, но все же искажением. Более того, не факт, что любой записанный бас будет воспроизводиться такой системой “мягко и бархатно”. Ведь привнесенная мягкость и бархатистость есть сочетание самых разных качеств усилителя и АС - качества демпфирования, нелинейные искажения сигнала и интермодуляции, добротности резонансов АС и т.д.и т.п.
Поэтому в такой системе на одной музыке бас будет мягким и бархатным, на другой музыке - рыхлым и бесформенным, на третьей будет вовсе откровенный пердеж. И ладно бы страдал от этого только бас. Басовый диапазон не только дает основу, фундамент, мясо в музыке. Он еще заключает в себе наибольшую долю мощности всего музыкального сигнала. А мощный сигнал производит больше искажений и, что более важно - модулирует этими своими искажениями менее мощные, но более нежные и чувствительные для слуха средне- и высокочастотные диапазоны. Иногда оказывается, что такие усилители “чудесно” играют на малой мощности, выдавая некий “глубокий бас”. Но это не бас, а как раз те самые продукты интермодуляции НЧ и СЧ/ВЧ диапазонов, попадающие в область максимальной чувствительности слуха.
Так вот не находя этого целевого элемента прослушивания (как вариант - “мягкого бархатного баса”) участник разочаровывался в туровом усилителе в частности и во всей концепции в общем.

Состав участников довольно разнообразен - от многоопытных ценителей и слухачей до начинающих блогеров. Было очень интересно читать буквально все отзывы. Во многих отзывах видно желание разобраться в услышанном, понять почему так и критически оценить не только туровый аппарат, но и свой слуховой опыт вкупе со своей домашней системой. Но есть отзывы, где с первых строк прям сквозит безапелляционная защита своих инвестиций и непоколебимая уверенность в правильности своего слухового понимания как это должно звучать. Отдельно понравились глубокомысленные замечания о пресловутых “проблемах первого ватта” от участника, не отличающего ватта от вольта, но жаждущего почесать свое перо хоть обо что-нибудь и хоть где-нибудь.

По поводу озвученных в отзывах недостатков - мы их очень внимательно изучим и несомненно предпримем соответствующие меры. Однако здесь нужно понимать, что озвученный недостаток - это результат сравнения турового аппарата со своей домашней системой и/или собственным слуховым опытом (предпочтениями, архетипом и т.п.). Здесь чисто психологически сложно принять решение кто лучше/хуже (правильнее/неправильнее, приятнее/отвратительнее, комфортнее/раздражающе и т.п.) - залетный туровый гость, или годами собранная, выстраданная, намоленная система. Мы ведь также, отдавая аппарат в тур и зная его звук, читаем отзывы и интерпретируем их подобным образом. Поэтому, чтобы не было реакции в стиле “сам дурак”, из отзывов мы вычленяем только отличия, услышанные участником и, на основе его описания этих отличий, делаем анализ: недостаток это, или просто продолжение достоинств. На сегодняшний момент таких недостатков в звуке, которые прям недостаток-недостаток не обнаружено. Все объяснимо в рамках наших воззрений и не вызывает сомнений в их правильности. Конечно, нам есть куда расти и в плане улучшения характеристик и функциональности и внешнего вида. Будем над этим работать.
Тем не менее, я очень рад, что нашлось немало людей, которые разделяют наши подходы и воззрения, восприняли нашу концепцию и отнеслись к ней с интересом и пониманием.

В заключение хочу отметить один важный недостаток усилителя, который выявился в туре - это его цена. Мы его обязательно исправим прямо с 1 ноября.

Всем спасибо и хорошей музыки!

28 лайков

ценник вырастет в 2 раза ? Или наоборот ? :slight_smile:

Оценку слушателей мы как бы и не запрашивали. Каждый слушает и пишет в меру своего опыта.

11 лайков

Так этот опыт сверху лежит в каждом отзыве! Я только заострил на этом внимание.

1 лайк

Прошу прощения, в туре не участвовал, хотел глянуть информацию про усилитель на вашем сайте, а там вот такое:

На писи все хорошо, наверное не оптимизировано под мобильный.

Вроде исправили.

прям с вашей стороны это так… очень не очень…

8 лайков

@Filigrane порой вы достаточно резко выражаете свои мысли, даже пожалуй грубо, здесь стараются выбирать тон полегче.
Но это не отменяет ваших заслуг , вы действительно сделали хороший усилитель.

3 лайка