Dieter Rams (1932) - немецкий дизайнер, создатель „браунстиля", один из самых известных и авторитетных современных дизайнеров.
Родился в Висбадене. В 1947 году поступил в местную Школу художественных ремесел. Через два семестра прервал обучение и прошел трехлетнюю практику в столярной мастерской в Келькхайме (1948-51). Затем продолжил учебу в Висбадене, специализировался в области интерьера и архитектуры и в 1953 году окончил школу с отличием.
Два года работал в архитектурном бюро Отта Апеля (1953-55), где, в частности, участвовал в проектировании американских консульств в Западной Германии, которым бюро Апеля занималось вместе с американскими архитекторами Скидмором, Оуингсом и Меррилом. В 1955 году, пройдя по конкурсу, был принят на должность архитектора на фирму „Макс Браун". В штате этой фирмы (ныне - «Браун») Рамс работает уже более 35 лет.
В 1961 году он возглавил отдел дизайна, в 1968-м назначен на должность директора этого отдела, в 1988-м - генерального уполномоченного фирмы.
Первые шаги в дизайне Рамс делал, работая вместе с Гугелотом над проектом радиоприемника со встроенным проигрывателем модели “SK 4” (1956). Эта вещь произвела на рынке сенсацию: белый аппарат прямоугольной формы без всякого декора был скорее похож на небольшой холодильник и получил в прессе прозвище «гроб для белоснежки», во многом обязанное прозрачной крышке из плексигласа, которую предложил Рамс для проигрывателя. С этой модели началась серия «Штудио», потом серия ,Аудио" высококачественной радиоэлектронной аппаратуры фирмы «Браун», в которой получила последовательное выражение дизайнерская позиция Рамса.
Определяя политику фирмы в области дизайна на протяжении многих лет, Рамс сумел создать беспрецедентное единство всей ее продукции - легко узнаваемый потребителями и широко известный «браунстиль». Был задан образ для нескольких поколений вещей с характерными для него черным, белым и серебристо-серым цветами, прямоугольностью и чистотой форм, В галерее дизайна Рамса нет не только ни одной проходной вещи, но и ни одной проходной детали: кнопки, шкалы, задняя сторона приборов, ручки, подставки решены столь же ответственно, как и целое.
„Браунстиль" есть следствие „браунфилософии", которую представляет и отстаивает Дитер Рамс. Он стремится экономно обращаться с формой и цветом, отдает предпочтение простой форме, избегает ненужной сложности. Дизайн строится на упорядочении формы, ясности конструктивного решения, на простоте обращения с вещью, стремлении достичь ее максимальной полезности. Рамс никогда не употребляет понятия „функционализм", но постоянно говорит о функциях вещи, подчеркивая, что трактует их в широком смысле, учитывая также и психологические, и эстетические, и экологические функции.
Основа профессиональной философии Рамса - установка на редуцирование. Он считает, что простое лучше, чем сложное, незаметное - чем броское, монохромное - чем пестрое, уравновешенное - чем экстравагантное; он предпочитает непрерывное изменчивому, маленькое - большому, легкое - тяжелому, тихое - шумному; считает, что мало элементов лучше, чем много, и т. д. Рамс исповедует простоту вещей и по-прежнему ставит перед дизайнерами задачу ее углубления, считая, что вещь, образно говоря, должна быть сведена к кнопке.
Рамс неоднократно отмечал, что в формировании его взглядов большую роль сыграли детские воспоминания о мастерской его деда столяра, который не признавал никакой техники и обрабатывал дерево вручную, и поэтому его работа естественным образом сводилась к простоте, рациональности и здравому смыслу.
Дизайнер-практик, Рамс сформировал свои идеалы „хорошего дизайна", серьезно в них верит и способствует их распространению. В его докладах, статьях, интервью, лекциях (с 1981 года Дитер Рамс - профессор дизайна Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге) вновь и вновь звучат лаконичные десять правил хорошего дизайна":
- хороший дизайн - инновативный;
- хороший дизайн делает изделие полезным;
- хороший дизайн - эстетичный;
- хороший дизайн - незаметный;
хороший дизайн делает изделие легко понятным (Рамс всегда большое внимание уделяет узнаваемости, «разговорчивости», коммуникативности изделия); - хороший дизайн - честный;
- хороший дизайн - долговечный;
- хороший дизайн последователен, вплоть до малейших деталей;
- хороший дизайн экологичен (Рамс при этом имеет в виду не только природоохранительную позицию, но и защиту от загрязнения визуальной среды);
- хороший дизайн - это, по мере возможности, минимум дизайна.
Опубликовано в журнале Designnet.
Галерея работ Дитера Рамса