Digital Room Correction - цифровая коррекция акустики помещений

Начну издалека.

Всегда неоднозначно относился к цифровой акустической обработке помещений. Сдерживала моя неосведомленность в этом вопросе и набор стереотипов, царящий в рунете по этому поводу. Да и значительно чаще приходилось заниматься традиционной обработкой помещений.

В теме о традиционной акустической обработке @olegtern предложил попробовать DiracLive, что я и сделал. Результат был неожиданно хорош, с моей точки зрения.
Мои впечатления по этому поводу описаны в посте по ссылке и далее в теме.

Так сложилось, что в последний месяц я достаточно активно занимался цифровой фильтрацией (фильтры для ЦАП Soekris 1021). На начальном этапе использовал RePhase, который может обмениваться данными с REW. Последним я пользуюсь постоянно. Но никогда не использовал его функционал по эквалайзингу (параметрический эквалайзер).

Оказалось, что REW легко создает FIR фильтры очень хорошей длины (131 тыс коэффициентов, 32 бита) и в нем есть подобный DiracLive функционал (менее развитый, конечно) по настройке целевой кривой АЧХ.
Т.к. в Roon версии 1.3 появился convolution engine (работает с 64 битными FIR фильтрами), то решил попробовать.

На сейчас эксперименты в самом разгаре, пока:

  1. сосредоточился на коррекции АЧХ до 300 - 500 Гц. Там зона максимальных проблем у меня. Комнатные моды не убираются даже установленными суперчанками. Кроме того, DiracLive мне понравился именно в работе в ограниченном диапазоне.
  2. попробовал подход снятия и усреднения АЧХ по 6 точкам (аналогично DiracLive) и методику движущегося микрофона. Глобальной разницы пока не выявил.
  3. Пока использовал только REW и convolution engine Roon. Rephase дает возможность работать уже с 64 битными фильтрами любой длины.

Результат просто обескуражил сегодня - потрясающие НЧ, бубнение отсутствует как класс. Сегодня тестирую женским джазовым вокалом. Ни намека на потерю прозрачности!

Все что нужно - REW и измерительный микрофон (кроме Roon, конечно)!

Краткий алгоритм действий

  1. Проводим измерения АЧХ в REW. Для каждого канала отдельно, если проводим измерения в нескольких точках, то потом усредняем их. Можно мерять из RTA окна REW, тогда усреднение происходит автоматически. Если пользоваться методикой движущегося микрофона - то только из RTA. Суть - мы должны измерить некую область (не точку). Пока делал это на расстоянии не полностью вытянутой руки находясь в точке прослушивания.
  2. В EQ REW задаем целевую кривую и генерируем набор параметрических фильтров.
  3. Далее сохраняем уже FIR фильтры для разных частот в wave файлы.
  4. Загружаем zip архив этих файлов в convolution engine Roon (находится в настройках DSP).

Хочу выжать максимум из DRC. У кого какой опыт использования?

11 Симпатий

Хочется сказать “я же говорил”, но буду сдержан :slight_smile:

ЗЫ Чет подумалось, что цифровая коррекция это примерно так же как и DIY, не для всех и не всем вообще надо, но для тех, кому надо — соотношение вложений / результата может быть очень хорошим.

3 Симпатий

Обнаружил очень неплохое описание настройки DRC в Roon.
Надеюсь, что понравится всем обладателям Roon и REW.

Да, конечно.
Только очень странно, что обработке КдП (традиционной и DRC) уделяется так мало внимания любителями музыки.
По влиянию на финальный результат это находится точно на первых позициях. По крайней мере по моему опыту сравнимый скачек в качестве я получил только после усилителя на текущий (разница в цене примерно в 3 раза).

2 Симпатий

Большей частью это хобби не про звук, а про “игрушки в пасочки”. Это как дяди в кризис среднего возраста покупают Порше - не для того, чтобы быстро ездить, а чтобы явить себя миру. Хотя еще конечно фактор, не все слышали сетапы в хорошо обработанных КДП, хотя бы даже на студии для начала, после этого оценка приоритетов может сильно поменяться.

2 Симпатий

[quote=“VitB, post:73, topic:7212, full:true”]
О, это интересно!
RT 60 = 0,3 в каком диапазоне частот у вас получились (интересен диапазон 20-300 Гц)? Можете спектрограмму выложить?

Выкладываю RT60 и спектрограмму.

Да, очень хороший результат.
Это после Триннова уже?

Вам комфортно слушать музыку с таким RT60 (0,23 - 0,25) от 200Гц? Скорее слегка суховатая, мониторная подача должна быть (студийная).

Судя по АЧХ (есть пиктограмма на скриншоте) вы линеаризовали АЧХ Тринновым. Делали в автоматическом режиме или что то настраивали?

Мне интересна эта тема - цифровая коррекция КдП, но в своих опытах (не Триннов, конечно), пока однозначного плюса при линеаризации всей АЧХ (а не только НЧ) не получил. Интересен чужой опыт, можете его поподробнее описать?

Да, после Триннова. Осталась одна проблема провал на 78Гц, с провалами сложнее бороться. Если их “вытягивать”, то тогда резко растут искажения на этой частоте.
Комфортно. Стало существенно лучше чем когда у меня не было ни обработки, ни Триннова. Тот тип воспроизведения музыки, я бы охарактеризовал один словом- “размазня”. :slight_smile:
Триннов предлагает несколько разных типов АЧХ, я выбрал Neutral, так больше похоже на воспроизведение в залах, на натуральных инструментах. Делает он это автоматически, но можно “накрутить” любую АЧХ, в ручном режиме.
Опыт описать трудно, он был длинный и сложный, DEQX, minidsp и потом Триннов. Если коротко -обратно дороги нет, :slight_smile: только если выделенная обработанная комната.

4 Симпатий

Как вам minidsp по сравнению с Триннов?

По стоимости они весьма заметно отличаются. Trinnov Ametist ~ 900 тыс руб, ST2 - 350 руб.
minidsp заметно демократичнее.

Какую версию Тринов или minidsp стоит рассматривать для приобретения, по вашей оценке?

Я в принципе готов к экспериментам, но хотелось бы не уходить в большие $.:slight_smile:

1 Симпатия

С Тринновым можно сравнивать mini-dsp с Дирак на борту или ручными опен-ДРС настройками - но мощности вычисления у железок там явно не очень достаточные, да и в целом качество скорее “пионерское”, не для серьезной системы.

Хотя товарищ в Киеве, который собрал серьезный тракт на цифрокроссе (все уже кастомное), начинал с Ксилики, минидсп тоже пользовал - говорит, что для коррекции НЧ минидсп применять можно, боль-мень, выше пускать нельза.

Относительно реальная альтернатива Триннову в случае если полный цифрокросс собирать, по цене и качеству - это Дефоника + мощный виндовый комп + многоканальная звуковая карта или цап + какой-то регулятор громкости + ручная настройка этого всего. Сложно сказать в сумме с затратами времени - не дешевле ли купить Триннов :slight_smile:

Если же не нужен полный цифрокросс - то или Дирак или повозиться с ручной настройкой через REW/рефаз и загрузить это все в плеер или в Рун, уже все больше плееров поддерживает сверстку, дешево и сердито.

1 Симпатия

Trinnov Amethyst - выглядит очень интересным решением, разные устройства уместно собраны в одном флаконе, не надо плодить отдельные блоки, удлинять тракт и терять на каждом нагромождении.

http://airfon-cinema.ru/shop/21/desc/akusticheskij-processor-trinnov-audio-amethyst

http://hi-fi-pc.ru/obzory/digitalplayers/506-trinnov-amethyst.html

1 Симпатия

И да, и нет. Нулевое решение - тоже решение. Кто-то узнает о Trinnov Amethyst в этой теме и решит, что ни к чему ему большие издержки на рассеяние и поглощение, к тому же загромождающие помещение, да и устранит свои проблемы с помощью одного универсального устройства. Мне информация о Trinnov Amethyst встретилась только в этой теме. Конечно, для истинных педантов такое смешение жанров не допустимо, но мы же не они? :slight_smile:

1 Симпатия

У меня ST2, Аметист отличается только функционалом, само “ядро” у них одинаковое.
Minidsp с Dirac “работает” на даче, его использовал в основном сетапе до покупки Триннова.
Он сильно уступает, правда у меня версия с аналоговым выходом (купил для него линейный блок питания, не помогло), возможно если взять версию с цифровым выходом и дальше на хороший ЦАП всё будет лучше. :slight_smile: Но учтите что Minidsp всё конвертит в 96кГц. что плохо подходит для 44.1 кГц. Как румкорректор он прекрасно справляется со своими обязанностями, правда ценой упрощения звука. Поэтому для домкино он прекрасен :slight_smile:

2 Симпатий

Спасибо за информацию. Жаль, что пока отсутствуют подобные, но реально удачные решения.

Триннов - это реально удачное решение, а оверпрайс потому что лучше пока не сделал никто. И конечно надо заводить в него цифру, и не устраивать AD, тогда все более чем хорошо.

1 Симпатия

DA чип тоже многоканальный (как и AD), так что “более чем хорошо” не может быть by design.

Trinnov Amethyst - первая ласточка. Кто-нибудь доведет до ума все отдельные части подобного устройства и назначит более демократическую цену - будем покупать. Сам подход к интеграции нескольких цифровых устройств в одном - весьма разумен, так как устраняет проблемы цифровой передачи и лишних цифровых преобразований.

Здравствуйте. Смортю на mini DSP DDRC-24 с целью румкоррекции на низах + организация правильного выхода на сабвуфер в трифонике. Есть ли еще альтернативные 2.1 решения кроме Trinnov?

DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core

Когда-то таким пользовался. С радостью уступлю)))
http://www.hi-fi.ru/auction/detail/1081093

2 Симпатий

Зайдите на сундук - там навязчивого перетирания этого агрегата более чем.

Спойлер - аппарат оверпрайсед, ADDA посредственные, но если руки занять нечем и в свободных средствах не стеснены - пуркуа бы и не па?

Максим, посмотрел схему подключения трифоника, там пометка -использовать кроссовер сабвуфера в этом случае. Значит ли, что в этом случае саб себе сам порежет, а на акустику пойдет вся ширина сигнала, включая весь низ, который будет отыгрывать сабвуфер?