Дельта-сигма vs Мультибит — вопросы о ЦАПах: чипы и фильтры, мультибит, музыкальность и апскейлинг

Там два ЦАПа внутри. Лесенка для PCM и маленькая однобитная “лесенка” для DSD. Если в May выбран режим NOS, то никаких преобразований внутри него не происходит - что дали, то и конвертирует. Это очень грамотное решение, аналогично два отдельных пути преобразования делает MSB, например.

Судя по тому, что дальше понаписали, тут мало кто понимает разницу между самими ЦАПами. Попробую объяснить максимально понятным языком (“инженеры” не возбуждайтесь, я знаю что это не 100% корректно, главное чтобы было понятно):

Сам преобразователь в дельта-сигма ЦАП устроен ещё проще и лучше, чем в R2R. Почему индустрия в своё время за них и ухватилась. Вся закавыка в том, что большинство музыки у нас в PCM и для того, чтобы дельтасигма ЦАП мог с ней работать нужно преобразование в однобитный поток. И вот здесь и заключается проблема. Та хрень, которая превращает “16 бит но редко” в “1 бит но часто” называется модулятор, а процесс сопровождается вычислениями. Модуляторы, которые встроены в ЦАП это простенькие маленькие чипы. Они конвертируют абы как, но зато маленькие и дешевые. Когда вам не нравятся дельта-сигма ЦАПы, в большинстве случаев вам не нравится именно эта убогая модуляция. Если включить музыку изначально записанную/оцифрованную в DSD, или воспользоваться несоизмеримо более продвинутым модулятором HQPlayer-а (которому потребуется мощный компьютер), то эта проблема будет более неактуальна.

Фильтры это вообще про другое. Они нужны для того, чтобы сгладить аналоговую кривую и убрать неизбежные артефакты преобразований аналога в цифру, цифры в аналог. ЦАПов совсем без фильтров не бывает. Те ЦАПы, где не используются цифровые фильтры (Холо, Аква, Ариес Церат), всё равно используют аналоговые в том или ином виде.

P.S. В реальном устройстве помимо непосредственно ЦАП полным полно всего прочего, что влияет на звук гораздо сильнее, чем сам принцип ДС/МБ. Почему собственно весь этот диспут не имеет большого смысла. Оба метода преобразования достаточно хороши и будут играть, если остальное на уровне.

8 лайков

А “внутренний критерий” должен быть какой? Одобрение пацанов с форума? Или может годовые кольца на ножках винтажного железа?

Самый офигенный “внутренний критерий”, который я знаю - просто послушать как звучит любимая музыка. И да, для максимального результата именно, что и надо самому слушать всё что доступно, а не находиться в плену у стереотипов и чужих рассказов.

5 лайков

В своей системе, конечно же. Недельку, а то и месяц. А в конце не купить. У всех ваших классных друзей ведь так было?

1 лайк

в том как вы видите, есть логика. Я согласен. Но есть одно важно отличие - частота. То что мультибит передает и воспроизводит работает в разы на меньших частотах. Что практически проще реализовать и сложнее накосячить.
С ДС, нет проблем в 1 бит, но скорости (частоты) на которых это работает просто гораздо сложнее практически разрулить без косяков. Т.е. получить нарушения во временном поле, что драматично влияет на музыку. Так это вижу я. На уровне математики, уверен можно туда сюда прересчитывать с PCM в DSD без проблем и без потерь. Но вытащить эти цифры в аналоговое поле, это гораздо проще сделать правильнее в подходе мультибит.

2 лайка

В аудио всё влияет на всё.

6 лайков

Разные варианты использования формата DSD в известных ЦАП, обходные маршруты для однобитных потоков и варианты конвертаций, в том числе, с апсемплингом - все это подробно обсуждалось в теме Война форматов. DSD против всех и все против него?.

Один бит технически сложнее всего воспроизвести. Поэтому однобитные цапы и не прижились в момент своего появления.
А современное прямое воспроизведения DSD - если это не AFIR как в DSD1700, то это просто извращение. Ультразвуковой шум мощностью больше сигнала (напомню, что средний уровень записи фонограмм -20…-10 дб) очень “полезен” для транзисторных усилителей у которых с ВЧ и так беда, да и после ламповых 3% интермодуляционных искажений вылезет во всей красе.

3 лайка

Ну так он отфильтровывается ФНЧ. А для DSD128 и выше так вообще легко отфильтровывется.

Ну как отфильтровывается. Нужно хотябы -120 дб к 40 кГц иметь.
А а там, в лучшем случае, 12.

Это для DSD64. А для DSD128, не говоря уже о 256, 512 и 1024?

1 лайк

Сдвигается на октаву. Принципиально ничего не меняется.
Только пояаляются проблемы с ключами.

И становится значительно легче отфильтровать. Например, если все апсэмплить до DSD512 или даже DSD1024 перед подачей сигнал в дельта-сигма цап в режиме Direct DSD, то фильтрации вообще не проблема.

Сколько кни на 128fs? Хорошо если 0.001%.
На 256 будет 0.002, на 512 - 0.004, на 1024 уже 0.008. Это 14 бит разрешения.

читаю мельком - думаю просвет то у проблемы есть? или так помрем не услышав откровения в звуке на супер цапе

2 лайка

Это не так страшно по сравнению с тем, что любой апсемплинг убивает музыку.

5 лайков

Т.е. конвертация в DSD (через апсемплинг) не убивает?

No comments. Ну Вы поняли )

99% DSD контента (кроме прямых оцифровок с мастеров) - конвертация из PCM.
HQPlayer - апсемплинг.

3 лайка

Не знаю.

Поделитесь, пожалуйста, источником этой информации. Т.е. где вы взяли эту информацию.
Да, и я правильно понял, что с “проблемой” - “Ультразвуковой шум мощностью больше сигнала” мы разоборались и перешли уже к проблеме “КНИ”?