Project-0-r Перестройки.
Эпиграф:
"Вот эта ваша музыка, она что то даёт? Нет, не даёт. А надо, чтоб давала.
Надо, чтобы музыка, так сказать, тебя брала. Надо, чтобы она, как говорится, тебя вела. Но, в то же время, и не уводила."
(“Карнавальная ночь”)
Сначала немного о том, что я думаю о концепции данного аппарата и почему мне очень хотелось попасть в этот тур. Лично я до винила ещё не додауншифтинулся. Или, ещё не поднялся - кому как угодно. Кружочки CD давно уже коллекционирую, но, как это ни странно покажется, плеера на котором мог бы их слушать у меня до сих пор не имеется. Простой и дешевый решительно не хотелось, а серьёзный и соответственно дорогой, не позволял семейный бюджет. Точнее, мне не позволяли его тратить на столь “несерьёзные” цели. К тому же, случилась mp3-революция, как и любая революция, проходившая под лозунгом: “грабь награбленное”. Короче, халява - бери музыки, кто сколько сможет унести. Вот и слушаю уже много лет файлы. До модного нынче стримминга ещё не дорос. Или, ещё не опустился - кому как угодно. Сдерживает меня от “грехопадения” только следующее обстоятельство: не так уж много удаётся выкраивать времени на музыку - по выходным дням, да и то, только на сон грядущий - считанные часы в месяц. А за стримминговые сервисы надо платить ежемесячно. Хоть вроде и не много, но как то обидно, “купить проездной и не кататься”. Таким образом, пораскинув мозгами, нетрудно придти к выводу, что мне требуется файловый транспорт. Я уже давно кошусь (или косюсь, как правильно?) на Аурендер. Но на дорогой денег хронически не хватает, а начальную модель не очень хочется, поскольку там нормальный только юсб-выход. А это означает, что у моего паровоза сменится только локомотив, а вагончики останутся прежними. Стоит ли овчинка выделки, пока не купишь - не узнаешь. Так можно “шило на мыло” поменять.
Тут самое время рассказать, как я сейчас слушаю файлы. Для музыки у меня выделен отдельный комп под виндой. Софтовый плеер - Фубар. Ещё одно лирическое отступление про плееры. Я несколько раз пробовал другие, но когда проходил первичный вау-эффект, с завидным постоянством снова и снова возвращался к старому доброму Фубару. Всё потому, что на мой взгляд, он играет честно, это его главное достоинство. Забегая вперёд, скажу, что по этой самой причине я не стал сравнивать туровый аппарат со своей УльтраРендю. Пока на неё я стримлю из Джейривера, а последний очень своеобразно играет. Мне кажется, что он старается играть более эффектно, как то черезчур расфуфыренно, чтоб понравиться большинству неискушенных слушателей. Попробовать Рун как то руки всё не доходят, вот и сейчас не захотелось тратить время на установку и подключение. Итак, вернёмся к составу моего “литерного”. На компе запускаю утилитку под названием Фиделайзер, которая понижает приоритеты системным процессам, не связанным с воспроизведением аудио и реально улучшает звучание. Далее юсб-кабель AQ Diamond, затем кондиционер-регенератор юсб-сигнала Uptone ISO Regen, затем ещё одна маленькая “тележка” iFi Purifier, и наконец “вагон-ресторан” Berkeley Alpha USB. Либо иногда подцепляю другой: Weiss INT 204. Последний звучит более мониторно и отстранённо, но немного более динамичнее. Собственно, это та часть “паровоза” которая подлежит сравнению с подопытным Project-0. Далее идёт инвариантная часть тракта: коаксиальный кабель Esoteric DA6000 Mexel, который через ещё одну “маленькую тележку” iFi SPDiff Purifier тянет ЦАП Benchmark DAC2 на ненавистной многими Сабре. Кстати, благодаря счастливому стечению обстоятельств два тура пересеклись на три-четыре дня и я имел удовольствие сравнить ещё и Denafrips Ares вместе с Прожектором (да простит меня Алексей за фамильярность). Наконец, через межблок Kubala Sosna Expression уже аналоговый сигнал поступает в наушниковый усилитель Zen Monster Balanced авторства Victor_vvo. Наушники на которых отслушивал: Kennerton Thror и Abyss AB-1266. Питающие кабели Efa Life Magneto.
“Ближе к телу!” - как говорил Мо-Пассан", а то вступительная часть очень затянулась, многие уже зевать начали, полагаю. Форм-фактор и внешний вид уже выше описал, мне симпатична лаконичность. Однако, позволю себе высказать, на будущее, такую идею. Мне кажется, с точки зрения дизайна, а так же с целью “углубить и расширить” самодостаточность аппарата. А именно, как то пустовато смотрится правая часть передней панели. Вот если бы заполнить её хотя бы самыми необходимыми кнопками, такими же аккуратными как на роскошном пульте ДУ, то аппарат и смотрелся бы солиднее и автономнее функционально стал. Пульты, как известно, имеют неприятное свойство теряться в самый неподходящий момент. Если Алексей такую идею поддержит, то я бы даже сделал эскизик, как бы я эти кнопочки расположил. Вообще, надо сказать, что Прожектор меня то и дело приятно удивлял тем, что в реальности с ним оказывалось проще иметь дело, чем предполагалось при заочном знакомстве. Управление понятное и логичное, проще кажется некуда. Файлы копировать на карту легко и приятно. Просто надо стереть текстовый файлик mlist, скопировать папки с файлами. Причем, папки могут содержать подпапки. Потом вставить карту в аппарат и при включении оного, Прожектор сам пробежится по ним и воссоздаст файл листинга, перечислив папки в порядке латинского алфавита, считая подпапки тоже. Есть ограничения на использование символов только первой половины таблицы ASCI в названиях, но об этом и других ограничениях подробно написано в первом посте темы. Управлять воспроизведением через пульт так же легко и приятно. Ещё раз повторюсь, аппарат удивил меня отсутствием мороки с чем бы то нибыло - всё логично и просто.
А как же дела обстоят со звуком? Ради чего я записывался в тур? Задача минимум для испытуемого - выступить, как минимум, не хуже моего “паровоза”. Итак, " - Он сказал - поехали! И взмахнул рукой. И словно вдоль по Питерской, Питерской…". Понеслась!
Музыка, как и сказано в эпиграфе, сразу даёт, берёт слушателя и ведёт. Но не уводит, при этом при всём. Звук, надо сказать, конкретный такой, твёрдый и уверенный. Я бы сказал, хорошо поставленный. Причем буквально. Инструменты и солисты чётко расставлены по сцене, даже можно сказать, “всё разложено по полочкам”. Этакая звуковая инсталляция. Чувствуется, что Прожектор имеет собственный характер и, осмелюсь сказать, сильную харизму. Слушать интерсно, вовлекатор в положении “ВКЛ”. Но, самое главное, что сразу привлекло моё внимание - аппарат играет честно! Не то что бы, “рубит правду-матку”, а вот рассказывает, повествует музыкальную историю. Не лукавит и не приукрашивает. А что же в сравнении с “паровозом” - спросит меня дотошный читатель. А то развёл тут “патоку, льёт елей и диферамбы поёт”, с общим уровнем звука то как дела обстоят? А вот как. По тональному балансу и подаче прожектор был похож на мой паровоз с Вейсофским конвертером, то есть скорее нейтрально-мониторный, нежели музыкальный. А по уровню аудиофильности, типа там разрешения, прозрачности, послезвучиям и реверберациям и прочее, малость не дотягивал. И что же, разочарование года? Не спешите! Всё это справедливо только на первых часах прослушивания после включения аппарата. Вот представьте, пригласили вас на концерт, но при одном условии, слушать будете с завязанными глазами. Просто представьте и всё. Вот сидите вы и слушаете, вроде всё хорошо и даже вроде придраться особенно не к чему. Но как то всё немного статично, плосковато, монотонно и капельку скучновато. И вдруг всё начинает меняться: сцена распахивается в ширину и главное в глубину и высоту. Музыка как бы отрывается от пола и начинает витать в воздухе. Звуки “порхают как бабочки и жалят как пчёлы”. Вы уже не всилах преодолеть любопытство взглянуть что собственно происходит и срываете с глаз повязку. И что же вы видите? А то что вы слушали всё это время оркестр и солистов, которые стояли на сцене, но занавес забыли открыть. И только сейчас занавес начал медленно подниматься. Происходит эта чудесная трансформауия со звуком где то после трёх часов прослушивания после включения, но окончательно всё устаканивается примерно где то после шести часов прослушивания. И вот теперь я могу сказать, что Прожектор стал играть уже как мой паровоз с прицепленным Беркли. А может даже и лучше! Во всяком случае, уровень аудиофильности сравнялся. А музыкальности Прожектор наваливает точно не меньше. Разницу в звучании я склонен отчасти отнести на провода. В паровозике в основном серебрянные, а в Прожекторе питающий медный, а других просто нет по-определению. Ну, ещё конечно, предохранители разные и прочее, и прочее.
Я конечно, ещё буду слушать, но предварительные итоги уже можно подвести:
– файловый транспорт - получился вполне себе готовым и годным продуктом, без явных глюков и удобным в пользовании
– задача получить качественный звук решена, Project-0 играет на уровне компьютер+Беркли, не уступая ни в аудиофильском sound qality, ни в музыкальном плане, при этом очевидно потенциал совершенствования ещё не исчерпан.
Хочу поблагодарить Алексея (@shendrik ), как разработчика столь оригинального и замечательного аппрата и Дмитрия (@dmitre ), главбармена, за возможность вдумчиво испытать его в собственной системе.
Вот ещё дополню. Разницу в звучании между работай с включенным дисплеем и погашенным как ни старался, так и не заметил. А вот переворачивание фазы сигнала с ног на голову и обратно едва ощутимо, на уровне показалось. Оставил в положении N, то есть неинвертированным.
На дисплее всё понятно и хорошо читается, разве что бегущая строка играющих трэков бежит черезчур быстро, я бы её слегка притормозил бы.
Про музыкальный материал забыл написать. Из тех папок, что уже были записаны наиболее интересна папка от Марата (@NightTiger ). Из своих добавил Дайр Стрэйтс, Брюса Спрингстина, Квинов, а из наших - Воскресенье. Ещё залил несколько хайрезов 24х192, но они копировались долго и чтоб не занимать место на карте, я хайрезы сотру.