"Tutti frutti, oh Rudy
A whop bop-a-lu a whop bam bam!!!"
После того, как у меня в рамках тура побывал в гостях усилитель Sonata авторства Марата @Cu6apum, интерес к его изделиям только усилился, поэтому, не долго думая, я записался в тур ЦАПа black.bike Tutti Pro. Интерес подогревался так же и тем фактом, что аппарат построен на базе знаменитого чипа ES9018, именуемого в народе “Сяброй” и, обладающего, по словам видавших виды аудиофилов, якобы неисправимыми родовыми чертами, среди которых: жудчайший “цифрит”, псевдодетальность и псевдовоздух, сибилянты, стеклянный, искусственный звук. Однако, автор изделия неоднократно на этой и другой площадке делал заявления, что это не сама Сябра, а кривые руки, неумеющих ее готовить поваров, так себя проявляют. Вот, чтобы это все проверить “на зуб”, было решено слушать самому у себя в КДП…!
Тестирование происходило в следующем сетапе:
- Файловый источник (паровоз): ноут Asus/Win7/JRiver/Project Lasso+AQ Diamond USB+Berkeley Alpha USB;
- ЦАП: MUSE 296;
- Предварительный усилитель: Spectral DMC-10, Усилитель мощности: Counterpoint NPS-400;
- АС: neat Momentum 4i;
- Кабельный сет: практически весь от минского мастера Amur™, кроме упомянутого в Источнике AQ Diamond USB и еще межблоков Siltech FTM-4 GOLD G3 и MIT MI-350 CVTerminator.
Внешний вид изделий Марата я уже оценивал ранее: достойный лаконичный дизайн, над которым еще можно поработать по мелочам, к которым я не буду придираться.
Данный ЦАП кроме функции собственно цифро-аналогового преобразования сочетает в себе так же и функции выбора цифрового источника из нескольких традиционных входов (USB, AES, SPDIF, Toslink) и регулировку громкости. Оговорюсь сразу, что ввиду домашнего лазарета во время нахождения у меня агрегата, тестирование и оценка характера его звучания ограничилось только фунцией ЦАПа по входу AES/EBU и при подключении его к внешнему преду по небалансным RCA выходам. В меню ЦАПа были обнаружены многочисленные возможности для его тонкой настройки, однако по вышеозначенным (лазарет) причинам было решено не распыляться и слушать его на “стоковых” настройках. За стоковые, я принял настройки, которые волею судеб оказались в памяти ЦАПа в момент приезда его ко мне, вот они (если там что-то вопиюще “не так”, пусть выскажется автор):
С первых нот после включения и прогрева аппарат сразу понравился, его хотелось слушать, он показал себя эдакой “Антисяброй”: звучание было певучим, аналоговым, с естественными ВЧ и СЧ, никакого “хрусталя”, цыканий и сибилянтов не было и в помине. Более того, характер звучания очень сбалансированный, отрегулированный и настроенный, чувствуется рука мастера, который уверенно лоббирует свой звуковой идеальный архетип в своем творении. В нижней части диапазона чувствуются плотность и упругость, звук собранный, заставляющий притопывать и прихлопывать в такт ритмичным композициям. Естественность и натуральность подачи голоса – присутствуют. Вообще, звуковое полотно воспринимается цельно, без распада на отдельные составляющие. Звуки натуральных инструментов: скрипка, виолончель, духовые воспроизводятся правдиво, без извращений.
В общем все было хорошо до переключения на мой MUSE 296… Вот тут и начали вылезать некие (сравнительные опять-же) минусы или слабые места испытуемого: в первую очередь обратила на себя внимание некая зажатость или компрессия, что-ли: на MUSE одновременно существуют в пространстве тихие, громкие, средние, короткие и длящиеся звуки, а здесь их всех как-бы подзажали, подравняли, построили в общий строй. Еще в тесте мощника Марата я обратил внимание на эту особенность звучания: автор незримой железной рукой собирает звук и не дает ему распасться на атомы-молекулы.
Ну, и в MUSE сцена пошире-поглубже, побольше свободного места между инструментами, динамический диапазон тоже шире, и, вообще, звучание по разным параметрам интегрально воспринимается, как более близкое к некому (несуществующему) эталону. Разрешение на НЧ и, вообще “низкий низ”, тоже на стороне MUSE… Может быть. это моя привычка, а может, действительно, PCM1704K, все же получше, чем ES9018… Но, видит Б-г, автор Тутти приложил все усилия, чтобы доказать на деле: не бывает плохих микросхем, бывают плохие реализации оных!
Кратко мною был протестирован и USB вход Тутти, вывод таков: он имеет вполне приемлемое (высокое) качество встроенного интерфейса, он прозвучал заметно интереснее, нежели Gustard u12, но Berkeley Alpha USB он, все же, ощутимо уступил.
Резюме: данный цифроаналоговый преобразователь является отлично звучащим, сбалансированным изделием, сочетающим в себе набор популярных цифровых входов, довольно серьезный USB конвертор, регулятор громкости (мною не тестировался, но имеются положительные отзывы коллег, а так же уверенность в бескомпромиссности применяемых автором подходов). По общему уровню итогового звука я уверенно ставлю его выше, чем, например, мой предыдущий гость Total DAC.
Слушаю уже второе изделие Марата и не покидает ощущение того, что автор, во первых, знает, чего он хочет в итоге от звука своих изделий, и, во-вторых, обладает широким набором инструментов, чтобы этого добиться (что в итоге сказывается на цене). Спасибо за знакомство с прекрасным аппаратом! Жаль, что болезни близких не дали мне больше развернуться в “копании в мелочах”, но, надеюсь, мой поверхностный взгляд не был искажен случайными параметрами в настройках и будет, все-же, кому-то полезен.
Спасибо бармену @dmitre за саму возможность, уважаемому автору @Cu6apum за отличное, звучащее изделие, коллеге @Versum за полноту тестового сетапа!
Всем мира и хорошего звука!