🇨🇦 ЦАПы Meitner/EMM Labs/Museatex — IDAT, Bidat, IDAT44 и Bitstream, а теперь Meitner MA-1, MA-2, MA-3 — как Эд Мейтнер раскрыл цифру в 1993 году и не закрывает!

:boom: для завсегдатаев Бара действует специальное предложение на приобретение новых ЦАПов, стримеров и другой техники EMM Labs/Meitner — EMM Labs NS1, Meitner MA-3 и других. Подробности — @dmitre

«Цифровые технологии с тех давних пор проделали огромный путь. Но так никуда и не ушли.»

Сейчас пишу эти строки и волнуюсь. 10 лет назад, благодаря хорошим людям Саша Страннику и RomyTheCat я узнал о том, как нужно раскрывать и слушать цифру, а не бегать за очередной ревизией Сябры. Тогда я бегал от столика к столику с открытым ртом, чуть было не заказал ЦАП за 50 000 рублей у наших самоделкиных, то Museatex дал мне дорогу в жизнь и вернул радость от прослушивания музыки!

@Странник

Несколько лет назад я открыл для себя новый вариант увеличения количества коробочек в моей системе - замену проигрывателя компакт дисков транспортом и ЦАПом. Транспортов на рынке много, ЦАПов - ещё больше. Ну и понеслась. Спустя какое-то время я оказался гордым и заносчивым обладателем полной стойки от dCS. Гордость моя была немеряна - ещё бы, лучшая в мире фирма, каждый пацан знает.

А потом мне подвернулся под руку модернизированный ЦАП неизвестной фирмы, название которой я даже произнести не мог. С тех пор dCS у меня нет, и вот уже года три как это единственный компонент моей системы, который не менялся.

Итак, Эд Мейтнер! Приятно видеть человека с собственным взглядом на происходящее. Он придумывает, но при этом отдает предпочтение простым схемам. Не унывает от импульсного питания и однобитников. Усовершенствовал вместе с Sony и Phillips формат SACD. Сейчас инженер Эд Мейтнер, который разработал протокол DSD для фирмы Sony, продолжает совершенствовать свои изделия, выпускаемые под марками EMM Labs (студийное оборудование) и Meitner («для дома»).

Если отмотать историю к началу 1990х (в золотое время Redbook), то Эд в 1993 году управлял своей компанией Meitner и работал ведущим инженером в компании Museatex.

В Meitner того времени Эд концентрировался на предусилителях, даже сделал свою вертушку и знаменитый Meitner LIM Detector (LIM-2). Интернет сохранил прайслист и перечень продукции — PRICE LIST

А вот в компании Museatex Эд совершил настоящий прорыв в цифровом аудио — Museatex IDAT. Стоил 15 000$ в 1993 году. Выпустили всего 6 штук! Думаю, что искать б/у бесполезно.

meitneridat,promo_0

Что делает обычный производитель ЦАПов. Взяли чип, подключили по даташиту и погнали. А вот Эд очень сильно заморочился! Технические подробности для инженеров тут, а мирным меломанам скажу так — в цифровом аудио очень сложно достичь сразу и временной точности (time-domain) и частотной точности (frequency-domain), быть умным и красивым сложно. Есть два типа цифровых фильтров — Infinite Impulse Response (IIR) и Finite Impulse Response (FIR), каждый из них хорош либо во временной, либо в частотной точности.

А Эд придумал вот что! Сначала звук прогоняется через анализатор, который понимает, какого рода сигнал идет, а потом принимает решение, на какой из оптимальных цифровых фильтров его посылать! И делает это быстро. Блин, сделано это в 1993 года на чипах Motorola DSP56001, работавших на частоте 50MHz! Космос!

@RomyTheCat

Можно долго говарить о причинах почему Bidat имет тот звук который имет, одной из причин являеться уникальное решение этого процессора использовать в реальном времени две разные топологии процессоров в зависимости… От скорости сигнала. На медленых звуках Bidat оперирует одним процесором, топология которого оптимальна для медленых звуков, на быстрых звуках вклучаеться совсем другой процесионый алгоритм и Bidat качает “trensienst”. Сшивание этих режимов так же в Bidat сделоно очень вдумчево и “хитро”. Bidat так и да имет авсолютно уникальный характез звука и я раж что на русском фруме до этого дошли. Особено Bidat хорош с “ядовитыми” сд-транспортам.

В дальнейшем детектор и умные фильтры попали во все младшие продукты Museatex!

Museatex Bidat — 2000$ в 1992 года

TDA1547 – SAA7350GP – SAA7274

Museatex IDAT44 — 899$ в 1992 году

2 x TDA1549T – SAA7274P

Для этого ЦАПа существовала и автомобильная версия A/D/S/ DA44, работала от аккумулятора

Museatex BS-1 Melior Bitstream — 899$ в 1992 году

SAA7350GP – YM3434 – YM3623B

В 1998 году Эд отходит от дел в Museatex и запускает компанию EMM Labs, нацеленную прежде всего на студийный рынок.
В 2011 году на рынок возвращается и компания Meitner, нацеленная на «домашний» сектор. Ходят городские легенды, что внутри Meitner разливают тот же самый EMM Labs, но стоит это в два раза дешевле.

Ну а что случилось с Museatex после 1998 года! С ней все хорошо! Бывший инженер компании John Wright все так же обслуживает и делает сервис! Его автограф на дне корпусе знаком многим любителям Museatex!

Вечером продолжение

Судьба Museatex в России…

19 лайков

А вот мнение критиков (понимали бы они хоть что-то). Автор @LionArtHi-Fi Forum - Обзоры - Цапы Museatex Bitstream, Idat44, Bidat - как звучит легенда?

ЦАПы Museatex Bitstream, Idat44, Bidat — как звучит легенда?

Скажу сразу, данная статья не имеет цели в «разоблачении заговора» или предоставлении неопровержимых доказательств, просто изложение мыслей и личного опыта общения с данными девайсами.

На волне желания чего-то нового в свою систему переслушал довольно много различных ЦАП и конечно же заинтересовался цапами Museatex . Первым шагом была проработка информации по ним из сети. Цапы всплыли из небытия 90-х в 2009 году и резко набрали популярность благодаря грамотному пиару на многих известных форумах. При чем цены в очень короткие сроки взвинтились вдвое и достигли практически «ритейловой» цены аппаратов на момент их выпуска… Согласитесь, есть чему удивиться - более 10лет о них никто и не вспоминал, а тут аншлаг!!! Неужели никто не слышал прелести их звучания, и только спустя столь долгое время их вновь открыли? Плавно на различных ресурсах появились темы о волшебной красоте их звука, о мифически затвиканных аппаратах не продающихся или ни за какие деньги или за тысячи долларов, появился их разработчик Джон Райт в далекой Америке самостоятельно из подручных материалов (иначе почему его доработки практически все разнятся по звуку да и по самой сути доработок), производящий апгрейд за немалые деньги кстати, если рассматривать стоимость аппарата в первозданном виде…Так что же это - весьма успешно проведенная рекламная акция или действительно Святой Грааль Звука. Собственно вышеизложенные мысли появились в процессе заинтересованности данными изделиями и проработке имеющейся на просторах Интернета информации. Вооружившись теоретически, я перешел к практике, а именно поиску аппарата для приобретения…Скажу сразу, я исходно рассматривал покупку, как второй цап в систему с меньшими требованиями к его аудиофильности, но с высокими требованиями к музыкальности. Больше интересовала аналоговость звука, вовлеченность, передача настроения и прочие меломанские причуды. В процессе поиска были прослушаны два аппарата из младшей серии, Битстрим в несколько нестандартном корпусе, но полностью аутентичный из первых моделей без твика и Idat 44, c одним из первых апгрейдов версии «Plus». Хочу заметить, что Idat 44 позиционируется Джоном Райтом, как наиболее удачный из аппаратов для твика и по питанию в том числе (возможно питание от аккумулятора 12В).

Слушались аппараты в двух системах:

ламповая -
Усилитель – Tonewin MS-34C (входные лампы Ratheon, выходные Mullard EL34 и Shuguang 50Years Treasures 6CA7-Z
Акустика – Klipsch Heresy.

транзисторная –
Пред и усилитель мощности Parasound 7100 и Parasound 5125.
Акустика Monitor Audio RS6.

В качестве КД - транспорта использовался Cambridge Audio 840C, в качестве USB-Coax конвертора использовался Cambridge Audio Dac Magic Plus (используется мной как хорошая альтернатива USB конверторам до 500$, выше не сравнивал).

Межблоки Audioquest King Cobra, акустические Forest+ и Midnight 3, сетевые самодел на базе Audioquest, usb Logan, коаксиал самодел на базе Audioquest.

Для проигрывания файлов с компьютера использовался foobar2000, прослушивалось с включенным fidelizer и без него.

Музыкальный материал –
Компакт диски, только фирменные –
Diana Krall “Girl in the other room”
Matt Bianco “Matt`s mood”
Metallica “Black album”
Armik “Café Romantico”
Dire Straits “Brothers in arms”
De-Phazz_- Godsdog_(2CD)

Flac 44кГц -
Norah Jones - 2012 - Come Away With Me
Eagles - Hotel California
Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon
SCORPIONS & BERLINER PHILHARMONIKER - Moment Of Glory
Calogero 2004 - .calog3ro
Barry White Unlimited 2009 4CD
Cesaria Evora - Antology

Собственно системы и музыкальный материал практически не претерпели изменений с момента обзора цапов Audio-GD.

И так Museatex Bitstream , сцена упрощенная (глубины практически нет), детальность на среднем уровне, микро и макро динамика, длительность затухания послезвучий, высокое разрешение…про эти аудиофильские изыски можно забыть. НО ЗВУК этого аппарата очаровывает с первых нот и не отпускает до выключения. Мягко, красиво, певуче, картинка выглядит слитно, вокал берет за душу, высокие натуральны, бас плотный, глубокий, разборчивый. В целом на лампе ощущения, как от хорошего винилового проигрывателя. Джаз воспроизводится просто шикарно, закрыв глаза и расслабившись переносишься за столик уютного джаз-кафе и лишь окончание диска заставляет вернуться к реальности. Темная сторона луны вечных Флойдов прослушалась в плане эмоций так, как будто я никогда ранее не слышал этот до дыр истертый альбом. К сожалению, большие составы это слабая сторона аппарата, в SCORPIONS & BERLINER PHILHARMONIKER - Moment Of Glory при общей слаженности картины было сложно различить отдельные инструменты оркестра, но при этом эмоциональный накал от прослушивания оставался на высоте…При подключении к транзисторной системе достоинства и недостатки остались примерно на том же уровне. Из положительных изменений несколько улучшилась детальность и возрасла динамика. Мне больше понравилось подключение по оптике в транзисторной системе, звук был более аналоговый, чем по коаксиалу. В лампе оптика дает слишком уж мягкий и сладкий звук. По итогу прослушивания - я не слышал более музыкального аппарата, способного так хорошо передать настроение и увлечь звуком. Возможно, тут бы и закончились мои поиски (тем более этот цап рассматривался вторым в систему), но из-за требований к косметическому виду аппаратуры, я вынужден был отказаться от приобретения.

Воодушевленный звучанием я продолжил поиски и набрел на Idat 44 c твиком Plus . Настроившись на успех, я начал прослушивание…Звук был СОВСЕМ ДРУГОЙ, это не косметические изменения, это совершенно непохоже на ранее услышанное. В чем же были отличия и каков он на вкус. Первое что бросается в глаза (уши) – это вокал, он всегда на переднем плане и отчетливо выделяется на фоне основной картины независимо от жанра, если в джазе это выглядит привлекательно (кто-то наоборот к этому стремится, я же за более слитную звуковую картину), то в роке на его фоне теряется музыкальный ряд, что не есть хорошо. Из-за подчеркнутой середины высокие менее разборчивы и бас кажется приглушенным. Из написанного можно сделать вывод, что все очень плохо, это не так - многим нравится красивые средние частоты и подчеркнутый вокал, подобное я часто слышал в авторских усилителях и КД-проигрывателях после твиков. Так что это на любителя, коим я не являюсь. Из позитивных изменений – углубилась сцена, звук стал прозрачнее, детальнее, но для меня пропало то очарование, которое я испытал с Битстримом, а тестировать по аудиофильским меркам мешала специфичность подачи. В транзисторной системе аппарат проявил себя лучше, чем с лампой (сами Heresy дают очень сильную середину, что и умножилось), средние не так отчетливо выделялись, но основные тенденции сохранились – вокал подавался отдельно от аранжировки. По типу подключения, мне больше понравился коаксиал. Так же опробовал вариант аккумуляторного питания, действительно оно сказывается положительно – звук становится прозрачнее, появляется больше «воздуха», добавляются некоторые микродетали, которые были не слышны на шататном источнике питания.

По итогам прослушивания я сделал следующие выводы – апгрейд Джона Райта это своего рода лотерея – понравится-не понравится, с учетом того, что в каждом конкретном случае результаты разнятся. Основным в систему я бы не рекомендовал ни один из рассмотренных аппаратов, все же в цифровом тракте разрешение должно быть на одном из первых мест. Данные аппараты можно рассматривать, как цифровую альтернативу винилу, когда нет желания возиться с вертушкой и пластинками, но хочется аналогового звучания. По музыкально-меломанским качествам понравился Битстрим. Айдат больше ориентирован на любителей красивого вокала. В любом случае прослушка в своей системе крайне рекомендуется. К сожалению не удалось послушать Бидат, но к нему при цене под две и более тысячи долларов должны быть совсем иные требования., одной музыкальности тут определенно мало, тут должно быть и высокое разрешение и сцена и многие другие аудиофильские причуды, отсутсвующие в младших моделях, т.к. в этом бюджете вступают в состязание игроки совсем другого порядка. Лично я не могу позволить себе брать аппарат за такую сумму, как второй номер, плюс к тому смущает лотерея с апгрейдами Джона Райта.

Так что же это - легендарные аппараты или хороший пиар? Ответ на этот вопрос могут дать только личные предпочтения в Звуке. Ведь, как известно - «на вкус и цвет все фломастеры разные»….

Дополнение к обзору.

После опубликования данного обзора на форуме HiFidelity, возникли вопросы по качеству и уровню компонентов, на которых проводилось тестирование, а также ivanfx любезно предложил послушать упомянутый в обзоре легендарный Bidat с апгрейдом Джона Райта Super Plus BG 2012. Собственно эти вопросы я хотел бы осветить в дополнении.

Насчет качества и уровня компонентов скажу кратко – их уровня вполне достаточно, чтобы понять и оценить характер звучания ЦАП в ценовом диапазоне до двух тысяч долларов, более дорогих вариантов не пробовал. Как минимум, это две разноплановые по звуку системы в составе которых компоненты твердого среднего уровня, помимо этого я забыл указать, что для дополнительного контроля использовались наушники AKG K270 Studio. По поводу кабелей, ножек и прочей тонкой доводки системы я согласен, но с оговоркой на то, что это помогает цапу лучше раскрыться, а не меняет в корне его звук. Я не понимаю цапы (да и не видел таких) для которых надо подбирать систему - усилитель, акустику, кабеля, чтобы они сыграли…Собственно Бидат на прослушивании это и доказал вполне уверенно и обоснованно.

Встречайте, легендарный Museatex Bidat собственной персоной. По рекомендации хозяина аппарата, ему необходимо прогреться (постоять включенным около суток после выключения от сети), чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Естественно мне было интересно, что изменится с прогревом, и прослушивание я начал в непрогретом виде. Сетевой кабель использовался обычный компьютерный, цифровой простейший Профиголд с ритейлом около 20$(естественно при основном прослушивании они были заменены и звук улучшился, но основные моменты сохранились), с межблочными я рисковать не стал, т.к. по степени влияния они все же способны испортить звук поболее, чем цифровой и сетевик, потому была подключена Кобра. И так непрогретый аппарат, простейшие кабеля – включаем…и выключать не хочется, а хочется слушать музыку. Сначала «плюсы»- сцена трехмерна вплоть до вертикали, тональный баланс идеален (был несколько резковат верхний диапазон, полностью ушло с прогревом), вокал четок и разборчив, бас несколько мягковат, но точен вплоть до самого низа, высокие очень подробны и информативны, до мельчайших деталей. Надо заметить, что аппарат очень деликатно относится к мелким деталям и послезвучиям и воспроизводит их очень правильно и красиво. «Минусы» коснулись только непрогретого состояния – это резковатый верх и некоторое рассыпание сцены – инструменты могли хаотично менять свое местоположение в пространстве в процессе проигрывания, с прогревом все устранилось. И самое главное достоинство аппарата – это необычайно глубокая эмоциональность и натуральность звучания, инструменты звучат как настоящие без малейшего признака «цифры». По жанрам предпочтений замечено не было - хоть джаз, хоть рок, хоть БСО и даже электронная музыка воспроизводилась настолько красиво, что хотелось не переключать для тестирования, а просто слушать и слушать… Максимальная точность, разрешение, динамика были проявлены в транзисторной системе, в ламповой в сложных жанрах однотакт не справлялся и картинка выходила несколько смазанной, зато накал эмоций при прослушивании превышал температуру ламп усилителя…Как по мне, так это одна из лучших цифровых интерпретаций ЗВУКА, которая потрясла меня эмоциональностью и натуральностью до глубины души и которой будет очень не хватать.

Хочу заметить, что все аппараты очень положительно реагируют на кабеля, в том числе и на цифровые - Idat44 значительно лучше раскрылся с кабелем Moray James (рекомендованным к использованию с Museatex Джоном Райтом), с Bidat хозяин предложил послушать Lavardin, подключение которого как-будто сняло легкую вуаль и звук стал еще более насыщенным и прозрачным. Также они чувствительны к вариантам установки – с Битстримом пробовал установку на черноморитовые конуса, с Бидат я пробовал 3 варианта установки – на родных ножках, на сорботановых ножках и жесткую развязку на металлических конусах. Все варианты давали ощутимое изменение звучания, нельзя сказать хуже или лучше – по другому и зависит от личных предпочтений, мягкая развязка давала более тянущийся и плавный звук, жесткая быстрый и собранный. Оптический вход на всех аппаратах вполне конкурентоспособен с коаксиалом, тоже интересное поле для экспериментов. Все же в ЦАПах тех лет оптику делали, как полноценное подключение, а в современных аппаратах, с чем мне приходилось сталкиваться, подключение по оптическому входу не выдерживает никакой критики и присутствует чисто номинально. На этом обзор легендарных аппаратов Museatex завершен. Надеюсь в скором времени завершить и опубликовать обзор по авторским ЦАП.

17 лайков

Владельцы ЦАПов Museatex

  • Раньше владел ЦАПом Museatex, перешел на другой
  • У меня сейчас ЦАП Museatex
  • Хотел бы послушать ЦАП Museatex

0 голосов

А еще мы запускали тур Museatex Bitstrem

Дима, спасибо! :slight_smile:

P.S. Мой Bitstream простаивает пока без дела. Могу в тур для любопытствующих (не для продажи).

1 лайк

Вроде недавно гоняли Bitstream. Вот бы Bidat зацепить.

1 лайк

Мой - BG04 Plus))

1 лайк

Я слушал Idat44 - запомнился, что приятный, но и было понятно почему владелец хотел заменить его, с детальностью там было не очень (был ушной тракт)

Фирма Museatex больше не существует, однако Джон Райт продолжает поддерживать Бидаты и Битстримы на плаву, поскольку существует очень маленький но очень убеждённый круг ценителей этих аппаратов.
В основе этих ЦАПов лежит Филипсовский кристалл, как было правильно указано выше. Дальнейшая обработка сигнала идёт по чуть разным методам, однако принцип одинаковый в обоих приборах. Bidat имеет большую функциональность и на системах очень высокого разрешения пожалуй имеет чуть более глубокий бас. В остальном звучание этих приборов практически неотличимо на слух (в моей системе).
У меня не было возможности непосредственно сравнить Bidat и Bitstream с указанными ЦАПами от EMM, однако я с ними достаточно хорошо знаком и на мой взгляд новоделы проигрывают. У EMM-мов неплохо, хотя и кривовато сделаны высокие, но с низкими на мой вкус намудрено и на хорошей акустике это слышно.
Именно поэтому я в своё время выбрал dCS (он несомненно лучше), а теперь выбираю Museatex.
У нынешних приборов Эда Мейтнера своя сложившаяся аудитория, и я к ней не принадлежу. Впрочем, это совсем другая история

https://www.hi-fi.ru/forum/messages/forum47/topic36522/message343817/#message343817
2004 год!

1 лайк

Эд Майтнер один из первых кто стал уделять огромное внимание джитеру. Уровень джитера даже по SPDIF безумно мал. Именно с помощью Майтнеровского LIM Detector проводились измерения джитера Аткинсоном для Стереофайла с 93 по 97й года. http://www.stereophile.com/reference/193jitter/index6.html

1 лайк

Тот момент, когда чип в цапе ничего не значит, а значит реализация(рецепт приготовления).

Когда-то было по-другому?

Достаточно по форумам пройтись где происходят баталии между лечителями по чипу

Можно выдохнуть, вы в Баре.

1 лайк

И довольно редкий транспорт для поклонников-владельцев ЦАПов Эда Мейтнера:

3 лайка

Там же и ЦАПик к нему продается.

2 лайка

Причём встречается реже, да и нравится владельцам больше, чем вышеобозначенный Битстрим :slight_smile:

1 лайк

Он от батареи хорошо играет!