Шкатулка с ремиксами
Некоторый неназываемый главбармен тонко намекнул, что было бы хорошо видеть более короткие туровые обзоры, поэтому я максимально сократил написанный текст и сделал вторую версию, для самых нетерпеливых.
Версия для нетерпеливых:
Внешний вид приемлемый. Не шедевр, но и не плохо. Можно уверенно ставить в большинство стоек и сетапов.
У ЦАПа присутствует небольшой гул трансформатора. Не критично, но если нужна полная тишина, можно огорчиться.
По части софта для Windows есть нарекания, но заставить работать можно. Ждать обновлений и поддержки вряд ли стоит, это нужно держать в уме.
Общий уровень ЦАПа хороший, ценнику соответствует.
Апсемплинг у ЦАПа хороший, но каждый из вариантов звучит как ремикс, как своя интерпретация трека. Если не гнаться за натуральностью, это не критично, прослушивание досавляет удовольствие.
DSD звучит аналогово. Чем выше формат, тем аналоговее. Имея все необходимые записи в формате DSD 512, на катушки можно забить.
Общий вывод: ЦАП не походит для сравнительных прослушиваний и отслушиваний. Играет очень по-своему, в своей интерпретации. Для комфортного прослушивания не самыми придирчивыми слушаетлями подходит более чем, можно брать.
А теперь более развёрнуто:
Моё знакомство с продукцией Cen.Grand началось ещё на HiFi & High End Show 2022. На выставке был представлен монобрендовый наушниковый сет оборудования китайского производителя. Узнав стоимость компонентов этого сета я, признаться, несколько удивился и прямо сказал дистрибьютору, что звучания на такой ценник я не заметил. Увидев, что устройство отправляется в тур, я решил дать производителю второй шанс - послушать его уже не на произвольных наушниках от произвольного цифрового источника, а в знакомом сетапе с возможностью подкрутить что надо и где надо.
Краем глаза я заметил, что некоторые участники ругали ЦАП за аскетичное оформление дисплея и прочие дизайнерские “изыски”. Сам же я по этому поводу могу сказать, что дизайн аппарата меня устраивает полностью. Да, это не что-то высокохудожественное, что будет радовать глаз одним своим присутствием, но и значимых недочётов, на мой взгляд, он не имеет. Крупный дисплей обеспечивает хорошую читаемость текущего режима (что важно для данного аппарата), блок кнопок и регулятор громкости вписаны вполне удачно, а выпил под логотип и рельефные боковые стенки придают аппарату индивидуальности, делая его более узнаваемым. Устройство с таким дизайном без стеснения можно ставить в большинство сетапов, а пострадают от его вида разве что самые требовательные эстеты. Меня его дизайн устраивает полностью: стоит себе и стоит, главное - чтобы играл.
Приятным аспектом является наличие у аппарата пульта дистанционного управления, что упрощает использование устройства, имеющего множество режимов работы.
Управляется аппарат несложно и для успешного с ним взаимодействия достаточно прочитать небольшую часть инструкции, в которой описан базовый функционал. Без конвертации во что-либо другое ЦАП способен воспроизводить форматы DSD 128, 256 и 512. Форматы PCM любого вида и DSD 64 будут апсемплированы в DSD 128-1024 в принудительном порядке, воспроизводить их “как есть” устройство не умеет. Для конвертации этих форматов доступно 4 варианта получаемых на выходе данных: DSD 128, 256, 512 и 1024. Каждый из этих вариантов может работать с одним из 8 цифровых фильтров. Словом, попереключать тут есть чего и пульт управления действительно не лишний (например, ПДУ от своего ЦАПа Questyle я не использовал ровно ни разу за ненадобностью).
Подключение ЦАПа прошло без фатальных проблем, но вызвало нескорлько вопросов. Во-перавых, ЦАПу требуется питание +5 вольт по USB шине. Из своей практики могу с уверенностью сказать, что сильно положительно на звуке это не сказывается даже если контакты питания внутри устройства не распаяны вообще. Во-вторых, возникла упомянутая в “первых впечатлениях” проблема с поиском драйвера на сайте производителя. Драйвер там почему-то назван прошивкой, что несколько вводит в ступор. Как оказалось, предыдущий участник тура вообще скачал драйвера с какого-то нонейм немецского сайта вместо официального сайта производителя. В-третьих, после установки драйвера в системе название устройства почему-то содержит слово “Test”. Есть полное ощущение, что в какой-то момент начали делать “на отвали” и в продакшен весьма недешевого продукта пошли недоделки. В-четвёртых, для воспроизведения без помех пришлось поиграться с размерами буферов вручную. Также оказалось, что если в Windows замьючен DirectSound, то по ASIO устройство просто выдаёт хлопки на максимальной громкости. С другими ЦАПами такого не встречал. Ну и, в-пятых, полностью побороть некоторые призвуки так и не удалось. ASIO, по итогу, работало корректно, а при работе по DirectSound при начале и при окончании сеанса воспроизведения в колонках раздавались негромкие щелчки. Через какое-то время ты перестаёшь обращать на них внимание, но, всё же, хотелось бы, чтобы такого не было.
Общее впечатление от программной части можно описать всего двумя словами: “Типичный китай”. Всё, что не успели доделать к запланированной дате выпуска продукта, было запихнуто в софт как есть. После выпуска никаких хотфиксов и обновлений, конечно же, никто не делал и вряд ли планирует. На длительную поддержку продукта недяться не стоит. Опыт с китайскими устройствами показывает, что релизная версия ПО, как правило, так и остаётся единственной и последней. Также нужно учитывать, что если в новой версии Windows появится какая-то новая система проверки или подписи драйверов, вы, скорее всего, потеряете возможность пользоваться данным устройством под этой ОС, т.к. обновлений никто выпускать не будет. Ну и тот факт, что прошивкой на сайте называется драйвер, жирно намекает на то, что мы не сможем получить новый уровень звучания от уже имеющегося устройства перепрошив его, как это могло бы быть в случае RME, Chord, Jcat и многих других производителей. Жить со всем этим вполне можно, но при покупке держать в голове следует.
По аппаратной части могу подтвердить слова предыдущего участника про негромкий гул трансформатора аппарата - он действительно присутствует.
Теперь немного поговорим про материал, на котором проводилось прослушивание. Весь мой опыт взаимодействия с DSD до этого сводился к просмотру ассортимента имеющихся в природе записей и осознаванию, что интересного мне материала в этом формате просто нет. Принимать участие в туре DSDAC, не послушав на нём DSD, было бы на одну половину кощунственно, а на вторую - глупо, поэтому к началу тура мной был заготовлен тестовый комплект записей в форматах от 64 до 512. Можно сказать, что данный ЦАП лишил меня ДСДевственности.
Материал, ожидаемо, представлял собой джаз, блюз, классику и мизерное количество поп-музыки. Увы, ничего с жанровостью имеющихся в DSD записей я поделать не могу, поэтому по остальным жанрам отыгрываться пришлось на PCM. По итогу, музыкальный материал получился всежанровый, но DSD его часть была представлена исключительно джазовой и классической музыкой.
Из-за усиленных требований к сохранности турового аппарата, каких-то глобальных сравнений и битв было решено не проводить. Никаких поездок в салоны для отслушивания на другой технике, никаких переключений туда-сюда. Ровно одно подключение вместо привычного North Star Supremo в начале тура и ровно одно переключение обратно на North Star в конце. Никаких ножек, гармонизаторов и прочего. Это несколько оскудняет полученный опыт, однако, требования организаторов тура нужно уважать.
Первое же включение аппарата показало заметное превосходство над North Star Supremo. DSDAC способен многое извлечиь из музыкального материала и демонстрирует весьма достойное звучание, уверенно играя на запрашиваемый за него ценник. У себя я получил совсем не тот уровень звучания, что был на выставке. Звучание у аппарата масштабное, насыщенное и живое, просшивание вызывает эмоции.
Первыми “по накатанной” пошли в ход знакомые записи в формате CD. DSDAC отыгрывал их уверенно и детально, но несколько непривычно. Подача отличалась как от North Star, так и от LessLoss. ЦАП интерпретировал записи несколько по-своему, но красиво. Увеличение режима апсемилинга PCM записей приводило к повышению аналоговости звучания. Лучшие результаты были получены при апсемплинге до DSD 1024. В режиме 256 звук несколько сглаживался, но всё ещё имел характерное “цифровое” звучание. В 1024 он, конечно, не превращался в аналоговую запись, но начинал к ней приближаться по плавности подачи. Сам апсемплинг в ЦАПе реализован достаточно неплохо. Конечно же, он не способен добавить в звучание новых деталей, как это делают настоящие высококачественные форматы записей, но и производить “сглаживание” записи можно по-разному. Данный ЦАП делает это неплохо, не убивая динамику и критически не смазывая атаку. Однако, каждый из вариантов аспесмлпинга звучит немного по-своему. В каждом из них инструменты приобретают свой тембр звучания, а сцена - свою “геометрию”. Получается, что каждый из режимов предоставляет слушателю некий “ремикс” записи, определённую её обработку. Натуральнее всего звучит формат 256, плавнее всего - 1024. Также обнаружилась и ещё одна странность поведения. На только что подключенном ЦАПе режим 256 играл ровно, а вот 1024 имел слышимый провал в АЧХ в районе средних частот. Ближе к концу тура (работа 24/7) режим 1024 выправил свою АЧХ, а вот 256 начал играть несколько приглушенно. Получается, данный аппарат формирует эти “ремиксы” не только в зависимости от выбранного режима апсемплинга, но ещё и от времени прогрева. Обычно со временем меняется только нюансировка: аппараты начинаю играть свободнее и живее, лучше отыгрывать микродетали. У этого же аппарата звучание с прогревом меняется вполне конкретно и мне не так просто сказать, какой из вариантов звучит правильнее, т.к. на прогрев накладываются ещё и 4 режима апсемплинга с 8 цифровыми фильтрами каждый. Получается очень большое количество вариантов звучания ЦАПа в зависимости от настроек и времени.
Кстати, также я заметил сильную чувствительность DSDAC’a ко времени суток. Если тому же LessLoss практически без разницы, когда играть музыку, то DSDAC предпочитает ночь, обеспечивая значительно более высокое качество воспроизведения.
После отслушивания любимых альбомов в PCM формате в ход пошли нативные DSD записи. В режиме Non-Rising Mode отыгрывать DSD 64 ЦАП не соглашается и сразу же конвертирует его в 128. Такой вариант на слух мне не понравился, звучание DSD 64 получилось не особо аналоговым и отыгранным в сильно “авторской интерпретации”. В общем-то, мне вообще не понравился апсемплинг DSD у данного аппарата. При апсемплинге именно DSD происходило сильное искажение сцены и тембров инструментов. Вместо сока получался какой-то компот.
Форматы DSD начиная от 128 до 512 успешно отыгрывались без конвертации, что позволило мне сравнить их между собой. Почему я не говорю тут про АЧХ, тембральную достоверность и прочее? Всё очень просто: как я и написал выше, все эти записи были скачаны мной исключительно для тура и я понятия не имею, как они должны звучать. На незнакомом материале сложно сказать, вызвано ли сомительное звучание аппаратурой или причудами звукорежиссёра, сводившего записи, поэтому данный вопрос придётся оставить за скобками.
Что же касается самих форматов, то выводы удалось сформировать следующие: DSD 128 предоставляет первые звоночки аналоговости, его прослушивание вызывает заметно меньше “цифрового дискомфорта”, чем классические 44.1 кГц. DSD 256 в первом приближении напоминает ленту. Слышно, что запись цифровая, но если класть на чашу весов удобство воспроизведения, то DSD 256 вполне способен перевесить ленту. DSD 512 звучит вполне аналогово и уже уверенно способен заменить собой ленту.
К сожалению, за неимением других ЦАПов, воспроизводящих DSD 512, я не могу ничего сказать про достоверность (а добытые мной записи звучат немного странно), но аналоговость этого формата при воспроизведении через DSDAC очень хорошая. Косвенное сравнение апсемплинга PCM с аналогичным нативным DSD (записи разные) показывает однозначное превосходство DSD. Апсемплинг позволяет повысить плавность воспроизведения, но не добавляет дополнительной музыкальной информации, в то время, как нативные DSD записи звучат более полновесно и содержат в звучании большее количество тонкой информации.
Каков же итог? ЦАП вполне приятный и подходит для слушателя, требовательного к вовлечению и не очень требовательного к достоверности воспроизведения. Каждое прослушивание с ним превращается в некоторый экспириенс, старые треки звучат по-новому, в авторской интерпретации, не теряя, при этом, в объёме передаваемой музыкальной информации. Слушать музыку на нём интересно, качеством воспроизведения аппарат не обделён, а режимы апсемплинга позволяют получить от привычного материала некоторую “аналоговую подачу”, но, конечно же, не полноценное аналоговое звучание в том его понимании, к которому мы привыкли. При этом, упомянутая ранее аналоговая подача обеспечивает высокий комфорт прослушивания и хорошее вовлечение без значимой потери музыкальной информации.
Что же касается сложностей с запуском под Windows, их просто нужно держать в уме, если планируется использование аппарата с ПК.
Могу ли я рекомендовать данный аппарат к покупке? Вполне. Просто нужно понимать, кому ты это рекомендуешь и какие у этого человека требования к звучанию. ЦАП имеет свои особенности и свой характер, из-за чего не может являться универсальным инструментом, однако, он также имеет и свои уникальные достоинства, позволяющие ему быть оптимальным решением для некоторой части сообщества.
Хотел бы я себе такой ЦАП? Скорее да, чем нет. Но определённо не единственным. Я бы с удовольсвтеим обзавёлся им как дополнительным ЦАПом чтобы временами прикасаться к его аналоговой подаче и получать удовольствие от прослушивания музыки в том виде, в котором он её будет воспроизводить.
Состав сетапа:
Подготовленный аудио ПК, оснащённый PCI-USB картой вывода SOtM с опцией внешнего тактового генератора и питанием от линейного блока питания Teddy Pardo
USB кабель: Wireworld Platinum (для подключения в штатные порты материнской платы использовался кабель AQ Diamond)
DSDAC 1.0 Deluxe
XLR Zonotone
Интегральный усилитель: Gryphon Diablo 300
Акустические кабели Goertz
Акустика: Tannoy Definition DC8
Ну и, конечно же, спасибо @Leonard за предоставленный аппарат, бару за сам тур и @dmitre за его организацию.
Спойлер
P.S. подумать только. А ведь ещё одна буква в никнейме владельца и это мог бы быть совершенно другой ЦАП…