Ну вот и уехал от меня прекрасный Dodson 263. Очень-очень не хотелось с ним расставаться. За прошедшую неделю он подарил мне и не только мне шесть дней МУЗЫКИ. Никаких сомнений по поводу качества тех изменений которые он привнёс в мою систему при прочих равных у меня не возникло ни разу: поднял и очень сильно поднял её уровень, возможно, даже показав максимум способностей суммы всех остальных её компонентов. Но, впрочем, всё по порядку.
Источник PC (Win7, Aplayer->ASIO->ESI Julia) → Dodson 263 → van den Hul D 102 MK V → усилитель Yamaha a2000 → Canare 2S14F → акустика Penaudio Chronos, полочные ширики-шестигранники Natural.
1 день.
В первый вечер он заиграл ровно, но как-то совсем холодно и отстранённо, даже уныло. Бедненько, но чистенько, как говорится. Я оставил его включенным греться. Все последующеие дни ЦАП не выключался.
2 день.
Вот тут началось интересное.
Вернувшись с выставки, наслушавшись адского скрежета, мне захотелось чего-нибудь лёгкого и я поставил Аббу. И неожиданно увлёкся, и дослушал альбом до конца. Решив продолжить по лёгкому жанру, под руку рядом на букву А попались Аль Бано и Рамина Пауэр с их звёздным альбомом про феличиту, очень хорошо сграбленный винилрип с первопресса, где верха ещё звонкие, в отличие от последующих изданий на CD. И вот тут меня ждал сюрприз. Комната наполнилась ЗВУКОМ. Он с лёгкостью вышел за пределы колонок, а вот эти звонкие верха стали наконец-то действительно хрустально-звонкими, а не цыкающими. Что интересно, именно такими же я их и услышал в своё время на звуковухе Sound Blaster Audigy, но на очень простых динамиках (надо бы поставить её обратно и послушать повнимательней). На всех остальных ЦАПах, у меня побывавших, было всё не то. А тут всё вернулось, да ещё и с каким бонусом в виде пространства! С огромным интересом прослушал весь альбом.
В общем Додсон прогрелся и заиграл. Совсем по-другому, чем произведший на меня впечатление Charm с его сумасшедшей динамикой, глубоким басом, ярким верхом и детальностью. Всё ровно, красиво, музыкально, в меру.
Поставил Tsuyoshi Yamamoto Trio “Misty”, и опа! рояль заиграл! А это уже дорогого стоит. Прослушал и его тоже весь, чего со мной ещё ни разу не случалось вообще именно по вот этой причине, что “не играет”. А тут заиграло, и красиво заиграло. И тут я понял что такое хороший ЦАП, потому что девайсов такого уровня у меня дома ещё не было. Этот альбом изумительно записан, но так качественно при неизменных колонках и усилителе он у меня дома ещё не звучал. Было грубее, топорней, беднее, примитивней, слушать было можно, да, но я же знаю как он может играть на самом деле, я же слышал (на каком-то очень крутом сидюке, не помню каком Sugden и напольниках Sonus Fiber, не топовых, но и не маленьких). И вот оно внезапно нормально, по-человечески заиграло у меня дома, с ума сойти можно. А вроде бы ничего особенного: играет и играет себе. И да, можно делать громко, как тут обсуждали в соседней ветке про мультибиты, можно наваливать так чтобы музыканты в полную громкость стали играть в комнате: всё отлично. Ничего нигде не лезет, не режет слух, всё правильно, всё как надо.
3 день.
Я стал добираться до записей, которые мне нравятся и которые я ставить избегаю, потому что знаю как они могут играть, но дома с ними обламываюсь. Поставил John Lewis - Improvised Meditations & Excursions (1959, Atlantic-Japan), и он как дунул! Снова вся комната заполнена звуком, даже если отойти порядком из “золотого треугольника”. Даже на относительно небольшой громкости басовый динамик там где контрабас (справа) ходит ходуном, тарелочки (слева) не просто оторвались от колонок, а ещё немного двигаются по ходу трека (видимо, звукач ручку крутит) и их звон разливается аж до середины сцены. Когда я этот альбом поставил в первый раз на тогдашней версии своей системы, он играл откровенно глухо и слушать его было сплошным расстройством (опять же при неизменных колонках и усилителе). Рояль, само собой, стал полнотелым, а не глуховатым треньканьем где-то в середине.
Наконец-то как надо (для своей CD версии) заиграли сложнейшие для воспроизведения и изумительно записанные альбомы ISIS Oceanic и Panopticon. Стена ревущих гитар, ударные и на их фоне едва различимый отчаянный вокал - ещё та проверочка для системы. Опять же никогда он у меня не играл так как надо, в первой инкарнации системы это был скорее хрип, а вокала было практически не слышно, каждый раз при любых изменениях я их включал, всё немного делалось получше, но слушать было всё равно невозможно. Сейчас - без проблем. И да, можно (и нужно) наваливать от души.
Больше не надо ставить аудиофильские записи типа Jacques Loussier “чтобы заиграло”. Заиграло всё.
На треке Giorgio by Moroder Daft Punk я заподозрил что слышу шум ленты на фоне, а в тихих местах, например, в конце трека, его стало слышно явно, полез выяснять - и правда, они писались на ленту. Раньше я этого шума не слышал. Понятно, что сам трек отыграл как никогда раньше.
Вечером заехала подруга, которая занимается театром и имеет дело с живым звуком, она наблюдает всю мою систему в процессе её эволюции. Подтвердила, что система так хорошо ещё никогда не играла, очень удивилась. Влёт послушали ещё раз Misty и первый трек из кёльнского концерта Keith Jarreth, она была слегка ошеломлена услышанным.
А вот диск Таривердиева 2007 года выпуска “До свидания, мальчики!” с его совсем несовершенной записью Додсон отыграл ровно, скучно и неинтересно. И даже шестигранники-ширики Natural не спасли, они вообще стали звучать откровенно хреново на всём. Mojo2 этот диск в своё время отыграл так естественно, живо и эмоционально, что я от него оторваться не мог. Упс.
С большим трудом выключил чтобы просто пойти спать ))
4 день.
Просто слушал всё что хотелось, по сути слыша всё в первый раз. Всё-таки Mojo 2 некоторые вещи удавались лучше, в первую очередь более проработанный бас и ударные, Додсон даёт навалом пространства и очень красивый в целом звук, но, например тот же альбом Аббы Voulez-Vouz, к которому я всегда был равнодушен, но совершенно случайно включив его на моджике прям залип от барабанных партий и общей четкости и эмоциональности, на Додсоне он играет как обычно. На шестигранниках-шириках не играет ничего категорически, зато Пенаудио запели как никогда, начав выдавать тот самый свой фирменный красивый тембрально насыщенный пространственный звук практически на всём что ни поставь.
5 день.
Снова просто слушал всё что хотелось. Ну всё, к звуку привык, кажется, стал замечать косяки некоторых оцифровок в виде цифрового звона на ВЧ типа тарелочек. Некоторые очень старые оцифровки типа альбома Richard Claydermann 1986 года звучат откровенно синтетично и слушать их ну такое себе… А ещё некоторые mp3 ругают! Тут всё гораздо хуже. И снова, так же как и в случае с туром Tannoy LRM, стали заметны ограничения системы, некая константа в звучании, которую не обойти и не объехать, Додсон, конечно, сильно расширил границы, но они снова дали себя знать.
Ширики-шестигранники категорически отказываются играть, звук ровный до тошноты, скучный, унылый и невыразительный. Абсолютно одинаково абсолютно на всём. Никогда такого не было. С Mojo2 они просто пели, и с винила поют - не оторваться.
Весь день наваливал от души. Сначала мы с соседями послушали Бони М с Чингизханом которые дали жару, в процессе я обнаружил что трек Moscau записан иначе и хуже чем весь остальной альбом, потом в полную силу поставил Philip Glass - Koyaanisqatsi с его органами и хорами - кайф! И, конечно, тут уже не уместно писать о каких-то басах и верхах, а только о том свойстве музыкальности, которое приборами не меряется и описанию поддаётся плохо.
“Время, вперёд!” Свиридова зашла на ура на полноценной громкости. Отлично помню, когда я пытался послушать её в первый раз пару лет назад, это была какая-то унылая катастрофа, я ещё подумал, ну не могли же они её так плохо записать. И правда, не могли, записано отлично. ЦАП был, кажется Focusrite Scarlett.
А вечером пришла компания, которая время от времени у меня собирается, и хотя музыка всегда играет фоном, именно в этот раз один человек заинтересовался сколько стоят такие колонки ))
Резюме.
Я под впечатлением. ЦАП потрясный и всеядный, по крайней мере с первого взгляда. Никаких жанровых предпочтений не замечено, играет всё. Вывел систему на другой уровень, особенно натурально и живо у меня заиграл рояль, с которым всегда была проблема. Выключать музыку не хотелось, я переслушивал вещи посложнее чем обычно, типа концертов Keith Jarreth, которые на моём Mojo ну никак вообще не то. И даже не хотелось экспериментировать с кабелями и источниками, настолько всё радовало. У меня был свой кабель SPDIF, я почти сразу ради интереса поставил тот, который шёл с ЦАПом, мне показалось что на нём получше, и так и не дошли руки более пристально сравнить за всё время. Не хотелось. При том, что источником у меня сейчас старый PC с Win7, Apleer и ESI Julia по ASIO. Есть CD-плеер простенький, но и с ним сравнивать тоже не хотелось. Побудь у меня Додсон подольше, конечно, до этого бы обязательно дошло, но и так всё играло настолько впечатляюще, информативно и интересно, что тратить время на сравнения просто не хотелось.
Рассыпаюсь в благодарностях бару, главбармену и тому, кто предоставил эту замечательную железку для тура (кстати, кто это?).