В этом Кенвуде цапы в конвейерном включении, в предложенном мной Хармане тоже. Такой же подход есть в нескольких Аккуфейзах. Этот Кенвуд Андрей Никитин брался доводить до ума, но вот чем дело закончилось не знаю.
P.S. Хочешь притащу к тебе на выходные свой сидюк, пободаем со стримером
??? Какие мерки? У кого, где, чего? (я не пытаюсь троллить или стебаться, просто уже километры строк исписаны в личках и на нескольких моих почтах по этой теме, и я знаю, что она для некоторых может быть провокационная).
А ещё если начать с того, что 303-их было не одна версия, а некоторые из них отличались просто кардинально. Поэтому часто и такие противоречивые мнения, и споры/пререкания/доказательства, особенно от людей, которые не выясняли, что за версия у них, и в каком она текущем состоянии живости.
Sonically, the dAD7 was a sophisticated sounding device by mid-nineteen nineties standards. It was clean, open and detailed, with a good deal less noise than some rival players – but it didn’t have that abrupt, mid-forward balance that many Japanese designs came with. There was a sense of smoothness and decorum to it that wasn’t so common in those days. Tonally, it was a little lighter and brighter than some Bitstream designs, but it was still a good deal more refined than earlier Philips TDA1541-based machines. In short, it trod a carefully judged path between insight and excess; it was musically propulsive and engaging, but not hard and jarring. Bass was solid and tuneful, treble decently delicate and spacious. Overall, the Cyrus gave a surprisingly svelte sound for a mid-price machine.
These days, they’re surprisingly inexpensive to buy. A decent one will set you back around £200, which is a bargain considering the quality of build and finish. Unlike most machines now, almost all of which use adapted CD- or DVD-ROM drives, the dAD7 is a real, purpose-built Compact Disc player and feels like it. Add a PSX-R and it’s even better, with a further smoothing of the sound and an obvious improvement in low level detailing. Something of a historical curio now, it’s well worth snapping up if you can find one.
А вот вопрос - может esoteric p-2 прыгать по диску, если напряжение на нём 93 вольта при требуемых 100, при этом напряжение скачет в пределах 92-94. Или глазу капец? Продавец мне сказал, сто стоит практически новый глаз - соврал? Как это проверить?
Могу поднять до 102-106 вольт, не сгорит? Короче нужен совет технаря.
Пересмотрел я имеющиеся у меня фото внутренностей Могикана - это ж типичный плеер Opera Consonance внутри. Полагаю (даже скорее всего), он и сделан на фабрике этих китайцев.
Только у Оперы плееры с одним трансформатором и без ламп вроде как не считаются топовыми…
Не сгорит. Глянул его схему - только индикатор может начать светиться чуть сильнее. (ну или в ночи накальные нити станут заметнее).
Не обязательно сам глаз. Причин может быть куча. Там есть настройки, которые могли не подстроить после замены лазера. Пыль на направляющих лазера, какой-либо перекос механики или сдвигание столика, на котором диск лежит. Перегревающиеся микросхемы/транзисторы в управлении лазером и моторами, (может потрескавшаяся от нагрева пайка где), подсохший где-либо в цепи питания или серво электролит, …
Там на самой головке снизу есть маленький подстроечный резистор тока лазера. Глянуть, не выкрутили ли его в максимум.
Понятие кита тут, наверное, не совсем точно. Там применён транспортный механизм Филипс CD-Pro-2, на собственной плате управления которого есть встроенный ЦАП-контролька, AK4384
С него взят сигнал и пущен на выходные аналоговые цепи Аккорда. То есть в целом да, в этой модели такое лоу-кост решение.
А вот ещё вопрос - удивлён качеством сигнала с оптического выхода, подключил простым шнурком из аудиомаркта. Легко конкурирует с коксом от RAL. Теперь сам вопрос - имеет смысл заморочиться с хорошей оптикой для него или всё же кокс получше будет и надо поискать хороший кокс?
Пысы- поднял напряжение, скАчки прекратились