Итоговый отзыв о ЦАП Sparkler Pascal S306
Предисловие
К участию в туре побудило желание поближе познакомиться с чипом TDA1543. Не могу забыть тур со стримером Дениса @nasa.gov, в котором плеер с цапом именно на этом чипе подарил очень много положительных эмоций. Интерес не праздный, в противовес подаче текущего цапа в системе хочется иметь что-то альтернативное для периодической смены сигнатуры звука.
Коммутация
Запитал испытуемого сетевым от текущего цапа в системе чтобы уравнять по этой компоненте их обоих Nanotech golden Strada 308 на коннекторах Oyaide 046. Сигнал был снят кабелем из серебряной моножилы Mundorf. В свое время этот кабель потеснил из системы начальный Acoustic zen тоже серебро, с тех пор так и остался на случай, когда необходимо подключение по коксу. В этом отличие по коммутации текущего цапа. Тот запитан по AES/EBU. Аналог был снят как и с текущего цапа Nanotec Systems G.S. 201 nano3.
Текущие метания в звуке
О звуке своей системы могу сказать, что в актуальном составе получился масштабный, рельефный и тембрально густой звук со средней детализацией, но при этом что удивительно неплохой локализацией и глубиной при построении сцены. К плюсам звука отношу тебральную достоверность передачи живых инструментов, хорошее 3d, к минусам недостаточную проработку верхнего диапазона частот и как следствие - отсутствие богатых послезвучий, “бриллианса”, воздуха, недостаточные границы объема при построении сцены. И плюсы и минусы звука отношу непосредственно к вкладу цапа. Были опыты с другими цапами в системе - система может играть детально, более широко, с послезвучиями и другими прелестями. Но по тембральности текущий цап пока чемпион. Поэтому и живёт до сих пор:)
Система
Спойлер
Чистый берег от Дениса @nasagov Netis 4n->Saec SLA-500 LAN->BeagleBon by @Leon->AES/EBU SAEC XR-DIG S1->ONE AUDIO DAC AD1865 by Bason->Nanotec Systems G.S. 201 nano3->пред AGI model 511->Nanotec Systems G.S. 201 nano3-> мощник Accuphase p102->Onkyo scepter 10. Акустические кабели медь с посеребрением 50-x годов Siemens на разъёмах Furutech. Питание: Грязный берег и остров запитаны лбп @Shoker через Ortofon PSC-3500XG Silver Power. Слаботочные устройства 220 через Русич, который запитан MPS SGP-148, роутер запитан через Furutech G-314 Ag-18E лбп level 2 @nasa.gov, цап и бигль запитаны двумя Nanotech golden Strada 308 на разных коннекторах. AGI запитан через Русич понижайкой с ГР Nyssio. Мощник питается от отдельной розетки родным кабелем.
Немного о текущем цапе, с которым собственно было сравнение. ONE AUDIO DAC на чипе AD1865 детище Сергея Bason с модифицированным вариантом питания на конденсаторах bоsсh mkp. Лампы на выходе Siemens d3, кенотрон 6х4 Тungsrаm nos.
Прослушивание
Слушал испытуемого в течение трёх дней. Первые два дня удалось послушать по два -три часа, на третий день прогрел систему и устроил небольшой сравнительный тест путем попеременного прослушивания тестовых треков то на одном, то на другом цапе.
Общие впечатления о звуке
Несколько раз перечитал отзыв и понял, что читающему может показаться, что цап мне не понравился. Это не так. Слушать музыку на нем приятно, просто мое повествование построено на выявлении недостатков и различий в подаче с текущим цапом.
Я описывал выше первые впечатления от звука Pascal, по большому счету я в них утвердился при дальнейшем прослушивании, но есть и кое-какие изменения в оценке.
Испытуемый обладает сбалансированной и плотной подачей звука с неплохой детализацией. Если оценивать эмоциональность звука Паскаля, то охарактеризовал бы настроение подачи как праздничное. По тональному балансу его не назвать темным, т.к. и середина и верха не утоплены, но мне показалось, что он имеет небольшой горбик на нч, боюсь ошибиться в частотах, но думаю где-то в районе 100-150 Гц. То, что я при первом прослушивании описал как “глубже копает” на проверке на треках с достаточно низкими частотами, более низких не услышал. Так что дело в количественной составляющей. Но в то же время подачу Sparkler как темную я бы не оценил.
Что касается того как он строит сцену и располагает в пространстве инструменты, здесь у меня сразу возник определенный дискомфорт и поначалу я его не смог толком сформулировать, но к концу тура кажется разобрался. Тут ещё дело было в моих ожиданиях. При первом включении у меня возникло ощущение, что слушаю знакомое устройство как раз по туру с плеером Дениса. В звуке испытуемого и плеера Дениса есть однозначно общие черты - это неплохая детализация и тональный баланс, в подаче много общего. И первые два дня я ждал а когда же начнется тот праздник, когда каждый инструмент займет свое четкое место в пространстве звукового полотна…но этого так и не произошло. К сожалению, ЦАП не умеет в очень глубокое 3d. Все инструменты выстраиваются в одной плоскости шириной не более 30 см. В моем случае акустика стоит от задней стены комнаты на расстоянии 150 см до излучателей и вся сцена строилась в районе задней стенки комнаты. По ширине сцены испытуемый тоже немного проиграл моему текущему цапу, не сильно, но не услышал, чтобы звук покидал пространство между акустикой, в то время как one audio это умеет.
Ещё один негативный момент, который проявлялся не на всех треках, но на некоторых всё-таки было. Звук в определенной области частот не мог оторваться от АС. Скажем, сидит в треке акустическая гитара и весь трек играет из динамика, хотя я знаю, что в этом треке она обычно чуть выше и левее корпуса акустики должна слышаться в пространстве. Игрался с углом разворота, но не помогло.
Повторюсь, звучание Pascal вообщем мне понравилось. Музыку он играть умеет. Его основное достоинство - это комфортная для слухового восприятия подача. Описанные выше негативные моменты всего лишь отдельные аспекты звука, проявлявшиеся далеко не на всех композициях или мои несбывшихся ожидания. Все три дня, которые ЦАП прожил в системе, слушать музыку мне нравилось. Отчасти это был вау-эффект от новизны звучания, отчасти от новых аспектов в знакомых композициях.
Итоговый тест
Слушал через roon.
Подобрал 4 знакомых трека и в каждом из них слушал определенные составляющие звука, о чем ниже постараюсь отразить. Слушал сначала на одном,потом на другом цапе итак поменял из местами 2 раза. Вообщем, послушал каждый трек 4 раза.
- Dominique Fils-Aimé - Birds
Listen to Birds by Dominique Fils-Aimé on Qobuz Open Qobuz
Мне нравится как записан в этом треке контрабас.
Pascal. Контрабас достаточно фактурный, размер чуть меньше чем я привык. Вокал чуть ушел назад. Хорошее разделение на основной вокал и бэк-вокал. Есть четкие послезвучия. Не очень длинные, но они очень хорошо очерчены. Несколько плосковата общая подача, нет привычного объема.
One audio. Струну контрабаса чувствуешь телом. Образы чуть больше по размеру, чем подал Pascal. Бэк-вокал не так четко слышно. Хорошее 3d. С послезвучиями все печально.
- Pink panther theme. Трек с тестового диска Siltech. Не нашел его на Qobuz. Отличается от привычного чуть другой оранжеровкой и длиной.
На этом треке очень отчётливо проявилась разница на отрезке, где вступает клавесин. С 1:50. One audio его играл переливами в пространстве, инструмент “висел” в воздухе между акустикой переливаясь из одной стороны в другую, каждая нота имела свою глубину в пространстве. Pascal же к сожалению запер этот инструмент в акустике, часть нот игралась из одного канала, часть из второго. В этом треке бас у pascal показался более собранным чем у one audio
В остальном могу отметить прежние различия в подаче. .
- Zhao Cong - Moon Light On Spring River
Listen to Moon Light On Spring River by Hans <nielsen on Qobuz Open Qobuz
В этом треке значительно интереснее отыграл Pascal. Трек богат на послезвучия. Струнный японский инструмент (к своему стыду не знаю как он называется) в начале трека создаёт очень большое и вкусное “облако” послезвучий, которое отражаясь в воображаемом зале потом долгое время висит в воздухе и переливается. Все это очень деликатно и четко удалось показать испытуемому, и в этой компоненте сильно проиграл one audio. Бочка у one audio получилась более мощной, с ударом в грудь, у Pascal она была менее выразительна, но более собрана. В остальном прежние замечания по различию в подаче - лучшее разделение инструментов и прорисовка у Pascal, но более жизненные тембра у One audio.
- Björk - All Is Full of Love
Listen to All Is Full of Love by Björk on Qobuz Open Qobuz
Целью прослушивания этого трека было понять разницу по подаче НЧ. Вывод - Pascal не копает глубже чем One audio. В этом треке достаточно глубокий бас, по количеству НЧ именно в этом треке не услышал, что испытуемый предлагает несколько больше, но в других треках это отчетливо было слышно. Отнес это к особенности именно этого трека, т.к. в нем сделан упор на несколько другую область диапазона, более низкую. На мой ух где-то в районе 60-90 Гц. Отсюда и не услышался этот горбик в районе 100-150, о котором я писал выше.
Опять же, бас более собранный, нежели у One audio.
Итоги
Попытался сделать оценку основных критериев звука, в которых есть явное различие двух тестируемых устройств по 10-бальной шкале, первая цифра Pascal, вторая One audio.
Локализация инструментов 6/5
Детализация вч-диапазона 7/4
Микродинамика 6/4
“Объем” сцены 5/7
3D 3/7
Тембральная достоверность образов 5/8
Основной вывод моего участия в туре - цапы одного уровня с несколько отличающейся подачей, каждый со своими особенностями. Мне было бы сложно между ними сделать выбор. У обоих есть плюсы, но есть и минусы.
Если говорить в-целом о реализации чипа 1543, то для меня эталонным звучанием этого чипа остаётся реализация в плеере Дениса. Там был другой уровень. И этот чип может играть ого-го. Здесь в процентном отношении я бы оценил раскрытие возможностей этого чипа процентов в 60-70. Не хватило более точной локализации инструментов в пространстве, глубины в построении сцены, 3d. Есть претензии по тому,что звук определенных частот в некоторых треках не отрывался от акустики. Хотя общая оценка звука этого цапа по соотношению цена-качество весьма и весьма хорошая, это я так, придираюсь. В-целом с этим цапом можно жить и наслаждаться музыкой.
Я не знаю как удается one audio играть музыку, но при всех его минусах по части детализации инструменты у него звучат очень тембрально насыщенно и приближенно к жизни, видимо всё-таки присутствие ламп в схемотехнике делает свое дело.
Благодарности
Спасибо всем, кто читал! Спасибо Дмитрию @iamadami за возможность познакомиться с устройством, главбармену Дмитрию @dmitre за включение в участие в этом туре! Всем добра и хорошего звука!