Не знал, чего ожидать от ЦАП, т.к. из старого АN слушал только DAC1 на PCM63. Он был хорош на джазе и малых составах и совсем не тащил электронику и мало-мальски динамичный рок. Забегая вперёд, скажу – DAC3 вышеописанными недостатками не страдает. А теперь к сравнению.
Самым интересным оказалось то, что по звуку Muse как полный плеер (ЦАП на PCM1704) и Muse + AN DAC3 звучат очень схоже. Общая подача +/- одинаковая. Так в чём же разница.
В первую очередь разрешение.
Тут разница на слух ощутимая. Muse, при сохранении слитности звучания, даёт больше информации о нюансах звукоизвлечения струнных инструментов и перкуссии, пространство записи шире и глубже, затухания звуков чётче и протяженнее. На вокальных партиях лучше слышна работа вокалиста с голосом, интонирование. Неужели всё так плохо у AN? Да нет же, у DAC 3 всё очень здорово! Просто у Muse ещё лучше.
Мидбас и бас.
И по этой части у Muse результат лучше. Бас лучше артикулирован, прослушиваются нюансы звукоизвлечения на бас-гитаре и контрабасе, есть уверенный панч. Что же DAC 3? Он все основные моменты в этом диапазоне передаёт хорошо и разборчиво, но вышеописанные нюансы в повествование не попадают.
Тот самый меджик.
За эти годы заинтересованные читатели уже наверняка поняли, что под меджиком все понимают что то своё, хотя и кажется со стороны, что говорим об одном и том же. Для меня меджик – это эмоциональная составляющая музыки, когда техника помимо формальных характеристик (разрешение, слитность, стереопанорама и т.д.) ещё создаёт атмосферу , в которую погружаешься весь без остатка и не просто прослушиваешь музыку, а проживаешь (вовлеченность). В этой дисциплине DAC 3 немного превосходит Muse. Это, конечно, субъективно, но в музыку в исполнении DAC 3 погружаешься чуть быстрее.
Давно вынашиваю предположение, что ПК (да и не только он) сознательно ограничивают разрешение как из маркетинговых соображений (есть же ещё DAC 4 и DAC 5), так и из соображений универсальности воспроизведения контента разного качества. Скорее, конечно, первое. Но зато второе даёт нам возможность слушать записи разного качества без напряга. Ещё одно наблюдение по поводу разрешения. С его увеличением, в большинстве случаев, звук становится светлее и страдает телесность. Тиграм не докладывают «мяса». Для музыки 80-х и раньше это скорее во вред, теряется плотность, «жир» и некоторая приглушенность, к которой мы привыкли, когда слушали это с винила или ленты на технике тех времён. И тут приходится танцевать с проводами, менять конденсаторы чтобы скомпенсировать побочные эффекты возросшего разрешения. Безусловно, описанное выше, чистый субъектив, но постоянно находящий подтверждение на практике. Для меня ярким примером было сравнение двух ЦАПов AN – DAC 1.1 signature и DAC 2.1 signature (оба уже современная концепция цифры от AN на AD1865). Так вот, разница в разрешении была такой же заметной, как и в сравнении Muse и AN DAC3, но вот потеря телесности меня не устроила, от слова совсем. Это лечится инъекциями BlackGate в плату, но это уже совсем другая история.
К чему было лирическое отступление. А к тому, что AN DAC 3 это универсальный генератор аналоговой музыки на цифровом топливе, который позволит вам с огоньком послушать рок и не только, но в то же время донесёт до вас тонкую атмосферу джаза, классики и инструментальной музыки. Инструмент универсальный, необходимый и в то же время достаточный для вовлечённого прослушивания музыки.
Система Muse Erato ll – AN DAC 3 – AN P1pp – Diapason Emera ll (+ Triangle Altea ES), межблок Linn Balanced Interconnect, цифра Tara Labs RSC Prime M1+ViaBlue BNC to RCA и Chernov Cable BNC-BNC, акустический AN – D (Kondo). Транспортом дисков выступал Muse Erato ll попеременно через свой ЦАП и через DAC3. При сравнении воспроизводилось несколько треков с диска сначала через один ЦАП, потом через другой.
Музыка:
Ivan Lins “Juntos”
Pat Martino & Joyous Lake “Stone blue”
George Benson “That`s Right”
G.E.N.E. “Negev-Fever”
Bozzio Levin Stevens “Black Light Syndrome”
Frank Zappa “Make A Jazz Noise Here”
Jonn Serrie “Ixlandia”
Tchaikovsky “The Seasons”
Anugama & Sebastiano “Exotic Dance”.
Благодарности Никите @Mr_Gutsy за предоставленную технику, Диме @Dmitre за бар и возможности стерео-туров, уважаемым коллегам по увлечению за внимание.