Друзья,
прошу прощения с сильно запоздалым отзывом. Тем не менее, аванс платежом красен.
Spendor SP3/1R2 – о чём это? Для меня Spendor – это прежде всего прямой конкурент Harbeth, да и модельный ряд как на подбор похож: C7ES-3 против SP3/1, 30.1 против SP2/3, SHL5 против SP1/2, 40.1 против SP100. Вот только для 200-ок Spendor ничего не осталось у Harbeth. В общем, это как BMW против Mercedes только в английской акустике.
Harbeth я полюбил заочно, задолго до их приобретения в системе. Когда в итоге решился на покупку – было это около года назад – к этому моменту были прочтены куча тем на профильных форумах, проанализированы графики измерений и числа заявленных характеристик… Устав от всего этого, в итоге покупал, выбирая просто по внешнему виду – Harbeth показались красивее в своём юбилейном эвкалиптовом исполнении.
В общем, на тур я был заряжен.
Прежде всего хотелось понять, что это за звук от Spendor и почему от них так много фанатеющих меломанов.
По началу я даже не особо хотел их сравнивать с другой акустикой, а просто слушать, но потом решил, что это будет как-то уж слишком непрофессионально. А во-вторых, предложенные на прослушку Spendor SP3/1R2 были во многом схожи с недавно купленными и получившими основное место в системе Kudos S10A: английские 2-х полосные мониторы в ФИ оформлении, 18 см басовик, ВЧ от Seas, 8 Ом, возможность бивайра и т.п. Но многое их и рознит, конечно.
На момент прослушки я всё ещё владел Harbeth Monitor 30.2 и был твёрдо нацелен сравнить их в лоб со Spendor, но потом неожиданно для себя принципиально расхотел. Приняв решение их продать (в связи с приобретением Kudos), решил не возвращаться к прошлому, 30-ки прочно заняли своё место где-то глубоко внутри меня. Всё, это незыблемо. Дальнейшее сравнение Spendor с Harbeth далее по тексту – только по памяти.
Когда только получил туровую акустику, привёз домой и распаковал, был немного удивлён содержимому – 2 простецких колонки-коробочки из MDF в шпоне вишни – ну как-то не густо с учётом их ценника (без скидки). Spendor SP3/1R2 напомнили мои бывшие компьютерные Sven: только больше, дороже и называются по-другому.
Вообще надо сказать, англичане из Spendor и Harbeth – очень легко относятся к слову дизайн. Иногда кажется, что они совсем себя этим не утруждают: сделали коробочку, играет и ладно.
Исключение в некоторое степени составил только Harbeth 40th anniversary edition в красивейшем эвкалиптовом шпоне, за который в 2019 году в рознице просили дополнительно доплатить то ли 60, то ли 80 тысяч по сравнению с базовым шпоном вишни. Но да ладно, тема не про Harbeth и не про внешний вид.
Система в которой всё отслушивалось:
• Источник – Naim NDX2;
• Акустика-антагонист – Kudos S10A + подставки IsoAcoustics Aperta200;
• Усилитель – Naim Supernait 2;
• Силовые кабели – DIY (Mennekes, Schurter, QED Performance), DH Labs Powerplus (для дистрибьютора питания);
• Межблочный кабель – Naim HiLine
• Акустические кабели – Naim NAC A5;
• Дистрибьютор питания – SanderZ;
Как слушал и сравнивал:
Этап 1 – длительное (2-3 дня) прослушивание непосредственно Spendor SP3/1R2 для понимания и привыкания к их звуку. В основном преследовал цель потом на контрасте сравнить со звуком Kudos S10A и понять, в чём основная разница в подходах этих двух брендов в колонкостроении, в их философии понимания звука…
Этап 2 – попеременно прослушивание Spendor SP3/1R2 и Kudos S10A: потрековое чередование АС, 2 через 2, 3 через 3 – но не более того. Иногда слушал просто интересующие отрывки с последующим быстрым переключением;
Этап 3 – прослушка одновременно разных каналов от разных АС: левый канал – Spendor, правый – Kudos. Забегая вперёд, могу сказать, что подход не выявил ничего революционного, скорее подтвердил выводы предыдущих этапов, поэтому отдельно описывать его не буду.
В общем, подключил в систему и прослезился. Шутка – не лил я слёз, ничего подобного. Spendor заиграл играет удивительно ровно, как-то очень правильно. Более того, у условно базовых полочников Spendor вдруг оказалось непривычно много наполненности внизу, басили уверенно. Но на то это и первые впечатления, чуть позже начинаешь понимать, что наполненность внизу хоть и есть, но структура всё-таки не эталонная. Но совершенно точно, это не бубнёж, уханье, гул, или ещё что-либо подобное.
Как обычно включаем любимую Dianna Krall: льётся лёгкий джазец. На тех её композициях, которые выбираю для тестирования, всегда кроме её бархатного голоса наличествует в достаточной степени контрабас и рояль – собственно, ничего нового. Spendor подают материал чисто, отточено, но всё-таки немного не утруждают себя самыми тонкими материями. Контрабас ожидал услышать достаточно отчётливо, чтобы он щёлкнул по лбу, но что-то где-то растерялось в конце, получился стандартный «прум-пум-пум». Рояль вроде бы должен был наполнить комнату богатыми обертонами, но АС решили, что с них достаточно и пары. И так во всех аспектах. Кто-то на форуме правильно сравнил звук Spendor с фотографией с красивым боке (размытием) - это прям в точку. Но боке хорош на портретной съёмке, а если нам нужны пейзажи с хорошей проработкой всех деталей, тогда Spendor, возможно, не лучший инструмент для работы.
Вокал подаётся опять-таки с хорошей проработкой, насыщено. Но, к примеру, в сравнении с бывшими Harbeth немного недостаёт того самого ambience, простите за мой французский. Harbeth его прям лопатами накидывал, очень экспрессивно, Дайяну хотелось руками пощупать, касалось она поёт прям в этой комнате. Spendor делает это немного осторожнее, не позволяя вольностей. Но повторюсь, звучание при этом, остаётся очень комфортным. Всё тоже самое проявилось и на George Michael.
Из энергичных жанров были интересно как они отыграют Metallica, Rammstein, SOAD и т.п. Основной задачей было понять: могут ли они, играя, не свалиться в кашу и исполнять всё членораздельно, в то время как музыканты всеми силами делают обратное. По мне они акустика делала это достойно, лишь на некоторых треках системы Spendor теряли контроль и начинала лезть лёгкая непотребщина. Но справедливости ради, ни Harbeth, ни Kudos (в меньшей степени) не могут похвастать образцовой игрой на таких композициях.
А вот где Spendor себя проявили, как мне показалось, наиболее полноценно и выигрышно: почти вся иностранная популярная музыка 80-х и 90-х, а также нетяжёлый рок тех лет, в том числе и тот, который принято называть рокопопсом (или попороком – кому как нравится). Заряженная энергетика, панчёвость – всё на месте. С большим удовольствием прослушал Roxette, Michael Jackson, из потяжелей: RHCP, Dire Straits и т.п. Складывается ощущение, что вот как раз для такой музыки они и создавались. Играют, вовлекают, хочется притоптывать ножкой в такт музыке.
Ещё одно интересное наблюдение: акустика очень чутко реагировала на изменение питания в сети и режимы работы усилителя. На второй день прослушки мне показалось, что передо мной лучшая в мире акустика – настолько ровно и приятно играли полочники. Кроме того, именно прослушивая Spendor у меня в какой-то момент возникло ощущение, что я отчётливо понимаю, что акустика выдаёт именно тёмный звук, а тот же Kudos, в свою очередь, светлый и никак иначе.
Теперь бочечка дёгтя. Наличие под рукой конкурента Spendor, в частности Kudos S10A, позволило в полной мере ощутить в каком месте «не доложили звука» в Spendor, равно как и понять, в чём их прелесть (кроме ценника по скидке).
Надо отдать должное инженерам Spendor: динамики они подбирают филигранно, с очень схожей манерой подачи и звучание – и это, видимо, на этапе проектирования. Они действительно звучат очень ровно. Все частотные полосы, как мне показалось, «сшиты» филигранно, правильными порядками фильтров на правильных частотах. Никаких провалов или всплесков, рези и т.п. Но при этом, в сравнении с Kudos и даже Harbeth ты ощущаешь, что на некоторых композициях ты не слышишь знакомых звуков. Почти всегда это проявляется на уровне «показалось», но когда такое повторяется много раз, понимаешь, что «не показалось». Акустика действительно немного скрадывает то, что было записано на фонограмме. Но парадокс в том, что делают они это настолько филигранно, что общая подача музыки от это не страдает, наоборот, получается вполне самобытное исполнение. Звук идёт слитно, комфортно, ты прям растворяешься в музыке, настолько легко она ложится на слух. В этом, наверное, и есть особенность или изюминка акустики, за которую её так любят владельцы.
И здесь возникает вопрос, а что правильней и лучше: обескураживающая детальность при немалой музыкальности или же комфортная, мелодичная академичность с небольшой вуалью, сглаживающая ненужные резкости. Сказать по правде, я для себя нашёл ответа. Именно поэтому, поддавшись искушению, побежал в avsolo купил «половинки» и теперь мучаю себя каждый день, выслушивая поочёредно то их, то Kudos. Чувствую до добра это не доведёт, сорвусь, куплю себе бумбокс и буду с ним жить. Первый шаг сделан – Naim Mu-So Qb уже есть в системе.