Так уж сложилось, что участие сразу в двух турах аукнулось мне одновременным прибытием (сваливанием на голову) двух аппаратов: акустики Neat Elite и усилителя Cyrus One. С учетом всяких предновогодних хлопот и двойной туровой нагрузки качественно прослушать обоих участников оказалось сложно. Но, все же что-то я успел.
Долгое общение с разными изделиями из мира хай-фай меняет отношение к некоторым поющим железкам/деревяшкам. Начинаешь наделять их человеческими качествами, чертами, которые складываются в характер, портрет. Вот и Neat Elite в ходе наших недолгих встреч постепенно нарисовались мне в образе пожилого, опрятного и скромного дяденьки. Одет он, правда, немного странно - в простую чистую рубаху и пышные шаровары. Дальше станет понятно про шаровары.
Прилагаемые к колонкам кабели решил не трогать, чтобы не смущать чистоту восприятия. Тем более, что используемый мной повседневно акустический кабель Naim NACA5 отлично сопрягается со всеми имеющимеся под рукой старичками-усилителями: Naim Nait 2, Cyrus One, ION Obelisk 3 X-Pak 1. В качестве источников сигнала выступили проигрыватель CD Naim CD2, проигрыватель винила по мотивам Rega с головкой звукоснимателя Goldring 1022.
Первым ринулся в бой дорогой друг Naim Nait 2 и тут же захлебнулся. Невнятная каша звуков была ответом. Усилитель не годился в партнеры колонкам слишком явно.
Вторым пробовал себя Cyrus. В музыке образовался порядок. Большая часть частот подавалась линейно, однако, нижний край баса будто жил отдельной жизнью и плясал собственный вальс. Тоже не комильфо.
Настала очередь ION Obelisk 3 X-Pak 1. Этот утонченный, внимательный к деталям эстет с чистым прохладным басом по моим ощущениям должен был показать себя в партнерстве с Neat лучшим образом. Так и получилось. Басовый крен не исчез совсем, но вправился в рамки пределов толерантности. Появилось дыхание, музыка наконец заиграла.
Что касается чудес с басами, то винить в первую очередь захотелось мою маленькую комнату для прослушивания (14,5м2). Однако, изменение точки прослушивания в пределах комнаты не сильно меняло характер воспроизведения баса, из чего я делаю вывод о не самой важной роли комнаты в создании басовых девиаций. Видимо, таков характер АС. Стоит упомянуть о том, что сам я очень тревожно воспринимаю любые басовые излишества и предпочитаю АС, пусть не с глубоким, но правильно очерченным во времени, строгим басом. Акустика Naim IBL - практически эталон в этом смысле.
После подключения усилителя ION стало возможным перенести внимание на непосредственно музыкальные способности АС. После нескольких часов прослушивания разной эстрадной, инструментальной, джазовой и околоджазовой музыки (за это время успел пару раз вздремнуть), появилось ощущение, что подобный вкус передачи музыки мне знаком и уже очень давно. В далеком детстве я слушал Pink Floyd с катушечника Орбита через папин усилитель Одиссей и самодельные трехполосные колонки на советских динамиках, это было очень похоже. В этом языке есть своя прелесть, звук обволакивает тебя уютным пледом и убаюкивает. Только свинга там нет, совсем нет. Для понимания духа АС очень пригодилось наличие у усилителя ION выхода на наушники. AKG K501 наверное не являются самыми честными мониторными наушниками, но музыкальные смыслы переносят достаточно верно. Я позвал сына в качестве независимого судьи и дал ему послушать одну и туже запись через колонки, а потом через наушники. Проигрывался CD певицы Melody Gardot. Сын заявил, что разница настолько велика, будто слушаешь разную музыку. Но ему лично больше понравился расслабляющий подход Neat Elite, чем энергичная подача AKG. Он уселся в кресло, закрыл глаза и с удовольствием послушал на Neat весь диск целиком.
Я уважаю вкус сына, но его слушательский опыт пока очень мал. Задавать вопросы о натуральности тембров или естественности послезвучий я не стал, рано ещё.
Дабы развеять свои сомнения в способностях АС правильно доносить энергетический посыл простых музыкальных форм, я поставил сборник композиций группы Joy Division. В этот раз музыка не трогала совсем, даже вызывала отторжение. Она оказалась не по душе этим колонкам.
Послушав фоном еще немного разной музыки и не найдя для себя каких-либо новых привлекательных черт в подаче, я прекратил прослушивание.
Звуковой портрет АС мне увиделся примерно так:
В высокочастотной области наблюдается дефицит воздуха, приглушенность. ВЧ-детали не искрятся и не рассыпаются должным образом, передаются приятно, но не натурально.
ВЧ и СЧ диапазоны сшиты гладко и подаются цельно, однако с нижней середины наблюдается подъём в сторону баса, образующий те самые “шаровары”. Управляются шаровары неважно - дяденька вроде остановился, а шаровары еще какое-то время колыхаются. На фоне басового холма образы исполнителей и инструментов выглядят уменьшенными. Стерео правильное и глубина присутствует, но есть небольшое “прилипание” звука к колонкам. В целом подача музыки в исполнении Neat Elite очень напоминает голос Neat Petite того же поколения, за исключением количества баса.
Данные акустические системы понравятся любителям звукового комфорта, не считающим утрату натуральности звучания и ритмической точности трагической.
Я с благодарностью принимаю полученный опыт. Надеюсь в будущем (если туры продолжатся) более ответственно подойти к участию в турах, чтобы не тратить попусту свое и чужое время на тестирование компонентов, в личной симпатии к которым я сомневался изначально.
Спасибо Михаилу @MigelDonDragon .
Спасибо всем, кто приложил силы и старания к организации данного тура.
Эх, трали-вали…