Общие принципы построения дальнобойных сетапов.
Сразу хочу отметить, что оценки по давлению даны приблизительные,
но их вполне достаточно, чтобы определить “скорее подходит” или
“скорее не подходит”. Статья будет дополняться и редактироваться.
Чтобы перейти к дальнобойным сетапам, хорошо бы сначала
определиться к требованиям, предъявляемым к обычным сетапам,
а потом всё масштабировать на более крупный пример.
Как основное требование, на которое у нас и уйдут основные силы-
давление до 110 дб в месте прослушивания. Разумеется, актуально
только для полноразмерного БСО, если речь идёт о джазе, блюзе
или даже металле, там равномерных 90-96 децибел вполне достаточно,
но мы же про взрослый енд говорим, так что будем плясать от 110
в точке прослушивания.
Чувствительность ас\динамиков указана в 1 метра, но поскольку
у нас 2 колонки и расстояние до ас (в обычном сетапе) можно предположить
2 метра, то давление в 2х метрах примерно равно чувствительности ас.
Чтобы получить 110 децибел с пары ас, нам нужно раскочегарить каждую ас
до 110 децибел. 110 децибел-чувствительность около 90 и около 100 ватт.
Или 87 и 200 ватт. Речь скорее идёт о крупной 3х полоске 10"-12" либо
современной тупенькой полке с мидбасами переваривающими большую мощность.
Типа сканспика.
Следующий шаг-добавляем ещё 4 метра расстояния(чтобы получить 5).
Если ситуация была в чистом поле, требования были бы огромными, в реальной
комнате у нас будет спад что-то между 10-15 децибелами в зависимости
от заглушенности комнаты. То есть от одной ас мы в результате хотим
что-то между 120 и 125 дб в пике, что тоже достаточно много. Вариантов добычи
такого давление всего два-либо рупора, либо массивы(либо не слушать БСО на таком расстоянии ).
Если рассматривать подбор динамиков пополосно:
ВЧ
ВЧ-либо рупор, либо массив. Если нет неприятия рупорного верха,
то ситуацию можно решить очень просто. Beyma 21(да и 22 и даже 16ая) очень хорошая пищалка (особенно старая версия),
стоит недорого и вдуть может просто отлично, а также работает очень широко.
https://www.beyma.com/getpdf.php?pid=CP-21/F
105 чувствительность и 25 ватт-под 120 децибел с одной головы!
Минусом является нежелания работать низко.
Но данная проблема решается.
Если нужно, чтобы вч работал ниже, можно взять классический драйвер+рупор.
Массив. Тут совсем просто и дорого к сожалению.
Берём пищалку по вкусу от любимого полочника и используем массивом 8 на канал.
Чувствительность массива будет под 100 децибел и 8 пищалок легко переварят 100 ватт.
Вуаля! 120 децибел! Минусы-цена и направленность решения.
СЧ
То же самое, рупор либо массив. В первом варианте драйвер+рупор,
во втором-массив. Раскрыв рупора логичнее подбирать под комнату с целью
получить нужную направленность. Выдать 120 для драйвера не представляет никаких проблем-
http://www.samodelka.ru/pictures/data/beyma_cp380m_9472.pdf
107 чувствтиельность.
НЧ
Тут есть своеобразные грабельки. Первое желание-поставить мощные
профессиональные головки, но у них часто бывает жёсткий и подвес, что приводит
к отсутствию баса на малой громкости, что нас абсолютно не устраивает.
Потому приходится либо искать большие бытовые динамики (фактически поиски единорога,
за последние пару лет сняли с производства ещё 2 модели 12" бытовых динамиков),
либо делать массивы на 10". Речь идёт про нч, а не про чистые басовики+мидбас.
Хотя ничего против 4-5 полосных систем я не имею, но описывать 4-5 полосную концепцию чисто теоретически, не имея опыта реализации не вижу особого смысла.
Что хорошего и бытового было у нас:
Beyma 12b100r (снята с производства)
http://manuals.audiomania.ru/data/beyma_12b100-r_9512.pdf
с пары, после фильтра останется около 95 децибел, учитывая 600 кратковременной
вполне получается 120. Хотя всего две 12".
Только вторичка или NOS.
Visaton w300s8 (снята с производства)
http://www.visaton.de/en/products/archive/w-300-s-8-ohm
Стоят в мамонтах. Вкусная резонансная+14мм на сторону
очень и очень впечатляют.
Только вторичка или NOS.
Аппаратура
Достаточное(как мощность в Роллс-Ройсе).
Необязательно каменное, есть любители 200 и 400
ваттных ламповых мощников и я их даже понимаю. Естественно хороший
пред и источник. Если помещение сложное и не особо заглушеное желателен
рум корректор. Если оно выделеное-чердак или подвал и стекла немного
или вообще без окон, то можно и без него.
Вечером добавлю иллюстраций.