💢 47 Labs Shigaraki DAC — если горшок на окне — явка провалена!? — ЗАВЕРШЕН

Заключение

Послушал сегодня ЦАП через второй источник - RPi3b + Hifiberry Digi+ Pro c одним хорошим ЛБП и S/PDIF кабелем KLOTZ. Характер ЦАПа остался прежним, прекрасно играла музыка, разве что источник немного “темнил”. Учитывая существенную разницу в подходах к изготовлению источников, можно сказать, что ЦАП не сильно к ним требователен и проявляет свой характер.

Премного благодарен бару, бармену и всем-всем за предоставленную возможность, для меня это очень ценный опыт и повод задуматься, что и как мы выбираем. Стою в очереди на покупку турового ЦАПа )

9 лайков

Прибыли ко мне горшочки в пятницу и полдня покатались в машине (предпраздничные дела и всё такое). Оттаял и подключил уже поздно ночером. Минимализм и брутальность конечно зашкаливает, по фото я представлял меньше и легче. Вписались в стойку, впрочем, отлично, БП возле HiCap, сам ЦАП возле Октавы.

По интересном стечению обстоятельств, появление горшочков совпало с открытием для меня сольного Хвоста. Соответственно пока грел, подключал слушал Хвоста через Октаву, красивый чистый звук, чем-то напомнил Бориса Борисовича. После включения горшочка голос стал живее, острее, колючее. В общем мне понравилось больше.
В целом звучание довольно типичное для 1543. Звук тёмный, сцена неширокая (не выходит за пределы акустики). И вот тут начинается самое интересное, предыдущие пункты исключают лёгкости и воздушность звукового полотна. А они есть! Да ещё какие! Уходя спать включил для прогрева радиостанцию Audiophile Longe и залип… нереальное количество воздуха, звук просто обволакивает со всех сторон, как это всё совместилось абсолютно непонятно.
После дальнейшего прогона, выявилась абсолютная всеядность горшочков. Всеядность в смысле, что они могут съесть всё, что угодно. Съесть, интерпретировать по своему и выдать своё видение съеденого. Если сравнивать с более менее известными соперниками, то Французик это скорее всего Моне - яркие краски, широкие мазки, Октава - голландцы - яркие цвета, чёткая картинка (пусть не совсем правдоподобно, но красиво), Горшочки - типичная японская тушь - два/три цвета и чёткая картинка (двумя цветами). На первый взгляд идеальный вариант для сладкоголосых тетенек и двух струн, но тетеньки то любят украшать столь скромный набор другими призвуками, и вот тут начинаются проблемы. Так, например, бэквокал уходит очень далеко на задний план и начинает напоминать не успевшую прибежать с кухни жену.
А теперь о всеядности. В процессе прослушивания попробовал послушать что нить потяжелее. И весьма неплохо Горшочки с этим справились. Например Tiamat или Paradise Lost вполне себе заиграли в фоновом режиме, потеряли всю жёсткость/нерв и спокойненько наигрывали особо не отвлекая внимание. В общем тетеньки хорошо, если на других ЦАПах не слышать, что потяжелее становится почти колыбельной, на чём же хороши Горшочки? А на роке, Русском роке, стареньком классическом роке (только пожалуйста не пытайтесь скормить им Queen или Pink Floyd после Dark Side). Ну и, конечно, фоновое прослушивание, музыка, как она есть, баз расчленения на звуки/сцену. Музыка полностью окружающая и не напрягающая.
P. S. При ночном прослушивании на малой громкости, обнаружил интнресную особенность - саб выдавал низ не ровным, слитным потоком, а как будто захлебываясь, отдельными звуками. Я аж с дивана свалился, метанулся переключить на Октаву там всё нормально и ровно было.
На чем всё слушалось: малинка с 502-й на сборке Dimas_a, Pioneer bdp-55lx (вроде), Naim nac 32.5, Naim Nap160, Naim IBL + Rel Quake, кабеля: Qed Perfomance Digital, межблоки Chord Cobra, акустический Nac a5.

Спасибо ГлавБармену @dmitre за возможность прикоснуться к легенде!
Еслиф честно, то опередил он меня буквально на час, пока я подбивал бабки, изыскивал резервы…
Спасибо Дима!

31 лайк

Красивая стойка и судя по всему у вас деревянный дом? Звуки музыки должны по особенному растекаться в пространстве в такой кдп :slight_smile:
Значит горшочки и с наймом сыгрались :slight_smile:

2 лайка

У меня с более сложными тетеньками примерно то же самое было, а вот тяжеляк наоборот очень хорошо и бодро заходил.

2 лайка

Спасибо, почти год собирал.

Сыгрались изумительно, просто в море меломанство и мэджика горшочкам чуть не хватает диофилии, на мой ух.

Заходил, не сваливал в кашу, отыграл всё чётко. Это скорее внутреннее ощущение, не зацепил, спокойно шёл фоном без нерва и надрыва.

4 лайка

Т.к. в силу обстоятельств мои уши временно не могут отличить звучание телефона от концерта в филармонии, первое впечатление заменю историей почему меня заинтересовал ЦАП Шигараки.

Когда то я относился к TDA1543 с насмешкой - бюджетный чип с посредственными характеристиками для дуеров и энтузиастов с потенциально истинным мультибитным звучанием. На волне небольшого хайпа в баре стало интересно и для ознакомления я купил французский DAC 3. Первое впечатление - устройство не аудиофильское, созданное для универсального максимально комфортного звучания в любой системе. Кроме этого создателю этого ЦАП видимо показалось не достаточно вальяжности в подаче материала этого чипа и на выходе француза появились емкости неадекватного объема и качества, умело скрывающие неумелое обращение TDA1543 с деталями музыкального полотна. Его звучание схоже с виниловым проигрывателем начального уровня, где из всей аудио палитры есть только тепло и всеобщая тембральная густота. ИМХО, здесь француз переборщил.

После небольшого твика с заменой выходных конденсаторов и переводом питания на ЛБП вуаль с псевдомэджиком исчезли, звучание задышало воздухом , попутно объявив все изъяны чипа TDA1543 - искажения, которые особенно проявляются в грубых представлениях ВЧ. На фоне основного ЦАПа (тогда это был Matrix X-Sabre), он воспринимался не серьезно. Интерес быстро угас и DAC3 отправился на год в ящик, до тех пор пока не появилась необходимость его достать вновь когда Matrix был продан. Медленно ожидая появления покупки искомого ЦАПа я слушал DAC3, пока не произошла удивительная вещь - примерно за месяц уши отвыкли от звучания сверх детального ЦАПа, и я поймал себя на мысли, что меня всё устраивает с DAC3. Сознательно контролируя недочеты, зная как может звучать более правильная система, воспринимать искажения 1543 стало интересно.

Кажется, что это логичная закономерность - отвык от хорошего, устраивает то что есть, но есть одно НО - такого не было никогда ранее. Звучание системы вообще никогда меня не устраивало, даже в периоды временных вау-эффектов от новинок. А тут понимаешь, что слышимые искажения, это не искусственная синтетика передискретизации и не цифрит транспорта, это особенность характера чипа - он не вызывает отвращения, его можно принять как есть. Вот тогда передо мной замоячил путь минимизации и упрощения, он казался правильным и логичным и вел к уходу от аудиофилии.

После этого мои вопросы к Шигараки многогранны - пытается ли он скрыть или замаскировать проблемы 1543? возможно ли получить что-то бОльшее от 1543, не усложняя выходной каскад. Как справились сэнсэи Японии с задачей подружить 1543 с концепцией прозрачного звучания других устройств 47 Lab, проявляющих все недочеты? Хотелось понять, есть ли простор вариантов исполнения при минималистической концепции. Итак гаршочки греются…

16 лайков

Ок, отличный опыт. Спасибо.
Как по мне, во первых меняем плюс на минус ) Т.е. не после “правильной” системы вдруг зашла система с искажениями… а возможно наоборот. Устали от алгоритмов и фильтров и когда музыка полилась как надо, сразу оценили? Ну да ладно. Не принципиально…

Я сам сейчас в плотную занялся 1543, и получения максимума из нее в пассивном IV выходе.
Давайте вместе… Информации море, и она очень разная.
Вы говорите о твике фрацуза, не расскажете по подробнее. Тоже купил его для экспериментов.
Мой стример I2S/1543, его сразу переиграл, но хочется большего.

Параметры которые можем и будем менять и подбирать:

  1. Питание… 5-6-8-9V дает большее окно/разброс амплитуды на выходе
  2. Rref - регулитуерт ток bias (регулирует то самое попадание допустимый разброс на выходе)
  3. Rout - преобразовывает ток в напряжение, определяет амплитуду на выходе
  4. Выходной конденсатор - убирает DC (I bias) из сигнала определяет характер звука
5 лайков

Я глубоко его не копал, просто чуть изменил питание и выходные конденсаторы.


К сожалению сейчас нет времени заниматься аудио, последнее что успел - перевести ЦАП на PCM63 на i2s, тоже очень доволен результатом.

3 лайка

Уверен что довольны! Откуда I2S?

I2soverusb от умельцев из Болгарии. Правда качественный USB транспорт обязателен, что не так легко найти.
Но это всё немного не по теме тура, здесь лучше ближе к Шигараки обсуждения держать.

1 лайк

Моё ИМХО на резистор плохо, как ни крути буфер все равно лучше. Я уже писал выше, что для получения приемлимой амплитуды на выходе пассивного преобразователя резистор должен быть относительно высокоомным, что является не оптимальным случаем. Если так хочется именно пассивный выхлоп, я бы пробовал послецаповый трансформатор с малым значением приведенного сопротивления. Чем меньше, тем лучше :slight_smile: +ко всему трансформатор будет работать естественным послецаповым фильтром, который будет давить цифровые помехи NOS режима :slight_smile:

4 лайка

Спасибо… давай сюда переедем )

1 лайк

Сегодня немножко мерял и регулировал свои ДАКи, посмотрел на сигнал… и как поклонник NOS решил поделиться увиденным… и что пришло в голову.
Вот смотрите… это простой синус 1KHz в NOS… как есть, на выходе с пассибным IV преоброзованием. Как видим, не сложно представить что преоборозобвание… oversample и фильтры сделают из него конфеетку. Я в этом проблемы для алгоритмов не вижу. Все отлично, Но это не музыка!

А вот это музыка, как есть… что в файле что в CD… И вот тут, как можете заметить, хоть тресни и миллиард раз делай оверсемпл и фильтуй как хочешь, Но никакой алгоритм не угадает и не восстановит трранзиенты и переходы как они были. Более того они все сгладят, каждый по своему, и потеряют фазовые переходы, и в результате услышим то что всегда. Ничего хорошего. Плохой NOS, не красивый, возможно… но это то что мы имеем. Будем его ровнять, потерям музыку. Такие мысли прошли от увиденного. И это еще не самая сложная картинка с переходами.

По моему скромному мнению, наши уши справятся с этим лучше любого алгоритма,

4 лайка

Ну музыку осциллографом – это уже во все тяжкие :joy:

1 лайк

Если комментарий ко мне, то мерял я не музыку, а диапозон на выходе настраивал чтобы клиппинга небыло. Знаете другой способ, расскажите.
По ходу, увидев музыку, пришли мысли, которыми поделился.
Что во все тяжкие?! Часто, сложно понять ваши комментарии )

2 лайка

Эти двa IV резистора по 1К?

image

И этот Rref 600 Ом?

image

:thinking::man_shrugging:t2:

3 лайка

Нее… ) тоже так сначала подумал (увидел).
С такими наминалами, он снизу сильно вываливалится из диапазона. И как говорили, играет он тихо. 3К ему много. Это 1К… коричневая полоска.
А второй 600 Ом… на другом фото отчетливо первая черная!

image

image

Коричневый на коричневом странно смотрится… как оранжевый.
Но другие номиналы не пойдут. А такой выбор интересный, хоть и странный немного… загоняют в верхний предел, выжимая максимальный ток рефереренс (биас) при такой конфигурации. Хотя, учытывая принцип работы 1543 на утечке тока (cururrent sink), возможно такое решение оправдано. Японец за столько лет точно на этом собаку съел )

Кто его слушал, подтвердите, что относительно тише стандартных (line out) играет на выходе…?

1 лайк

Наконец оформил мой обзор ). Всё же Шигараки меня удивил! В первую очередь своей непохожестью на прошлые ЦАПы и DAC3 в том числе.

В целом из плюсов звучания отмечу слитное музыкальное полотно не разбитое на звуки и оооочень приятные тембры. Такие тембры дают редкую по богатству очень приятную наполненность и фактуру, которую мы ищем за термином “мультибит” и не всегда находим. Также присутствует непривычно большое количество баса, который на удивление не переходит в гул, он довольно четкий и быстрый. Минусы - это большие размашистые образы и как следствие отсутствие четкого позиционирования звуков в пространстве. Ощущение появления звуков из воздуха я всегда рассматриваю как упрощение передачи музыкального события.

Детальность нельзя отнести к минусам или плюсам, здесь ее ровно столько, сколько нужно для комфортного прослушивания. При этом ВЧ склонны к яркости, но гармонично вписываются в общую картину сочного представления.

Шигараки в сравнении с французом DAC3 более раскрепощен в подаче, его тембральная наполненность более богатая и правильная. Но при этом динамика несколько заторможена. Хотя сравнение с DAC3 все же относительное, из за большой разности в емкости конденсаторах на выходе (в DAC3 довольно яркие Jensen с серебряными выводами по 0,1мкФ, что делает его сверхбыстрым).

Сравнивать Шигараки с Muse Model Two сложнее, это слишком разные устройства. Muse более точен и детален, при этом более холоден и нейтрален ( и это на PCM63!). У Шигараки более рельефная подача с добавкой тембральной густоты. Сначала после переключения на Muse становиться непривычно сухо и бедно, но через какое то время становиться понятно что всё в порядке, так и должно быть. Взамен на Muse получаешь глубокую сцену, аккуратно оформленные ВЧ без излишней резкости, склонность к мягкости и пластичности.

Далее начал более подробно анализировать в чем сила горшочков неспешным прослушиванием. С Шигараки звуки как будто обрастают дополнительными призвуками. Но эти призвуки - не шум и не затухание основного звука. Он сопровождает основную составляющую дополняя её. Как реверберация, только не продлевающая звучание, а идущая параллельно с основным сигналом. При этом она довольно детальная и отчетливо выделенная. Проще всего услышать эту особенность на сильной клавишной или духовой партии - звук наполняется гармониками, он протяжно вибрирует вслед за музыкантом. Слушать Keith Jaret - Somewhere становиться интересней, Iiro Rantaala - My Finnish calendar просто создан для такой подачи. Классика в малых составах у Mils Davis, Dave Brubeck и т.д. также заходят на ура. Но с переключением на Big band, начинаются проблемы, в том же Duke Ellington - Night Сreature не получается передать суть происходящего. Для погружения не достаточно разделения инструментов и легкости воздуха. Ну и совсем обратный эффект получается на электронной музыке, Chemical Brothers - The Further слушать практически невозможно, тонкие эффекты электронного шума превращаются в кашу грязного песка. Даже Surrender из 90-х который далеко не так богат детальностью звучит неприемлемо плохо. Несколько похожая ситуация с современным джазовым группами в малых составах (Helge Lien trio, EST, Marсin Wasilewsky, Tord Gustavsen Trio), где передача атмосферы помещения, посторонних шумов, тихих сопутствующие игре призвуков, является немаловажной составляющей общей картины. Шигараки передает их грубовато, то выдвигая на передний план, то скрывая вовсе. Рок сейчас не слушаю, но подозреваю хорошая динамика и яркость Шигараки пойдет на руку этому жанру.

Если понаблюдать за рынком, то реализация ЦАП с одним чипом 1543 без компенсации это редкое явление. Все ведут борьбу с его минусами запараллеливанием нескольких чипов, складывая полезный сигнал и значительно превышая шумы по уровню, используют аналоговые фильтры, ламповые буферы и развязывающие трансформаторы. Но для чего? Чтобы дотянуться до уровня других чипов потеряв его особенность? Мне представляется, что такой ЦАП со всеми своими достоинствами и недостатками должен быть вторым в системе. Просто как доступный вариант получения аудио разнообразия. Чтобы иногда достать такого дерзкого интерпретатора со своим видением материала, и насладится как все вокруг наполняется эмоциями.

Я точно оставлю в своей системе один цап на TDA1543. Выбирая между французом и Шигараки я выбрал бы Шигараки т.к. он в еще большей степени дерзок и самоволен в представлении муз. материала, иногда до неприличия. Но когда попадается альбом созданный исполнителем с подобным пылом, я достану именно подобный ЦАП…

Система: AC Spendor S3/5R2. УМ в классе А авторский. ЦАП DAC3, Muse model 2. Кабели Audio note (Isis, Vx, Lexus).

Огромное спасибо бару и @dmitre за возможность расширить кругозор. Этот опыт был очень важен для меня.

39 лайков

Крутой отчет :clap:

2 лайка