🇬🇧 Старые английские усилители — ищем выдающиеся

Ну, или без использования компьютерной разводки платы :slight_smile:

Ещё английские усилители – CR Developments, в основном известны ламповые, а мне нравятся их транзисторные. Выпускали только усилители, продавали, как ни странно, по всему миру. Первый прототип лампового усилителя они показали в 1989 году, в 1991 бала зарегистрирована компания CR Developments. Chris Latham был совладельцем старой семейной компании по производству источников питания для электроники/электротехники, Richard Lord проектировал технику для студий и гитарные усилители, первые буквы имён дали название. Продажи начались в 1993, первым был ламповый УМ Romulus. Модельный ряд расширялся весьма быстро. В 1995 были показаны первые транзисторные интегральники, модели CR324 и 325, вся серия шла под именем Orpheus (названия из античных мифоы, в основном римских). Кроме своих собственных аппаратов, они, как я понимаю, занимались поставками моточных узлов и OEM для сторонних заказчиков, но тут без конкретики. На вторичном рынке встречаются не так уж часто, но если попадаются, то, как правило, недорого просят, т.к. марка малоизвестна и ликвидность непредсказуема. Да и в своё время усилители стоили ощутимо меньше близких по уровню “аналогов” более раскрученных марок. На Украине CR торговали на моей памяти SoundSound (у них я с ними и ознакомился весьма подробно ещё в 98-м году), в РФ, если правильно помню, ламповые модели предлагал HighEnd Centre.

Ниже вложу их проспектик 2002 года, после которого они реорганизовались (после, как я понимаю, банкротства), сменили название и перешли на выпуск уже только ламповых аппаратов.

У меня их интегральник модели CR325: в целом неплохой аппарат, с как бы студийной “родословной” (но это так… я не проверял), почти традиционной схемотехникой и вполне приличным уровнем исполнения. Но – всё без эзотерики или дорогущих решений, вещь сбалансированная и вполне практичная. В отличии от множества “типовых англиканских” транзисторных усилителей, мощности достаточно для большинства ситуаций – номинально 2*150Вт/8Ом, трансформатор питания – порядка 550…600ВА, по 4 биполярника Sanken (2SA1673/2SC4388) в канале, радиатор на задней стенке корпуса, класс А/Б (на низкоомной нагрузке греется он отчаянно, хочется поставить вентилятор для обдува), вход усилителя – механический селектор входов, отнесённый к входных разъёмам, после него стоят потенциометр Alps (что-то вроде RK27) регулятора громкости и регулировка баланса каналов, т.е. с “пассивным предом” как писать любят. Корпус – без конструктивных излишеств, масса порядка 17кг в реальности и в основном это вес трансформатора, передняя панель – полированная “нержавейка”. Всё смонтировано на единой плате (толстая основа, толстые дорожки, у каждой модели – разные платы, унификация не прослеживается), включая диоды выпрямителя и ёмкости фильтра питания. В схеме много полипропиленовых конденсаторов (Philips, коричневые, и серые – я не идентифицировал), изначально были установлены электролиты Nover (низкоимпендансные), мне достался экземпляр с заменёнными конденсаторами в фильтре питания на Samwha… пришлось делать “рекапинг” – поставил в питание Nippon ChemyCon (10 000мФ/80В), т.к. ограничение по диаметру 35мм, выбор ограничен был, остальные тоже заменил: Nichicon FG и Wima MKP4, Nichicon KZ. Режимы оказались стабильны, обошлись без подстройки.

Аппарат вполне справляется с АС Thiel CS2.4 (около 3Ом) и вообще, сколь-нибудь серьёзных нареканий не вызывает. Достался он мне совсем недорого, а чистка контактов селектора и промывка/смазка регулятора громкости, а так же замена конденсаторов вернула ему привлекательность :wink:

Снимки моего экземпляра, сделанные предыдущим владельцем:

1

7 лайков

оо так у вас еще внутри побогаче будет нежели в lfd, но вот интересно как звучит, это самое важное.

1 лайк

Меня немного удивил минимализм в схемотехнике и отсутствие микросборок, даже без ОУ обошлись. Сервис-мануалов уже не нашли у нашего местного продавца, “давно это было”, а “новый CR” на письмо не ответил :frowning: Может быть, как-нибудь попрошу знакомого прорисовать схему.

Да, забыл отметить: ещё при замене электролитов добавили по полипропиленовому конденсатору (Philips, но немного иной серии, чем “родные”) в питание непосредственно у выходных транзисторов.

Неплохо, если одним словом :wink: Неидеально, конечно, но это будет заметно только в сопоставлении с очень серьёзными аппаратами, а на фоне “типового усилителя за 1,5…2к$ конца 90-х” всё очень даже хорошо.

Очень много букв получается :frowning: Но я попробую. Если что, то я слушаю в основном старинную музыку и барокко, иногда – Прокофьева или Равеля, несколько меньше – всяких разных Pixies, Sonic Youth, Swans, Jesus Lizard и прочих Husker Du, жена любит романтиков от Шопена и Алькана до Рахманинова, некоторые около-старинные вещи, вроде Адрианы Саваль на ECM, электронику, кое-что из шумного, вроде Plasmatics… оба слушаем дарк-фолк Darkwood, Sonne Hagal, Sol Invictus, Moon Far Away… и Doors, VU, LZ, T-Rex… в общем, весьма широкие вкусы.

Основные впечатления (суммируя современные, в моей сегодняшней системе, с Thiel CS2.4, и впечатления 98…99 годов, в основном с разными Dynaudio): в аудиофильских “терминах” :slight_smile:

-свободно и плотно, особенно от нижней середины и дальше вниз, тональный баланс воспринимается как едва уловимо сдвинутый вниз, “баритональный” оттенок, но эффект выражен не ярко, баланс приемлем (а многим так даже нравится, но отметить этот момент нужно), бас плотный, очень подробный в динамических и тональных деталях, глубокий, жена характеризует бас системы как “большие поролоновые мячи”, я бы предпочёл бас буквально чуть-чуть суше, виолу-да-гамба спутать с виолончелью нельзя, нижняя середина хороша, ВЧ сдержанные, без резкости, но и без особых красивостей, верхняя середина несколько выделяется на пиках сигнала при высокой громкости (это АС), сибилянты вокалистов не подчёркнуты, в целом сбалансировано всё;

-насыщенно тембрально, тембры передаются как за счёт тональных, так и динамических нюансов, отлично различимы мелкие особенности звукоизвлечения, близкие тонально инструменты, играющие в унисон не сливаются, очень хорошо воспринимается хоровое пение, включая очень большие коллективы в сложных по акустике помещениях, не-музыкальные артефакты записей (нотные листы, шаги, дыхание и т.п.) скорее не выделены, но узнаваемость таких звуков чуть снижена, послезвучия длятся до увода фейдера при записи, это очень хорошо заметно, есть те самые “паузы тише тишины”;

-объёмно, виртуальные образы телесны, они воспринимаются как имеющие объём, никаких виртуальных точек, пространство передаётся в целом хорошо (по лево/право – отлично, ближе/дальше – хорошо, выше/ниже – хорошо), образы вообще не имеют привязки к АС, панорама умеренной ширины, образы не блуждают, стабильно расположены, обладают ярко выраженным объёмом, даже высокочастотные, ни в коем случае нет ощущения проекции образов на фронтальную плоскость, тем не менее, идеализированная строгая стратификация “ближе/дальше” присутствует далеко не на всех записях (тут ещё комната мешает, попробую поглотители на стены за АС);

-динамика – выше среднего, с минимальными замечаниями “помещаются” даже БСО (например, “Ромео и Джульетта” в полной оркестровке Озавы), для других жанров динамика вообще не ограничена, одинаково уверенно передаются и атаки контрабасов, и выстрелы (полька Штраусса :wink: ), очень неплохо воспринимаются ударные, с большим количеством подробностей, отлично передаются интонационные особенности вокалистов, без сглаживания или перемодуляции – эмоциональный, чувственный, оттенок исполнения воспринимается, по моему мнению, точно;

Что ещё?

Недостатки: во-первых, усилитель “любит” собирать со входа шум и наводки, и это заметно; во-вторых, упомянутый “баритональный” оттенок, который хоть и привлекателен, и даже зачастую уместен (оркестры и большие ансамбли звучат плотно именно в нижней середине и на басах), но как бы без него было бы лучше; в-третьих, аппарат чувствителен к напряжению питания, при отклонениях начинает гудеть трансформатор. при сильных отклонениях “вниз” – прорезаются артефакты в звуке на динамических “выходах”. И ликвидность ниже среднего.

Тем не менее: достаточно мощный, устойчивый к сложной нагрузке, с хорошим запасом динамики, тембрально “богатый” и почти точный. В 1998 году за него просили 1500$. При сравнении с Electrocompaniet ECI-3 было больше динамический подробностей, тембрового разнообразия, лучше воспринималась динамика БСО, меньше “лака”, больше послезвучий, но и чуть “грязнее”; на фоне Alchemist Forseti больше разделения групп на отдельные инструменты, больше изменений темпоритма, тот же клавесин “получил корпус”, стал телеснее… тоже CR325 лучше воспринимался; Accuphase 2xx (середины 90-х и начала 00-х, две модели, точно не помню индексы) на низкоомной нагрузке проявили себя не хорошо, они для более “лёгкой” нагрузки и другой музыки, потому сравнение хоть и было, но оно некорректно; Plinius 9x00 (не помню тоже модель уже :frowning: ) уступил в динамике и ощущении “насыщенности” тембров, чуть хуже передавал тонкие вариации; Densen DM10 намного хуже передавал динамику в басах, и вообще, упрощал всё; Arcam FMJ самые первые и Alpha 10 не давали такой “телесности”, больше штриха, чем тона, меньше корпусов, больше струн, хуже проработан бас, зато очень точно переданы расстояния, направления – так же, CR основательнее, Arcam изящнее (?) и как бы схематичнее; Krell современный был лучше по динамическому масштабу и тональной точности, но чуть-чуть хуже передавал особенности тембров струнных и духовой “меди”, но я бы предпочёл Krell – но это совсем другие деньги, к сожалению. Вот, для точки отсчёта.

Я выбирал в условиях дефицита бюджета, и был ограничен моделями с достаточной выходной мощностью и толерантностью к низкоомной нагрузке. В итоге купил усилитель без прослушивания :wink: , понадеявшись на прошлые впечатления, изначально предполагая замену конденсаторов и регулировку. Как бы доволен, т.к. аппараты с близким набором достоинств и без присущих сабжу недостатков стоят намного дороже. Это я понимаю и потому слушаю музыку.

P.S. Ещё ТТХ приложу, это во второй половине 90-х поляки для своего журнала измерили:

Мощность номинальная 8Ом: 180Вт
Мощность номинальная 4Ом: 280Вт
Диапазон частот (по -3dB): 8Гц - 55кГц
Гармонические искажения (1Вт при 4Ом): 0,09%
Динамический диапазон: 95,5дБ (только что они имели в виду?)
Отношение сигнал/шум (взвешенно по кривой A): 88дБ
Коэффициент демпфирования (1кГц, 4Ом): 150

Где-то оно похоже на реальность…

11 лайков

Черти, могли же раньше англичане!

7 лайков

202 второй в рабочем состоянии точно не хлам!

1 лайк

Все англ. усилители хлам кроме нейма (не начальный). По звуку можно найти интереснее.

Все японские и американские усилители хлам кроме Kondo (не начальный). По звуку можно найти интереснее.

3 лайка

Патовая ситуация! :joy:

1 лайк

Цена на nait какая-то запредельная - 650 фунтов …

3 лайка

На фоне других да, сразу заметно.

NAD 3020

соусом этой легенды NAD еще дооолго кормилась, продавая свои последующие очередные легендарные аппараты )) пока их китай совсем не съел

2 лайка

Старый пасечник перед смертью подозвал к своей постели сына и сказал: “Запомни. Все на свете - #йня, кроме пчёл!” Потом потерял сознание. Через некоторое время снова приоткрыл глаза и произнес: “Да и пчелы тоже - #йня”.

11 лайков

Значит, нужно больше абсурда: все усилители есть хлам и суета! :wink:

1 лайк

Но по звуку можно найти интересные!))

1 лайк

И не только :wink:

Нет.
В США и Японии были более интересные разработки в плане схемотехники. Англ. по схемотехнике много одинаковых.
Из современных я бы назвал Exposure 3010 - сборка хорошая и цена не высокая. Roksan слушал мне не пнравилось, а у Канди еще и ручка энкодера болтается.
Нейм это интересные аппараты да дороже, но значительно лучше.
Поэтому большая часть англ. усилителей это хлам.
Я с удовольствием послушал бы хороший Английский усь, но пока не удалось. Нейму повезло он есть в хороших салонах.

2 лайка

Атс послушайте

Очень интересно. Продолжите с примерами?

Если речь идёт о первой серии 3010, на картинке его ФЧХ:

Ничего не смущает?

Chord – хороший? Из старых и умеренно недорогих, к примеру, CR Dev. CR325/326/328, XTC, Linn (не на микросборках, т.е. до “чакр”) и т.д…

Много их.